Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-262/2023 (2-2666/2022;) ~ М-1366/2022 от 19.05.2022

Дело №2-263/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2023 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,

при секретаре Шенкель А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белослудцева Е.И. к администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации Никольского сельсовета Емельяновского района о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Белослудцева Е.И. обратилась в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации Никольского сельсовета Емельяновского района, в котором просит возложить на ответчиков обязанность оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО, расположенную по адресу: <адрес> соответствии с требованиями действующего законодательства, взыскать судебные расходы в размере 100000 руб.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником дачного участка, расположенного в д. <адрес>. В апреле 2019 года ООО «Красноярская рециклинговая компания» были установлены мусорные контейнеры, расположенные по дороге к земельному участку истца. Сбор и вывоз ТКО осуществляется, однако в связи с тем, что вокруг контейнеров не оборудована контейнерная площадка, на земельный участок попадает мусор, что является нарушением прав истца.

В судебном заседании Белослудцева Е.И. и ее представитель ФИО3 (действующий по устному ходатайству) поддержали заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> ФИО4 (действующая по доверенности) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в настоящее время в <адрес> установлена оборудованная контейнерная площадка, что подтверждается фотоматериалом. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ИП ФИО5 заключен муниципальный контракт по обустройству мест (площадок) накопления отходов потребления, в связи с чем отсутствует нарушение прав истца.

В судебном заседании представитель третьего лица - ООО «Красноярская рециклинговая компания» ФИО6 (действующий по доверенности) суду пояснил, что в связи с систематическим складированием населением в контейнерное оборудование (мульды) несанкционированных отходов в виде строительного мусора, веток и спилов деревьев, и в результате отсутствия технической возможности поднятия мульды мусоровозной техникой в связи с превышением ее веса, принятия твердых коммунальных отходов Региональным оператором по левобережной технологической зоне <адрес> ООО «Красноярская Рециклинговая компания» (далее - Региональный оператор) на контейнерной площадке, по адресу: <адрес>, д. Раскаты, <адрес>, стало невозможным. ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором, мульды, в количестве двух штук демонтированы, и территория расчищена от твердых коммунальных отходов.

В судебное заседание не явились представители администрации Никольского сельсовета Емельяновского района, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, были извещены.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно пункту 1 статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, устанавливающей требования к местам (площадкам) накопления отходов, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно части 6 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 9 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ », (далее - Правила обращения с ТКО), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 10 Правил обращения с ТКО установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 15 Правил обращения с ТКО).

В соответствии с пунктом 148 (26). «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21) установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Пунктом 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлены требования к размещению мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципального района.

Таким образом, за состояние и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), расположенных в д. <адрес> отвечает администрация <адрес>. Схемой обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> установлено, что <адрес> входит в обеспечение к региональному оператору ООО «Красноярская рециклинговая компания».

Из материалов дела следует, что Белослудцева Е.И. является собственником земельного участка и дачного дома, расположенных в д. <адрес>.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывала на то, что в апреле 2019 года ООО «Красноярская рециклинговая компания» были установлены мусорные контейнеры, расположенные по дороге к земельному участку истца. Сбор и вывоз ТКО осуществляется, однако в связи с тем, что вокруг контейнеров не оборудована контейнерная площадка, на земельный участок общего пользования попадает мусор, что является нарушением прав истца.

В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Красноярская рециклинговая компания» указывал на то, что в связи с систематическим складированием населением в контейнерное оборудование (мульды) несанкционированных отходов в виде строительного мусора, веток и спилов деревьев, и в результате отсутствия технической возможности поднятия мульды мусоровозной техникой в связи с превышением ее веса, принятия твердых коммунальных отходов Региональным оператором по левобережной технологической зоне <адрес> ООО «Красноярская Рециклинговая компания» на контейнерной площадке, по адресу: <адрес>, стало невозможным. ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором, мульды, в количестве двух штук демонтированы и территория расчищена от твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> представила муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и ИП ФИО5 по обустройству мест (площадок) накопления отходов потребления.

Судом установлено, что в д. <адрес> установлена оборудованная контейнерная площадка, что подтверждается фотоматериалом.

Разрешая заявленные истцом требования, в части возложении на административных ответчиков обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и мест для складирования крупногабаритных отходов, суд исходил из того, что обязанность по их созданию и ликвидации несанкционированной свалки возлагается на администрацию <адрес>, что предусмотрено действующим законодательством.

Так администрация <адрес> является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также мест (площадок) для складирования крупногабаритных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором, мульды в количестве двух штук по адресу: <адрес>, были демонтированы, и территория расчищена от твердых коммунальных отходов.

В настоящее время в <адрес> установлена оборудованная контейнерная площадка. С требованиями об оборудовании контейнерной площадки по <адрес> в <адрес> истица в администрацию <адрес> не обращалась.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт наличия несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном по <адрес> в д. Раскаты не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, что также подтвердил в судебном заседании представитель ООО «Красноярская рециклинговая компания». Факт оборудования контейнерной площадки в д. <адрес> подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Поскольку судом отказано в удовлетворении иска, у суда отсутствует основания для удовлетворения требований о взыскании с ответчиков судебных расходов.

При этом, истица не лишена права обратиться в администрацию <адрес> с заявлением об оборудовании контейнерной площадки по <адрес> в д. <адрес>, а также в суд, избрав надлежащий способ защиты своего права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Белослудцева Е.И. к администрации <адрес>, администрации Никольского сельсовета <адрес> о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд ответчиком в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2023 года.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева

2-262/2023 (2-2666/2022;) ~ М-1366/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белослудцева Е.И.
Ответчики
ООО Красноярская рециклининговая компания
Администрация Емельяновского района Красноярского края
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Горбачева Елена Николаевна
Дело на сайте суда
emel--krk.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.08.2022Предварительное судебное заседание
29.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2022Предварительное судебное заседание
04.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.01.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.01.2024Дело оформлено
03.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее