Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-224/2020 от 13.03.2020

Судья Рачковская Ю.В.      Дело № 21-224/2020 (№ 12-81/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 мая 2020 года жалобу генерального директора ООО "Роса" Пестова С.В. на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 30 января 2020 года, которым

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми <Номер обезличен> от 10 декабря 2019 года о привлечении генерального директора ООО "Роса" Пестова С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения жалоба Пестова С.В. - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми <Номер обезличен> от 10 декабря 2019 года Пестов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Оспаривая законность вынесенного постановления должностного лица, Пестов С.В. обратился с жалобой в суд.

По результатам рассмотрения жалобы судом принято указанное решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, Пестов С.В. представил в Верховный Суд Республики Коми жалобу, в которой просит об отмене вынесенного решения судьи по основанию нарушения процессуальных требований закона, указывает о проведении рекультивации по завершению работ по строительству пруда-копани.

Выслушав Пестова С.В.. должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Андарьянову Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановления о привлечении Пестова С.В. к административной ответственности, генеральным директором ООО "Роса" Пестовым С.В. допущено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в негативном воздействии на окружающую среду, в результате проведения работ по выемке грунта (торфа) с образованием котлованов, перекрытии плодородного слоя почвы на участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ..., расположенном в ... Сыктывдинского района Республики Коми, с видом разрешённого использования для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, принадлежащем на праве собственности ООО "Роса".

В соответствии со статьёй 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды регулируются в частности Федеральном законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу статьи 3 названного Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ любая хозяйственная и иная деятельность осуществляется на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со статьёй 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В порядке, установленном статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Давая оценку вынесенному по делу постановлению должностного лица, судья районного суда, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришёл выводу о законности оспариваемого постановления и наличии в действиях привлекаемого лица состава вменённого правонарушения. Вместе с тем, судом при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые выразились в рассмотрении дела в отсутствии Пестова С.В.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.2, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса.

В силу части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц.

Выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении жалобы на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что Пестову М.В. как должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности, с целью обеспечения его права на судебную защиту при назначении его жалобы на постановление должностного лица к рассмотрению судом по адресу, указанному в жалобе, направлялось судебное извещение о месте и времени рассмотрения дела. Согласно отметке на почтовом конверте, судебное извещение возвращено в адрес отправителя "за истечением срока хранения".

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное".

Правила оказания услуг почтовой связи, утверждённые приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, предусматривают оставление адресату извещения о поступлении регистрируемого почтового отправления. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения. Почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (пункт 34).

Рассматривая дело в отсутствие Пестова С.В.. суд исходил из его неявки в судебное заседание при его надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения дела.

Полагаю, указанные выводы судьи районного суда ошибочными.

Как следует из материалов дела, извещение о месте и времени рассмотрения дела судьёй было направлено Пестову С.В. по адресу: ....

Вместе с тем, дом ... по ул. ... в г. ... не является многоквартирным жилым домом, и, соответственно, квартира ... в нём отсутствует.

По сообщению УФПС Республики Коми Сыктывкарский Почтамт квартиру ... в доме <Номер обезличен> найти не представилось возможным, извещение оставлено не было, письмо возвращено в отделение почтовой связи и передано в картотеку до востребования, а после истечения срока хранения возвращено в суд.

Поскольку в данном случае фактически не были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", предусматривающие, в том числе, оставления извещения, то с учётом вышеуказанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" полагаю, что Пестов С.В. не был надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, что повлекло нарушение его права на защиту.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учётом изложенного, обжалуемое Пестовым С.В. решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 30 января 2020 года, вынесенное в отношении Пестова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, направить дело на новое рассмотрение в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Судья      В.М. Соболев

Копия верна, судья                          В.М. Соболев    

21-224/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Пестов Сергей Васильевич
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

КоАП: ст. 8.7 ч.2

Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
16.03.2020Материалы переданы в производство судье
25.03.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее