Дело № 2-1034/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего Копаева А. А.,
при секретаре Мезенове В. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда в пгт. Ленино, гражданское дело по иску ФИО6 к администрации Останинского сельского поселения Ленинского района Республики ФИО9 о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в Ленинский районный суд Республики ФИО9 с указанным выше иском, в котором, обосновывая заявленные требования, истец ссылается на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – ФИО2, после смерти которого осталось наследственное имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: Республика ФИО9, <адрес>. Мать истца ФИО8 приняла наследство после смерти супруга, но не оформила своих наследственных прав. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО3, после смерти которой осталось наследственное имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: Республика ФИО9, <адрес>. На обращение истца к нотариусу, с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти матери ФИО8, которая приняла, но не оформила своих наследственных прав после смерти ФИО2, ФИО6 получил отказ, ввиду отсутствия у него правоустанавливающего документа на наследственное имущество. На основании изложенного, для защиты своих наследственных прав истец, вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец ФИО6 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
Представитель ответчика – администрации Останинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика нотариус Ленинского районного нотариального округа Республики ФИО9 О. В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрении дела была извещена надлежащим образом. От нее в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьего лица по имеющимся в нем письменным материалам.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы инвентарного дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АЯ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1205 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяется по праву страны, где это имущество находится.
В силу ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения права собственности, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации – по ФИО1 праву.
Поскольку на день возникновения права собственности на недвижимое имущество, открытие наследства, правоотношения и правовой режим имущества, регулировались нормами законодательства ФИО7, при разрешении данного спора суд считает правильным применение норм материального права ФИО7, действующих на период возникновения спорных правоотношений, с учетом правовых норм Российской Федерации.
При определении наследственной массы после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Решением исполнительного комитета Останинского сельского совета <адрес> Автономной Республики ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 передан в частную собственность земельный участок, площадью 0,12 га, по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Данное решение не изменялось, не отменялось и является актуальным на данный момент, что подтверждается сообщением администрации Останинского сельского поселения <адрес> Республики ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки администрации Останинского сельского поселения <адрес> Республики ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно записей похозяйственных книг, с 1986 по 1990 год – главой домохозяйства, состоящего из жилого дома и земельного участка площадью 0,12 га по адресу: <адрес>, №, являлся ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1991 года по 1995 год – главой домохозяйства, состоящего из жилого дома и земельного участка площадью 0,12 га по адресу: <адрес>, №, являлся ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1996 года по 2000 год – главой домохозяйства, состоящего из жилого дома и земельного участка площадью 0,12 га по адресу: <адрес>, являлся ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2001 года по 2022 год – главой домохозяйства, состоящего из жилого дома и земельного участка площадью 0,12 га по адресу: <адрес>, является – ФИО6.
Согласно сообщению администрации Останинского сельского поселения <адрес> Республики ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ, на балансе администрации Останинского сельского поселения жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не состоит, сведения в реестре муниципального имущества муниципального образования Останинское сельское поселение о жилом доме и земельном участке по указанному адресу, отсутствуют.
Как следует из представленных на запрос суда Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО9 выписок из Единого государственного реестра недвижимости, земельному участку, площадью 1200 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый №, право собственности ни за кем не зарегистрировано. Право собственности на жилой дом, общей площадью 50,5 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: Республика ФИО9, <адрес>, зарегистрировано за ФИО6.
Как следует из сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ, техническая документация и поземельная книга, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на хранение в архиве <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики рым не находится.
На момент передачи спорного земельного участка в собственность ФИО6 вопросы о возникновении и прекращении права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, Гражданским кодексом УССР от ДД.ММ.ГГГГ, Законом ФИО7 «О собственности» от ДД.ММ.ГГГГ року N 697-XII, Декретом ФИО7 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Декрет).
Данным Декретом сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины (пункт 1).
Из содержания пункта 3 Декрета, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
В соответствии с абзацем 1 ст. 128 Гражданского кодекса УССР в редакции 1963 года, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О собственности», в редакции от 11 апреля 1995 года, работа граждан является основой создания и приумножение их собственности.
Таким образом, ни Гражданским кодексом УССР в редакции 1963 года, ни Законом Украины «О собственности» не было предусмотрено, в качестве основания для возникновения права собственности на земельный участок, наличие государственной регистрации или выдачи государственного акта на право частной собственности на землю.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса Украины в редакции 18 декабря 1990 года было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Согласно абз. 1 ст. 22 ЗК Украины, право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Абзацем 1 статьи 23 ЗК Украины в редакции 18 декабря 1990 года предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
Из анализа указанных норм права следует, что моментом возникновения права собственности на землю являлось установление землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего это право.
В тоже время, пунктом 6 Декрета было приостановлено действие ст. 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 Декрета.
По состоянию на 1999 год государственный акт ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, площадью 0,12 га, не выдавался на основании п. 6 Декрета. Однако само по себе решение органа местного самоуправления о передаче земельного участка бесплатно в собственность свидетельствовало о приобретении наследодателем права собственности на переданный ему в 1999 году земельный участок.
Таким образом, из анализа указанных норм права ФИО7 и материалов дела, следует, что у ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, при жизни возникло право собственности на земельный участок, площадью 0,12 га, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 524 ГК УССР 1963 года (в редакции действующей на момент возникновения правоотношений), наследство осуществляется по закону и по завещанию. Наследство по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Ст. 529 ГК УССР 1963 года (в редакции действующей на момент возникновения правоотношений) при наследовании по закону наследниками первой очереди являются, в равных долях, дети (в том числе усыновленные), жена и родители (усыновители) умершего. К числу наследников первой очереди относится также ребенок умершего, который родился после его смерти. Внуки и правнуки наследстводателя являются наследниками по закону, если на время открытия наследства нет в живых того из их родителей, кто был бы наследником; они унаследуют поровну в той доле, которая принадлежала бы при наследовании по закону их умершему родителю.
Ст. 548 ГК УССР 1963 года (в редакции действующей на момент возникновения правоотношений) закрепляет, что для приобретения наследства необходимо, чтобы наследник его принял. Не допускается принятие наследства с условием или с предостережениями. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства.
В соответствии со ст. 549 ГК УССР 1963 года (в редакции действующей на момент возникновения правоотношений), признается, что наследник принял наследство:
- если он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом;
- если он подал государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Отмеченные в этой статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из сообщений нотариусов Ленинского районного нотариального округа Республики Крым следует, что наследственное дело к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Вместе с тем, суд отмечает следующее.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО8, что подтверждается повторным свидетельством о смерти серии I-АЯ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением местного суда <адрес> АРК по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО12 (Краснова) Л. Н., умершая ДД.ММ.ГГГГ, являлись мужем и женой.
После смерти ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом заведено наследственное дело №. Согласно материалам наследственного дела, с заявлением о принятии наследства, в установленный законом срок, обратился сын наследодателя – ФИО6. Впоследствии на имя истца нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом с надворными строениями, который находится в <адрес>, №, <адрес>, Автономной Республики ФИО9. В данном свидетельстве нотариус также указал, что наследственный жилой дом принадлежал наследодателю как пережившей супруге, которая приняла, но не оформила своих наследственных прав после смерти супруга - ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ, которому в свою очередь указанный жилой дом принадлежал на основании свидетельства о праве собственности, выданного исполкомом Останинского сельского совета <адрес> Автономной Республики ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ <адрес>, под реестровым номером № (л.д. 10).
Таким образом, согласно нормам материального права ФИО7 ФИО8 является наследником первой очереди по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшей наследство, после смерти указанного наследодателя, но не оформившей своих наследственных прав.
Вместе с тем, получить свидетельство о праве на наследство по закону на наследственный земельный участок истец не имеет возможности, ввиду отсутствия у ФИО6 документов, подтверждающих принадлежность наследодателю вышеуказанного наследственного имущества на праве собственности, что подтверждается письмом нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика по делу, а также отсутствие иных наследников вступивших в наследство после смерти наследодателей, учитывая наличие у истца препятствий в оформлении наследства, суд считает, что защита прав и интересов ФИО6 возможна только в судебном порядке, а заявленное требование, исходя из обстоятельств, установленных по делу, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО6 к администрации Останинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону, удовлетворить.
Признать за ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, площадью 1200 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти матери – ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, которая приняла, но не оформила своих наследственных прав после смерти супруга – ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия.
Судья А. А. Копаев