Дело № 2-4030/2021
УИД 32RS0027-01-2021-003627-65
Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Сафроновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комаричского района Брянской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: при обследовании автомобильной дороги «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области установлено отсутствие тротуара или пешеходной дорожки. Данная автомобильная дорога в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 г. № 286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянкой области» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории. Данная дорога не входит в перечень федеральных дорог, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2020 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения». Также данная дорога не является муниципальной дорогой местного значения.
При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по данным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности, что является недопустимым.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд обязать КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуар или пешеходные дорожки в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования»; обязать Департамент строительства Брянской области провести финансирование мероприятий по обустройству на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуара или пешеходных дорожек в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования».
Стороны в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Техническое регулирование осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования № 270-ст от 23 октября 2007 года.
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» усматривается, что тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящим через населенные пункты.
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога регионального значения «Комаричи - Лубошево» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории.
Как установлено судом, прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: при обследовании автомобильной дороги «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области установлено отсутствие тротуара или пешеходной дорожки.
При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по данным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности, что является недопустимым.
07.04.2021 года прокуратурой Комаричского района Брянской области в адрес начальника КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» было направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога регионального значения «Комаричи - Лубошево» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории.
Постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Комаричи Лубошево» отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 31 декабря 2010 года, данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 2.1.2 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.
При этом, учреждение осуществляет свою деятельность, в том числе, по следующим основным направлениям: анализ состояния областной дорожной сети с использованием различных форм контроля, технического обслуживания и испытания дорог и сооружений на них, стратегическое долгосрочное и текущее планирование развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2.1 Устава); анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля, технического обслуживания, их испытания (пункт 2.2.2 Устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (пункт 2.2.4 Устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (пункт 2.2.6 Устава).
Соответственно, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к обязанности КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Согласно п. 1.3. Устава, функции и полномочия учредителя учреждения от имени Брянской области осуществляет Департамент строительства и архитектуры Брянской области (в настоящее время Департамент строительства Брянской области). Данный департамент выполняет также функции и полномочия главного распорядителя финансовых средств учреждения.
В соответствие с пунктом 3.41. Положения о Департаменте строительства Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 17 августа 2017 года № 139, Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства. Также он в пределах компетенции участвует в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (пункт 3.42).
Таким образом, ответчики в пределах своей компетенции и уставных целей обязаны организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные прокурором Комаричского района Брянской области требования обоснованными, ввиду того, что указанные нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации на автодороге «Комаричи - Лубошево», угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц – населению Комаричского района Брянской области, а также безопасности иных участников дорожного движения.
При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя прокуратуры Комаричского района Брянской области, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда – 1 год с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Комаричского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуар или пешеходные дорожки в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» в течение 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать Департамент строительства Брянской области провести финансирование мероприятий по обустройству на автомобильной дороге регионального значения «Комаричи - Лубошево» по ул. Школьная, 13 с. Аркино Комаричского района Брянской области тротуара или пешеходных дорожек в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» в течение 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Мазур