УИД 66RS0015-01-2022-001452-87 Гражданское дело № 2-1143/2022
Мотивированное решение составлено 08.08.2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при секретаре судебного заседания Душкиной М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моревой Н. П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (Управление социальной политики №10, ОГРН 1026600629901) о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Морева Н.П. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (далее по тексту - Управление социальной политики №10) о взыскании компенсации морального вреда указав, что 18.03.2021 в адрес истца от ответчика поступило досудебное предупреждение о необходимости выплатить 35 265 рублей переплаты. Попытки истца получить пояснения от ответчика, не увенчались успехом. С момента получения требования истец не могла спокойно спать, у нее болела голова, было чувство тревоги и страха, часто повышалось давление.
13.12.2021 мировым судьей судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области Забировой Е.Ю. вынесено заочное решение о взыскании с истца неосновательного обогащения в пользу Управления социальной политики № 10. Заочное решение было отменено по заявлению истца Моревой Н.П. и 21.02.2022 по делу вынесено новое решение, которым в иске Управления социальной политики №10 было отказано. 03.06.2022 апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
Истец указывает, что ответчик бездоказательно выдвигает и распространяет утверждения о недобросовестности истца, которые носят порочащий характер и не соответствуют действительности. Второй год ответчик посягает на честь истца, достоинство и доброе имя как ветерана труда РФ. Действия ответчика унижают истца, порочат и принижают ее реальную значимость для государства, умаляют заслуги истца как ветерана труда РФ.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика в пользу свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей (л.д. 5-6).
Истец Морева Н.П. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, при подаче иска просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Управления социальной политики № 10 Кондовина К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что истцом не доказано наличие физических либо нравственных страданий. Истец не обращалась за квалифицированной медицинской помощью к врачу, в медицинскую организацию, что свидетельствует о том, что указанные истцом переживания в связи с обвинением в недобросовестности не являются сильным душевным переживанием. Заявленная сумма компенсации морального вреда чрезмерно завышена и не отражает переживания истца. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-377/2022 по иску Управления социальной политики № 10 к Моревой Н.П. о взыскании излишне выплаченного пособия, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, в том числе моральный, являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом на потерпевшем лежит бремя доказывания обстоятельств, связанных с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
В судебном заседании установлено, что 16.09.2021 Управление социальной политики № 10 обратилось с иском к Моревой Н.П. о взыскании излишне выплаченного пособия (л.д. 3-5 гражданского дела №2-377/2022).
Заочным решением мирового судьи судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области от 13.12.2021 исковые требования Управления социальной политики № 10 удовлетворены, с Моревой Н.П. в пользу Управления социальной политики № 10 взысканы денежные средства в размере 35 265 рублей (л.д.79-81 гражданского дела №2-377/2022).
По заявлению ответчика Моревой Н.П. 28.01.2022 заочное решение отменено (л.д. 102 гражданского дела № 2-377/2022).
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области от 21.02.2022 в удовлетворении исковых требований Управления социальной политики № 10 к Моревой Н.П. отказано (л.д. 125-129 гражданского дела №2-377/2022).
Апелляционным определением Асбестовского городского суда Свердловской области от 03.06.2022 решение мирового судьи судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области от 21.02.2022 оставлено без изменения (л.д. 155-158 гражданского дела №2-377/2022).
Обращаясь с настоящим иском в суд, Морева Н.П. указала, что с момента получения досудебного предупреждения о возврате денежных средств она не могла спокойно спать, у нее болела голова, было чувство тревоги и страха, часто повышалось давление. Кроме того, истец полагает, что действия ответчика унижают истца, порочат и принижают ее реальную значимость для государства, умаляют заслуги истца как ветерана труда РФ.
Вместе тем, между сторонами сложились спорные отношения относительно перечисленных истцу ответчиком денежных сумм в качестве ежемесячного пособия, оснований утверждать, что обращение Управления социальной политики № 10 в суд с иском к Моревой Н.П. не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не потребностью защитить свои права и охраняемые законом интересы, а лишь намерением причинить вред истцу, не имеется.
Суд полагает, что факт причинения истцу физических или нравственных страданий действиями ответчика, как того требует закон, истцом не доказан. Наличие спорных правоотношений между истцом и ответчиком с учетом имевшихся судебных решений (определений) ранее рассмотренного спора не дает основание для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда. Управление социальной политики № 10, обращаясь с вышеописанным иском по гражданскому делу, где Морева Н.П. являлась ответчиком, воспользовался лишь законным правом защитить свои интересы. Обращение в суд за защитой своих прав и интересов не является по своей правовой природе основанием для последующего взыскания с противоположной стороны компенсации морального вреда, независимо от результата вынесенного решения.
Таким образом, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Моревой Н. П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (Управление социальной политики №10, ОГРН 1026600629901) о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов