№
68RS0№-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 июня 2024 года
Кирсановский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Волынкиной Е.В.,
при секретаре Богдановой Е.А.,
с участием представителя истца помощника Кирсановского межрайонного прокурора Н.В.Соротника,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и прав несовершеннолетних к МБОУ «Уваровщинская СОШ» о возложении обязанности оборудовать учебную доску дополнительным источником искусственного освещения,
У С Т А Н О В И Л :
Кирсановский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и прав несовершеннолетних обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Уваровщинская СОШ» о возложении обязанности оборудовать учебную доску дополнительным источником искусственного освещения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, в том числе о безопасных условиях их пребывания в образовательных учреждениях. Согласно ч.ч.3, 6, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано оборудовать помещения и территорию в соответствии с государственными нормами и требованиями.
Согласно п.2.4.4 Санитарно – эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, помещения, предназначенные для организации учебного процесса, оборудуются классными досками. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
В ходе проверки установлено, что в кабинете начальных классов филиала <адрес> МБОУ «Уваровщинская СОШ» (<данные изъяты>), учебная доска не оборудована дополнительным источником искусственного освещения. Данные нарушения негативно сказываются на здоровье обучающихся, могут привести к ослаблению зрения, возникновению заболеваний глаз, то есть создают угрозу здоровью несовершеннолетних, в том числе предпосылки для возникновения хронических заболеваний во время образовательного процесса.
Просят возложить на руководство МБОУ «Уваровщинская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать учебную доску дополнительным источником искусственного освещения в кабинете начальных классов филиала <адрес> МБОУ «Уваровщинская СОШ» (<данные изъяты>).
В судебном заседании представитель истца – помощник Кирсановского межрайонного прокурора Соротник Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Уваровщинская СОШ» в судебное заседание не явился, от директора Е.Н. Хохловой поступило ходатайство, в котором просила судебное заседание провести без участия их представителя, исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора признала, просила установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Статьями 45, 46 Конституции РФ установлено, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч.1 ст. 5).
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств (ч.2 ст. 5).
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.2).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
С целью реализации государственной политики в интересах детей создается социальная инфраструктура для детей, представляющая собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В п.п.2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6); образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации (ч.7).
В соответствии с п.3 ч.4 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
В соответствии со ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 утверждены СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
В соответствии п. 2.4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
Судом установлено, что согласно информации, предоставленной директором МБОУ «Уваровщинская СОШ» Хохловой Е.Н., в классах начальной школы в МБОУ «Уваровщинская СОШ» и ее филиалах нет дополнительных источников искусственного освещения над досками, в том числе в филиале <адрес> учебный класс <данные изъяты>. Фото школьной доски прилагается.
Доказательства, что указанные нарушения устранены, суду не представлены.
Таким образом, допущенные нарушения, необеспечение надлежащих условий для охраны жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, являются недопустимыми и подлежат устранению, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Кроме того, в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ - при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании ст.206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, объёма выполнения работ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ, который является разумным и соответствует началу нового учебного года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора (ИНН №, ОГРН №) – удовлетворить.
Обязать МБОУ «Уваровщинская СОШ» (№, ОГРН №) оборудовать учебную доску в кабинете начальных классов филиала <адрес> МБОУ «Уваровщинская СОШ» (<данные изъяты>) дополнительным источником искусственного освещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Волынкина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.В.Волынкина