Дело № 11-80/2022
УИД 04RS0021-01-2022-001050-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2022 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шигаева А.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от *** по делу по иску ПАО «ТГК-14» к Шигаеву А.Г., Шигаевой А.А. о взыскании задолженности за тепловую энергию,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от *** удовлетворены исковые требования ПАО «ТГК-14» к Шигаеву А.Г., Шигаевой А.А. Судом взыскано с Шигаева А.Г., Шигаевой А.А. в пользу ПАО «ТГК-14» задолженность за тепловую энергию за периоды с *** по ***, с *** по *** в размере 18 640, 17 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 745,61 руб.
Не согласившись с указанным решением ответчиком Шигаевым А.Г. подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе Шигаев А.Г. просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что между ним и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют договорные отношения, так как в *** в его квартире произведен демонтаж приборов отопления и снят счетчик ГВС. Квартира обогревается электроприборами. Так как произведен демонтаж батарей, Шигаев А.Г. считает, что ПАО «ТГК-14» расторг договор поставки тепловой энергии в одностороннем порядке. Возобновление начислений и взыскание платы за отопление расценивает как понуждение ПАО «ТГК-14» к заключению нового договора, что является злоупотреблением права.
В судебном заседании Шигаев А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что приборы отопления в квартире истца отсутствуют, были демонтированы истцом.
Представитель ПАО «ТГК-14» по доверенности Чиркова Е.О. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что в *** году ПАО «ТГК-14» не производил демонтаж отопительных приборов в жилом доме по <адрес>. Квартира ответчика находится в тепловом контуре многоквартирного дома, Шигаев А.Г. обязательства по теплоснабжению не исполняет. За отсутствие приборов отопления в квартире Шигаева А.Г. ПАО «ТГК-14» ответственности не несет, ответчик должен своевременно вносить плату.
Шигаева А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела документы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Шигаев А.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Шигаева А.А. зарегистрирована в указанной квартире с ***.
Данное жилое помещение располагается в многоквартирном доме, который в установленном порядке подключен к централизованной системе теплоснабжения. Посредством присоединенных сетей теплоснабжение дома осуществляет ПАО «ТГК-14».
В спорный период времени с *** по ***, с *** по *** ответчики Шигаевы плату за коммунальную услугу отопление не осуществляли, данное обстоятельство Шигаевым А.Г. не оспаривалось. Ответчик настаивал на том, что подобной обязанности у него нет в связи с тем, что ПАО «ТГК-14» услуга теплоснабжения не оказывается. В квартире радиаторы отопления отсутствуют, жилое помещение отапливается посредством электроприборов.
Разрешая возникший между сторонами спор, мировой судья пришел к выводу о том, что оснований для признания начислений незаконными нет, правовые основания для освобождения от оплаты коммунальной услуги по отоплению отсутствуют.
Вопреки доводам подателя жалобы, суд находит обоснованными выводы суда первой инстанции, поскольку отсутствие в квартире Шигаевых теплопринимающих устройств не свидетельствует о не оказании ПАО «ТГК-14» услуг по отоплению и не освобождает ответчиков от ее оплаты, поскольку многоквартирный дом подключен к центральной системе теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом-потребителем являются договорными.
Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии (п. 1 ст. 546 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 548 ГК РФ, приведенные законоположения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту- Закон о теплоснабжении).
В силу пунктов 4, 5 и 14 ст. 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как правило, нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Так, в соответствии со ст. 36 гл. 6 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу ч. 2 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку система централизованного отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона, относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения (изменения) возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме, возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Нормы ст. 546 ГК РФ, устанавливающие механизм изменения и расторжения договора энергоснабжения, не могут применяться в отрыве от приведенных выше правовых норм.
Согласно п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что фактически тепловую энергию Шигаевы для обогрева жилого помещения не потребляют. Как достоверно установлено судом, жилое помещение, пользователем которого являются ответчики, находится в тепловом контуре многоквартирного дома, подключенного к централизованной системе отопления. В связи с чем говорить о том, что ответчики не пользуется предоставляемой истцом коммунальной услугой не приходится.
В целом приведенные подателем жалобы доводы не свидетельствуют о незаконности заявленных требований ПАО «ТГК-14», поскольку сам по себе факт отсутствия теплопринимающих устройств в квартире ответчика не является основанием для освобождения ответчиков от оплаты услуг отопления. Для освобождения от оплаты услуги отопления, необходимо предоставить согласование произведенного демонтажа с органом самоуправления.
Таким образом, само по себе отсутствие в квартире отопительных приборов (радиаторов), с учетом приведенных выше норм законодательства, не исключает возложение на собственника (пользователя) жилого помещения обязанности по оплате услуг за тепловую энергию.
Представленный истцом расчет потребления тепловой энергии проверен, ответчиком не опровергнут, альтернативный расчет не представлен.
Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены законно постановленного судебного акта. Каких-либо заслуживающих внимание доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит, таковые не приведены и в суде апелляционной инстанции.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, мировой судья правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат. Мировым судьей при вынесении обжалуемого решения правильно определен круг юридически значимых обстоятельств, дана надлежащая оценка доказательствам, правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться безусловными основаниями к отмене судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от *** по делу по иску ПАО «ТГК-14» к Шигаеву А.Г., Шигаевой А.А. о взыскании задолженности за тепловую энергию оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Шигаева А.Г. - без удовлетворения.
Судья О.В.Мотошкина