Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-46/2024 ~ М-5/2024 от 10.01.2024

Копия к делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                 а. Хакуринохабль

Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего Воитлева А.Н., при секретаре судебного заседания Хатух И.А., с участием: помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея Мешлок Р.А., представителя администрации МО «<адрес>» Бгуашевой С.И., главы администрации МО «Заревское сельское поселение» Хамерзоков М.К., представителя третьего лица комитета имущественных отношений администрации МО «<адрес>» Шаов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и администрации МО «Заревское сельское поселение» о возложении обязанности принять меры по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры семь участков,

                                УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики Адыгея действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях многодетных семей, в ходе которой установлено следующее, что семьям, имеющим трех и более детей в ДД.ММ.ГГГГ году на территории <адрес> предоставлено 7 участков в <адрес> которые не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, отсутствуют сети газо-, электроснабжения, водоснабжение, водоотведение, транспортная инфраструктура. Однако требуемые работы по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков предоставленных многодетным семьям в рамках вышеуказанной государственной программы не выполнены. Таким образом, в настоящее время вышеуказанные участки в нарушение требований названного законодательства не обеспечены коммунальной инфраструктурой, т.е. электро-, тепло-, газо и водоснабжением, а также необходимой дорожной инфраструктурой. На протяжении более ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления меры к обеспечению инфраструктурой не принимались. Выявленные нарушения существенно ущемляют права многодетных семей на использование земельного участка в целях улучшения жилищных условий. С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства социальных гарантиях многодетных семей. По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, нарушения законодательства не устранены. Приведенные нарушения существенно ущемляют права жителей района, в том числе многодетных семей на пользование земельными участками в целях улучшения жилищных условий.

Помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея Мешлок Р.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, а именно просил суд обязать и администрацию МО «<адрес>» принять меры по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» Бгуашева С.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку на текущий год расходы на указанные мероприятия предусмотрены не были, в виду отсутствия денежных средств, однако при удовлетворении иска просила суд установить срок, для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика глава администрации МО «Заревское сельское поселение» Хамерзоков М.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы Бгуашевой С.И..

Представитель третьего лица комитета имущественных отношений администрации МО «<адрес>» Шаов М.М. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, переданы органам местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на территории района.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро – газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Так, согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

На территории Республики Адыгея действует Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно».

В соответствии с ч. 1 ст, 2 Закона Республики Адыгея «О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности однократно, в первоочередном порядке предоставляются гражданам, имеющим 3 и более детей для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2020-2024 годы» утверждена подпрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства», которой предусмотрено ресурсное обеспечению по финансированию подпрограммы за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета.

В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность, существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства.

В силу п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселений и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - ФЗ ) Российская Федерация в целях жилищного строительства, создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3 - 7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает на три года органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа о предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории.

В силу ст. 2 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно» (далее - Закон РА ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (далее земельные участки), однократно, в первоочередном порядке предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки) в границах муниципального района, на территории которых не менее пяти лет проживает гражданин, подавший заявление.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся; разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от ДД.ММ.ГГГГ «По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным о оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Вместе с тем, проверкой установлено, что семьям, имеющим трех и более детей в ДД.ММ.ГГГГ году на территории <адрес> предоставлено 7 участков в <адрес> которые не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, отсутствуют сети газо, электроснабжения, водоснабжение, водоотведение, транспортная инфраструктура.

Однако требуемые работы по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков предоставленных многодетным семьям в рамках вышеуказанной государственной программы не выполнены.

Таким образом, в настоящее время вышеуказанные участки в нарушение требований названного законодательства не обеспечены коммунальной инфраструктурой, т.е. электро-, тепло-, газо и водоснабжением, а также необходимой дорожной инфраструктурой.

На протяжении более 10 лет органы местного самоуправления меры к обеспечению инфраструктурой не принимались.

Выявленные нарушения существенно ущемляют права многодетных семей на использование земельного участка в целях улучшения жилищных условий.

С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства социальных гарантиях многодетных семей.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, нарушения законодательства не устранены.

Приведенные нарушения существенно ущемляют права жителей района, в том числе многодетных семей на пользование земельными участками в целях улучшения жилищных условий

При таких обстоятельствах суд считает необходимым, удовлетворить исковое требования прокурора <адрес> в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и администрации МО «Заревское сельское поселение» о возложении обязанности принять меры по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры семи участков, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «<адрес>» и администрацию МО «Заревское сельское поселение» принять меры по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры семи участков (предоставленных семьям имеющих трех и более детей в ДД.ММ.ГГГГ году) в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шовгеновский районный суд.

Председательствующий                                    п/п           А.Н. Воитлев

Верно:

Судья

Шовгеновского районного суда

Республики Адыгея                                                       А.Н. Воитлев

2-46/2024 ~ М-5/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Шовгеновского района
Ответчики
Администрация МО "Заревское сельское поселение"
Администрация МО "Шовгеновский район"
Другие
Комитет имущественных отношений Администрации МО "Шовгеновский район"
Суд
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея
Судья
Воитлев Адам Нуриевич
Дело на сайте суда
shovgenovsky--adg.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Подготовка дела (собеседование)
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее