Дело № 12-135/2020
Р Е ШЕ Н ИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
11 ноября 2020 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда УР Караневич Е.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Администрации МО «Первомайское» Акулова В.А., выступающего на основании доверенности <дата> года №***, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации МО «Первомайское» Вороновой Ольги Юрьевны на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске, главного государственного санитарного врача по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Бакиевой Татьяны Юрьевны от 26.08.2020г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ Администрацию МО «Первомайское»,
установил:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске, главного государственного санитарного врача по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Бакиевой Татьяны Юрьевны от 26.08.2020г. Администрация МО «Первомайское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Глава Администрации МО «Первомайское» Воронова О.Ю., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в Воткинский районный суд Удмуртской Республики с жалобой на вышеуказанное постановление в установленный законом срок, мотивируя жалобу тем, что постановление не законное в связи с отсутствием в действиях Администрации МО «Первомайское» состава административного правонарушения (не является субъектом административного правонарушения), поскольку не несет ответственность согласно ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Администрация МО «Первомайское», должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске, главный государственный санитарный врач по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Бакиева Т.Ю. в судебном заседании не присутствуют, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От должностного лица представлено заявлении о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Жалоба в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Защитник Акулов В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Судье пояснил, что полномочия сельского поселения изложены в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», в статье 14 части 3, но там же предусмотрена возможность изменения перечня полномочий законом субъекта РФ. Имеется Закон УР от 13.07.2005 г. «О местном самоуправлении», где в статье 7.4 определены, какие вопросы местного значения сельского поселения входят в их полномочия. С июля 2018г. (дата вступления в законную силу изменений, связанных с полномочиями сельского поселения Законом УР) организацией водоснабжения занимается Администрация района.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела. Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из обжалуемого постановления, 14.08.2020г. в период времени с 15 часов 00 минут до 15 часов 30 минут в офисе Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске по адресу <*****> <*****> при рассмотрении следующих документов:
- Обращение жителей д. Калиновка Воткинского района.(вх. №*** от 02.07.2020г.), по факту загрязнения родника в <*****>, канализацией, расположенной на участке <*****>;
- Запрос Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г.Воткинске в Администрацию МО «Первомайское» Воткинского района от 24.07.2020 №***;
- Информационное письмо Администрации МО «Первомайское» о водоснабжении в <*****> (вх. №*** от 28.07.2020г.);
- Акт санитарно-эпидемиологического обследования №*** от 27.07.2020г. филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г.Воткинске;
- Фото таблица от 22.07.2020г.
при непосредственном обнаружении, установлено, что имеется достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно: в период времени 22 июля 2020 года с 09 часов 20 минут до 09 часов 42 минуты проведено санитарно-эпидемиологическое обследование источника нецентрализованного водоснабжения (родника) по адресу: <*****> в районе домов №*** по <*****>, в ходе которого выявлено, что Администрацией муниципального образования «Первомайское» Воткинского района допущено нарушения обязательных требований законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил.
Так, администраций МО «Первомайское» при организации нецентрализованного водоснабжения в <*****> допущено нарушение СанПиНа 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», в части:
п. 3.5.1, 3.5.3. «каптажи предназначены для сбора выклинивающихся на поверхность подземных вод из восходящих ши нисходящих родников (ключей) и представляют собой специально оборудованные водосборные камеры различной конструкции. Каптажные камеры нисходящих родников должны иметь водонепроницаемые стены (за исключением стены еда стороны водоносного горизонта) и дно, что достигается путем устройства "замка" из мятой, утрамбованной глины. Материалом стен может быть бетон, кирпич ши дерево определенных пород» - каптажная камера не организована и не оборудована.
и. 3.5.4. «каптажные камеры должны иметь горловину с люком и крышкой, оборудована водозаборной и переливной трубами, иметь трубу опорожнения диаметром не менее 100 лш, вентиляционную трубу и должны быть помещены в специальные наземные сооружения в виде павильона или будки. Территория вокруг каптажа должна быть ограждена» - павильон или будка, предназначенные для каптажной камеры, отсутствует, ограждение территории вокруг родника отсутствует.
п. 3.5.5. «водозаборная труба должна быть оборудована краном с крючком для подвешивания ведра и выведена на 1 - 1,5 м от каптажа. Под краном устраивается скамейка для ведер. На земле у конца водозаборной и переливной труб устраивается замощенный лоток: для отвода излишков воды в водоотводную канаву» - водозаборная труба не оборудована краном с крючком для подвешивания ведра, скамейка для ведер отсутствует, замощенный лоток да- отвода излишков воды в водоотводную канаву отсутствует,
п. 3.5.6. «для защиты каптажной камеры от затопления поверхностными водами должна быть оборудованы отмостки из кирпича, бетона или асфальта с уклоном в сторону I водоотводной канавы» - отмостки из кирпича, бетона или асфальта с уклоном в сторону водоотводной канавы не оборудованы.
Тем самым, Администрацией муниципального образования «Первомайское» Воткинского района нарушается Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в части статьи 11: Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Согласно статьи 1 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года (с изменениями и дополнениями), «санитарно- эпидемиологические требования» - обязательные требования к обеспечению безопасности н (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения. Согласно информационного письма Администрации МО «Первомайское» от 28.07.2020 №*** на территории <*****>, относящегося к МО «Первомайское», централизованное водоснабжение отсутствует, имеется один родник, расположенный в районе домов №*** по <*****>, являющийся единственным источником водоснабжения населения.
Вина юридического лица Администрации МО «Первомайское» состоит в том, что в указанном нарушении усматривается со стороны юридического лица бездействие выразившиеся, не принятием всех зависящих от него мер по соблюдению требований, установленным санитарным законодательством.
Тем самым Администрация МО «Первомайское» совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ наказуемым является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении должно было установить виновность Администрации МО «Первомайское» в нарушении требований, указанных в постановлении, установленных санитарным законодательством, а именно, что именно на Администрацию МО «Первомайское» законом возложена обязанность организации на территории МО «Первомайское» водоснабжения и водоотведения в <*****> в соответствии с требованиями санитарного законодательства (санитарных правил СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»).
Привлекая Администрацию МО «Первомайское» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, должностное лицо пришел к выводу, что именно на Администрацию МО «Первомайское» законом возложена обязанность организации водоснабжения и водоотведения на территории МО «Первомайское» д. Калиновка.
С данными выводами должностного лица нельзя согласиться по следующим основания.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ ) "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" (принят Государственным Советом УР 15.06.2005 N 479-III), к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6 (за исключением создания условий для жилищного строительства), 7, 7.1, 7.2, 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С учетом приведенных норм федерального законодательства и законодательства субъекта РФ – Удмуртской Республики, редакции которых приведены на время совершения административного правонарушения, во вменяемый в вину Администрации МО «Первомайское» период времени (22.07.2020 с 09.20 час. до 09.42 час.), в полномочия Администрации МО «Первомайское» организация на территории МО «Первомайское» водоснабжения и водоотведения в <*****> в соответствии с требованиями санитарного законодательства (санитарных правил СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников») не входила.
Кроме того, согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО «Первомайское» от 5.11.2020, родник в районе домов №*** <*****> д. <*****> в реестре муниципальной собственности МО «Первомайское» не зарегистрированы, документов о признании права муниципальной собственности на них Администрацией не принималось и в Администрацию не поступало.
Указанное обстоятельство должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не учтено.
При установленных судьей обстоятельствах, оснований полагать, что в полномочия Администрации МО «Первомайское» входит организация на территории МО «Первомайское» водоснабжения и водоотведения в <*****> в соответствии с требованиями санитарного законодательства, не имеется.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку подтверждает отсутствие состава административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При указанных обстоятельствах, вынесенное в отношении Администрации МО «Первомайское» постановление от 26 августа 2020 года, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Администрации МО «Первомайское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 чт. 6.3 КоАП РФ, поскольку Администрация МО «Первомайское» субъектом административного правонарушения не является.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ
об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске, главного государственного санитарного врача по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Бакиевой Татьяны Юрьевны от 26.08.2020г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ Администрацию МО «Первомайское», отменить, жалобу главы Администрации МО «Первомайское» Вороновой О.Ю. – удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении – прекратить на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Администрации МО «Первомайское» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через судью Воткинского районного суда Удмуртской Республики, которым вынесено решение по делу в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Караневич