Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000089-73
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2023 года по делу № 2-120/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
с участием истца Кипрушевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Кипрушевой Н.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения,
установил:
Кипрушева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения. В обоснование исковых требований указала, что 10.01.2023 она обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с составом семьи шесть человек по категории: «семьи, имеющие трёх и более детей». ДД.ММ.ГГГГ ею получено уведомление о том, что постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Считает, что данное решение принято неправомерно. Она имеет регистрацию по месту жительства по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес>. Дом принадлежит её матери ФИО1 Л.А., умершей в ДД.ММ.ГГГГ. Документы на дом не оформлены. Её супруг зарегистрирован по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес>. Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности ФИО12 (доля в праве 1/4) и Кипрушев Д.А., ее супруга, доля в праве 1/2. По данному адресу супруг фактически не проживает, совместное хозяйство с тётей не ведет, своими финансовыми средствами распоряжается самостоятельно. Фактически она, её супруг и их дети проживают по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес>. Нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального на территории Усть-Куломского района она и члены её семьи не являются. В собственности имеют № долю жилого помещения, то есть обеспечены общей площадью менее учетной нормы. Ранее государственной поддержкой за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья не пользовались. В связи с этим просит отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий», обязать ответчика поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи шесть человек, по категории «семьи, имеющие трех и более детей» с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кипрушева Н.В. свои требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнила, что после смерти отца и матери её сестра ФИО1 И.В. в доме по адресу: <адрес>, не проживала, вещи родительские не брала и не пользовалась.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Кипрушев Д.А.
Третье лицо Кипрушев Д.А. исковые требования Кипрушевой Н.В. поддержал и пояснил, что уже 12 лет он проживает со своей супругой и детьми по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Представитель ответчика Павлова М.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения на исковое заявление. В возражениях указано, что представленные истцом документы не подтверждают факт совместного проживания гражданина и членов семьи, что не соответствует пункту 5 части 4 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Следовательно, Кипрушевой Н.В. правомерно отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что с самого рождения проживает по соседству с Кипрушевой Н.В. Сначала в доме по адресу: <адрес>, Кипрушева Н.В. жила с родителями, а более 10 лет живет с супругом Кипрушев Д.А. и детьми. После смерти родителей родная сестра Кипрушевой Н.В. – ФИО24 в родительском доме не жила.
Свидетель Свидетель №2 суду рассказала, что шесть лет назад она приобрела у семьи Шаховых дом по адресу: <адрес>. По соседству, в <адрес>, проживает Кипрушева Н.В. с супругом и детьми. С ними жила мать Кипрушевой Н.В., но года два назад она умерла. У Кипрушевой Н.В. есть родная сестра ФИО24., которая в этом доме не жила, пару раз приходила, когда их мать была жива.
Свидетель Свидетель №3 суду пояснила, что с детства знает Кипрушеву Н.В., которая со своими родителями проживала по адресу: <адрес>. В настоящее время Кипрушева Н.В. проживает в этом же доме со своим супругом и детьми. Родная сестра Кипрушевой Н.В. – ФИО1 И.В. в данном доме длительное время не проживает.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее – Закон № 30-РЗ) определена категория граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
На основании подпункта «г» пункта 1 статьи 1 Закона № 30-РЗ право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, семьи, имеющие трех и более детей, не достигших возраста 18 лет (не достигших возраста 23 лет - в случае обучения детей в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения) на день принятия на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе.
Пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона № 30-РЗ установлено, что имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями, в частности, по приему и проверке документов, постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Кипрушева Н.В. обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «семья, имеющая трех и более детей» с составом семьи шесть человек.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Кипрушевой Н.В. отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, о чем истец уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Основанием для принятия такого решения послужило то, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Истец Кипрушева Н.В. (фамилия до брака ФИО1 Н.В.) находится в браке с Кипрушев Д.А. (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная территориальным отделом записи актов гражданского состояния Усть-Куломского района Управления записи актов гражданского состояния Республики Коми). На иждивении супругов находятся четверо <данные изъяты> детей: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 52-56).
Кипрушева Н.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес> (справки ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Супруг истца Кипрушев Д.А. и несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту жительства по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес> (справки ОМВД России по Усть-Куломскому <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес>, общая площадь 40,2 кв.м являются Кипрушев Д.А. (общая долевая собственность, 1/2), ФИО12 (общая долевая собственность, 1/2).
Установлено, что истцу Кипрушевой Н.В., её супругу Кипрушев Д.А. и <данные изъяты> ФИО8, ФИО9, ФИО10 принадлежит земельный участок площадью 900 +/-11 кв.м (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №). Земельный участок предоставлен истцу и членам её семьи на основании постановления администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № для строительства, обслуживания индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.
Из уведомления филиала ППК «Роскадастр» по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах несовершеннолетнего ФИО11 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (жилые помещения).
При рассмотрении дела из пояснений истца, третьего лица, показаний свидетелей установлено, что семья Кипрушевой Н.В. фактически проживает по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес>.
Указанное жилое помещение на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ № передано Усть-Куломским ДРСУ ФИО26., ФИО27., ФИО24 ФИО1 Н.В. (истец). Общая площадь квартиры составляет 57,4 кв.м, в том числе жилая площадь 27 кв.м.
Родители истца ФИО1 В.Н. и ФИО1 Л.А. умерли (записи актов о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная территориальным отделом записи актов гражданского состояния Усть-Куломского района Управления записи актов гражданского состояния Республики Коми, № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная территориальным отделом записи актов гражданского состояния Усть-Куломского района Министерства юстиции Республики Коми).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу положений статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Исходя из требований пункта 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 35 и 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства. Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, осуществление оплаты коммунальных услуг, возмещение расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены: справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и другие документы.
Согласно сведениям, предоставленным нотариусом Усть-Куломского нотариального округа Республики Коми ФИО13 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственные дела к имуществу ФИО26 умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО27, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводились.
После смерти родителей наследственным имуществом – жилым домом - продолжила пользоваться истец Кипрушева Н.В., фактически приняв наследство.
Статья 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1995 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
При таких обстоятельствах, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в месте фактического проживания само по себе не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, включая и право быть, в данном случае, включенным в список граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В ходе рассмотрения дела факт совместного проживания истца Кипрушевой Н.В. и членов её семьи – супруга Кипрушев Д.А. и <данные изъяты> ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в жилом помещении по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес>, с достоверностью установлен, доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
В силу части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Решением Совета сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ № II-21-161 установлена учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в сельском поселении «Усть-Кулом» в размере 11 кв.м общей площадью на одного человека.
Исходя из приведенных выше положений ЖК РФ, с учетом установленных обстоятельств дела для расчета уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения Кипрушевой Н.В. должен учитываться размер площади жилого помещения, находящегося в реальном пользовании заявителя и членов ее семьи. Установлено, что Кипрушевой Н.В. с учетом фактического принятия наследства после смерти родителей принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес> размере 43,05 кв.м (57,4 кв.м (общая площадь)– 14,35 кв.м (доля ФИО24.)), её супругу Кипрушев Д.А. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский <адрес> размере 20,1 кв.м (40,2 кв.м х № <адрес> жилых помещений, принадлежащих истцу и её супругу, составляет 63,15 кв.м.
Таким образом, судом установлено, что семья Кипрушевой Н.В. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, а именно, в размере 10,53 кв.м (63,15 кв.м : 6) при учетной норме площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в сельском поселении «Усть-Кулом» в размере 11 кв.м общей площадью на одного человека.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оснований для отказа в принятии на учет Кипрушевой Н.В. у ответчика не имелось, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кипрушевой Н.В. удовлетворить.
Отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» в части отказа в принятии на учет Кипрушевой Н.В. на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» (<данные изъяты>) поставить Кипрушеву Н.В. (паспорт гражданина <данные изъяты>) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи шесть человек по категории «семья, имеющая трех и более детей» с 10 января 2023 года.
Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» (<данные изъяты>) в пользу Кипрушевой Н.В. паспорт гражданина <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2023 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца