Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4030/2021 ~ М-2128/2021 от 07.06.2021

Дело № 2-4030/2021

УИД 32RS0027-01-2021-003627-65

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2021 года                                                                                    город Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи Мазур Т.В.,

при секретаре Сафроновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комаричского района Брянской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: при обследовании автомобильной дороги «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области установлено отсутствие тротуара или пешеходной дорожки. Данная автомобильная дорога в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 г. № 286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянкой области» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории. Данная дорога не входит в перечень федеральных дорог, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2020 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения». Также данная дорога не является муниципальной дорогой местного значения.

При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по данным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности, что является недопустимым.

Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд обязать КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуар или пешеходные дорожки в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования»; обязать Департамент строительства Брянской области провести финансирование мероприятий по обустройству на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуара или пешеходных дорожек в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования».

Стороны в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

    В соответствии с частями 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

    К элементам обустройства автомобильных дорог относятся элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    Согласно с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Техническое регулирование осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования № 270-ст от 23 октября 2007 года.

Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» усматривается, что тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящим через населенные пункты.

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога регионального значения «Комаричи - Лубошево» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории.

Как установлено судом, прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: при обследовании автомобильной дороги «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области установлено отсутствие тротуара или пешеходной дорожки.

При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по данным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности, что является недопустимым.

07.04.2021 года прокуратурой Комаричского района Брянской области в адрес начальника КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» было направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога регионального значения «Комаричи - Лубошево» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории.

Постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Комаричи Лубошево» отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 31 декабря 2010 года, данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно пункту 2.1.2 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.

При этом, учреждение осуществляет свою деятельность, в том числе, по следующим основным направлениям: анализ состояния областной дорожной сети с использованием различных форм контроля, технического обслуживания и испытания дорог и сооружений на них, стратегическое долгосрочное и текущее планирование развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2.1 Устава); анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля, технического обслуживания, их испытания (пункт 2.2.2 Устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (пункт 2.2.4 Устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (пункт 2.2.6 Устава).

Соответственно, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к обязанности КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».

Согласно п. 1.3. Устава, функции и полномочия учредителя учреждения от имени Брянской области осуществляет Департамент строительства и архитектуры Брянской области (в настоящее время Департамент строительства Брянской области). Данный департамент выполняет также функции и полномочия главного распорядителя финансовых средств учреждения.

В соответствие с пунктом 3.41. Положения о Департаменте строительства Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 17 августа 2017 года № 139, Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства. Также он в пределах компетенции участвует в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (пункт 3.42).

Таким образом, ответчики в пределах своей компетенции и уставных целей обязаны организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.

Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные прокурором Комаричского района Брянской области требования обоснованными, ввиду того, что указанные нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации на автодороге «Комаричи - Лубошево», угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц – населению Комаричского района Брянской области, а также безопасности иных участников дорожного движения.

При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя прокуратуры Комаричского района Брянской области, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда – 1 год с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Комаричского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуар или пешеходные дорожки в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» в течение 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Обязать Департамент строительства Брянской области провести финансирование мероприятий по обустройству на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуара или пешеходных дорожек в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» в течение 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                   Т.В. Мазур

2-4030/2021 ~ М-2128/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Комаричского района
Ответчики
Департамент финансов Брянской области
Правительство Брянской области
Департамент строительства Брянской области
КУ Управление автомобильных дорог Брянской области
Другие
Комаричская районная администрация
ОГИБДД МО МВД России Севский
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Мазур Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
09.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Дело оформлено
07.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее