Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.
при секретаре Буянове Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова А. Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истец Устинов А.Ю.обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, просил суд: признать за Устиновым А.Ю. право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 48,5 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование своих исковых требований истец ссылался на следующее. Истец постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении – двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера. До ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск-9 имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась. Согласно распоряжению Правительства № 752-р от 01.06.2000 (с изменениями от 17.04.2012 года) г. Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков. Истец обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое выполняет функции наймодателя жилого фонда, с просьбой передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации, однако ответа на свое заявление не получил.
В судебное заседание истец Устинов А.Ю. не явился, о явке в судебное заседание извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Устинова А.Ю. – Мальцева Т.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – Маковский А.В. в судебном заседании вопрос о рассмотрении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен.
Третье лицо Устинов Ю.С. в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 4.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993г. № 4, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в Московской области (утв. решением Малого Совета Мособлсовета от 17.02.1993г. за № 6/34, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Как усматривается из выписки из домовой книги и выписки из лицевого счета, истец Устинов А.Ю. зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 198 КЭЧ района, отцу истца - Устинову Ю.С..
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В период выдачи ордера Устинову Ю.С. – март ДД.ММ.ГГГГ году, порядок предоставления жилых помещений был установлен Законом РСФСР от 11.06.1964 "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" (вместе с "Гражданским кодексом РСФСР"). В соответствии со ст. 295 ГК РСФСР по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нем.
Согласно ст. 296 ГК РФ предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций. В домах государственных, кооперативных и общественных организаций предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилым помещением в домах местных Советов депутатов трудящихся и в домах государственных, кооперативных и общественных организаций оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения. Ордер, выданный с нарушением порядка, установленного в настоящей статье, может быть признан судом недействительным.
Из анализа указанных норм (действовавших в период выдачи ордера на спорное жилое помещение) следует, что основанием для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда на условиях социального найма являлась выдача гражданину органом исполнительной власти ордера на право занятия жилого помещения.
Согласно положениям ст. 301 и 302 ГК РСФСР действовавшего в период предоставления в спорного жилого помещения, наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в настоящей статье, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в нанимаемом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилой площадью, если эти граждане признаются членами его семьи (статья 301) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживавшими с ним совершеннолетними членами его семьи не было иного соглашения.
Аналогичные положения содержатся в статьях 69 и 70 ЖК РФ.
Спорная квартира в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена Устинову Ю.С. из государственного жилищного фонда. Истец Устинов А.Ю. был внесен в ордер и вселен в спорное помещение в качестве члена его семьи.
Из прямого содержания указанных норм Закона, лишь ордер является допустимым доказательством права гражданина на жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должна присутствовать соответствующая отметка или в ордере должно быть указано это.
В выданном 198 КЭЧ района ордере от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует указание о том, что Устинову Ю.С. и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение.
Поскольку в материалах дела имеется ордер, который являлся единственным документом, дающим право на занятие жилого помещения в спорный период, а так же учитывая то, что данный ордер не имеет специальной отметки «служебный», указанный ордер никем не оспорен, незаконным не признан, суд приходит к выводу, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма. Доказательств обратного, сторонами суду не представлено.
Судом установлено, что истец Устинов А.Ю. ранее право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения не использовал, поскольку постоянно и непрерывно проживал на территории г. Ногинск-9, имеющего статус закрытого военного городка с ДД.ММ.ГГГГ года.
Жилое помещение по адресу: <адрес> представляет собой двухкомнатную квартиру, общая площадь которой составляет 48,5 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 3274-Р от 28 июля 2003 г. «О закреплении имущества за 198 КЭЧ района Минобороны России жилой дом <адрес>, находился в оперативном управлении 198 КЭЧ района.
Судом установлено, что в сентябре 2011 года, 198 КЭЧ района Минобороны РФ была переименована в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, на основании Приказа Министра обороны РФ № 756 от 05.07.2010 года. Кроме того, из Приказа усматривается, что к ФГУ «СпецТУИО» Минобороны РФ перешли все полномочия 198 КЭЧ района Минобороны РФ, в том числе, и оперативное управление жилыми помещениями.
Так же судом установлено, что согласно распоряжению Правительства РФ № 752-р от 01.06.2000 года (с изменениями от 17.04.2012 года), которым утвержден перечень, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, г. Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков.
Истец на основании ст. 2 ФЗ от 04.07.1991г. № 1541 «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако ответа на свое заявление не получил.
Таким образом, учитывая, что г. Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, принимая во внимание, что ранее Устиновым А.Ю. право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения не использовалось, а также то, что он занимает квартиру на условиях социального найма, суд полагает, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец имеет безусловное право на приватизацию занимаемой квартиры.
В связи с чем, исковые требования Устинова А. Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, являются законными, обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Устинова А. Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Устиновым А. Ю. право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, а так же основанием для государственной регистрации за Устиновым А. Ю. права собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 48,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья