Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2024 (2-3196/2023;) от 03.11.2023

Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2024 года

Дело № 2-123/2024

УИД 51RS0001-01-2023-003092-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года                          город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                        Кузнецовой Т.С.

при секретаре                                                    Гулиевой А.И.

с участием представителя истца                     Сухотько Ю.Н.,

представителя ответчика                             Курцова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Городская обслуживающая компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Мурманск о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории округа.

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная в районе <адрес> (пункт 456 таблицы 9.1.1 территориальной схемы ТКО), не отвечает нормам и требованиям, предусмотренным законодательством, а именно: контейнерная площадка установлена на проезжей части дворовой территории, не имеет ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Таким образом, указанное место накопления ТКО (контейнерная площадка) должным образом не обустроена, невыполнение ответчиком требований законодательства не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, создает предпосылки для загрязнения отходами компонентов природной среды и создает угрозу для жизни и здоровья населения, таким образом, ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ходе производства по делу прокурор исковые требования уточнил, просил обязать ООО «Городская обслуживающая компания» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, а именно: ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Определением суда от 18 сентября 2023 года по гражданскому делу произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации города Мурманска надлежащим – ООО «Городская обслуживающая компания».

Представитель истца - старший помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Сухотько Ю.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Курцов В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагал, что обустройство данной контейнерной площадки является нецелесообразным, поскольку в настоящее время, в связи со строительством многоквартирного дома на земельном участке, на котором расположена данная площадка, контейнеры для сбора ТКО перенесены за его пределы, кроме того, обустройство контейнерной площадки в зимний период времени затруднительно, ее обустройству препятствует природный ландшафт. Также полагал, что в случае удовлетворения иска обязанность по обустройству контейнерной площадки должно быть возложена и на ООО «ЖЭУ № 3», которое управляет многоквартирным домом № по улице <адрес>, также использующего данную контейнерную площадку.

Представители третьих лиц - ООО «ЖЭУ № 3», комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, администрации города Мурманска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор действует в соответствии с предоставленными ему действующим законодательством полномочиями.

В статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998        № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 2 статьи 24.6 указанного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года        № 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 10 указанных Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями, в том числе в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.

Абзац пятый пункта 2 Правил определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 2 Правил).

В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 5.2.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712, контейнерная площадка – место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой.

Размер контейнерной площадки определяется исходя из задач, габаритов и количества контейнеров, используемых для складирования отходов, но не более предусмотренного санитарно-эпидемиологическими требованиями. Размер площадки на один контейнер должен составлять 2-3 кв.м. Между контейнером и краем площадки размер прохода – не менее 1,0 м, между контейнерами - не менее 0,35 м. На территории жилого назначения площадки проектируются из расчета 0,03 кв.м на 1 жителя или 1 площадка на 6 – 8 подъездов жилых домов, имеющих мусоропроводы; если подъездов меньше – одну площадку при каждом доме.

Контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.

При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12 х 12 м). Размещение площадок при проектировании не должно осуществляться вдоль автомобильных дорог общего пользования, в стороне от уличных фасадов зданий.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории округа.

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная в границах <адрес> установлена для пользования жильцами указанного многоквартирного дома и находиться на обслуживании управляющей организации ООО «Городская обслуживающая компания».

Контейнерная площадка, расположенная в границах <адрес> (пункт 456 таблицы 9.1.1 территориальной схемы ТКО) не отвечает нормам и требованиям, предусмотренным законодательством, а именно: контейнерная площадка установлена на проезжей части дворовой территории, не имеет ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Доказательств обратному, а также тому, что указанные нарушения на момент рассмотрения дела устранены, ответчиком, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, в ходе рассмотрения дела иного не установлено.

Доводы представителя ответчика о том, что контейнеры для сбора мусора в настоящее время временно расположены в районе <адрес> на проезжей части автомобильной дороги общего пользования и ими пользуются жильцы других многоквартирных домов, находящихся на обслуживании других управляющих организаций, в связи с чем обустройство контейнерной площадки нецелесообразно, суд полагает несостоятельными.

Так, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Мурманск собственником контейнерной площадки по адресу: <адрес>, является ООО «Городская обслуживающая организация».

Из материалов дела следует, что нахождение контейнеров для сбора мусора, расположенных в настоящее время в районе <адрес> на проезжей части автомобильной дороги общего пользования – проезде по <адрес>, с уполномоченным органом не согласовано, кроме того, наличие контейнеров в границах автомобильных дорог приводит к замусориванию элементов автодорог, способствует ухудшению условий эксплуатации и содержания автомобильных дорог, а также противоречит требованиям безопасности дорожного движения, установленным ГОСТ Р 50597-2917 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирного дома относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года         № 491.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу подпункта «д (2)» пункта 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, определен конкретный перечень работ по содержанию многоквартирных домов.

Согласно подпункту 3.7.1 указанных Правил на управляющую организацию многоквартирного дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в не канализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что место накопления ТКО (контейнерная площадка), расположенная в границах многоквартирного <адрес>, должным образом не обустроена, невыполнение ответчиком требований законодательства не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, создает предпосылки для загрязнения отходами компонентов природной среды и создает угрозу для жизни и здоровья населения.

Непринятие мер управляющей организацией по обустройству контейнерной площадки приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что требуемый прокурором срок устранения допущенных нарушений – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - разумным и достаточным для надлежащего исполнения ответчиком решения суда. Ответчиком доказательств невозможности проведения необходимых работ с надлежащим качеством в указанный период не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Городская обслуживающая компания» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Городская обслуживающая компания» (ИНН 5190090834) в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, а именно: ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Городская обслуживающая компания» (ИНН 5190090834) в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                    судья               Т.С. Кузнецова

2-123/2024 (2-3196/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского округа г. Мурманска
Ответчики
ООО "Городская обслуживающая компания"
Другие
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
Администрация г. Мурманска
ООО «ЖЭУ №3»
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
03.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.11.2023Передача материалов судье
07.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее