УИД №
Дело №
Строка отчета №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2022 года город Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Мышакиной С.А., с участием истца Зуева О.И., представителя истца Кондратенко Е.В., представителя третьего лица органа опеки и попечительства при администрации Суражского района Брянской области Борисенко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зуева О.И. к Администрации Суражского района Брянской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Зуева О.И. обратилась в суд с указанным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как ее одинокая мать ФИО7 лишена родительских прав на основании решения Суражского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла. Постановлением администрации Суражского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ над ней учреждена опека и ее опекуном назначена ФИО8 С ДД.ММ.ГГГГ она проживает вместе с ФИО8 в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ФИО9 На основании постановления администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № она включена в льготную очередь под № на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма она не имеет. Права на объекты недвижимости у нее отсутствуют.
В связи с изложенным, просила суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья в муниципальном образовании «Суражское городское поселение Суражского муниципального района Брянской области».
В судебном заседании истец Зуева О.И. и ее представитель ФИО5 исковое требование поддержали по изложенным в нем основаниям. Представитель истца дополнительно приобщил справку ГКУ «ЦЗН Суражского района Брянской области» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Зуева О.И. состоит на учете в центре занятости в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Предоставил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении искового требования истца. Пояснил, что денежные средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета. В 2022 году на приобретение жилья данной категории граждан администрации Суражского района из областного бюджета выделено 8 105 702,16 руб., при этом истец включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером 61. Предоставление истцу жилья вне очереди нарушит права лиц, которые включены в данный список раньше неё. В текущем году детям сиротам предоставлено 6 квартир, при наступлении очереди истец будет обеспечена жилым помещением.
Представитель третьего лица - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве, ссылаясь на действующее законодательство Брянской области просил отказать истцу в удовлетворении заявленного искового требования. Указал, что в соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», в том числе органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих статусом муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда. В сводном списке Зуева О.И. состоит под номером 1371 с датой постановки от 28.08.2017. Согласно Указу Губернатора Брянской области от 07.12.2021 г. № 165 «О передаче функций департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в департамент строительства Брянской области» формирование и ведение сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, будет осуществляться департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей вышеуказанной категории и контролю за деятельностью муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2022 года переданы департаменту строительства Брянской области.
Представитель третьего лица - Департамента строительства Брянской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений возложены на органы местного самоуправления. Полагал, необходимым в удовлетворении требования истца отказать, так как в случае удовлетворения данного требования будут нарушены права других детей-сирот, которые приобрели право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда ранее Зуева О.И.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Брянской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Указал, что согласно действующему законодательству Брянской области Департамент строительства Брянской области является главным распорядителем бюджетных средств по приобретению жилых помещений с целью формирования муниципальными образованиями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения истца и его представителя, представителя третьего лица, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства при администрации Суражского района Брянской области Борисенко Н.Н., полагала необходимым требование истца удовлетворить, так как Зуева О.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот, состоит в списке нуждающихся в жилом помещении под номером 61 и имеет право на его получение.
Выслушав участников процесса, исследовав исковое заявление и материалы дела, суд установил следующее.
Зуева О.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ матерью Зуева О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являлась ФИО7 (л.д.11)
Согласно свидетельству о смерти ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. (л.д.18).
Постановлением администрации Суражского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с лишением одинокой матери ФИО7 родительских прав учреждена опека над несовершеннолетней Зуева О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее опекуном назначена гр. ФИО8(л.д.15)
Согласно справке администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, Зуева О.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д.12)
Согласно копиям свидетельств о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности ФИО9 (л.д.13-14)
Постановлением администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Суражского района от ДД.ММ.ГГГГ №» Приложение № списка детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включенных в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений дополнено фамилией: Зуева О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.20)
Согласно справке главы администрации Суражского района от ДД.ММ.ГГГГ, Зуева О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит в списке на получение жилья по договору социального найма из специализированного фонда, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, под порядковым №. (л.д.21)
Согласно копии постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Зуева О.И., зарегистрированная по адресу: <адрес>, поставлена на жилищный учет при администрации <адрес>. (л.д.19)
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилые помещения на праве собственности за Зуева О.И. на территории Российской Федерации не регистрировались. (л.д.22)
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд считает необходимым исковое требование истца удовлетворить по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2 п.1 ст.8 Указанного Закона).
По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8 Закона).
Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи (п.3 ст.8 Закона).
Согласно п. 9 ст. 8 указанного Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На территории Брянской области порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регламентируется Законом Брянской области от 29.12.2012 № 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
В силу ст. 1 вышеназванного Закона Брянской области жилые помещения указанной категории лиц предоставляются однократно, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
Как установлено в судебном заседании Зуева О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, о чем свидетельствует постановление администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ. Зуева О.И. не имеет в собственности или по договору найма каких-либо жилых помещений, в связи с чем, истец имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно статье 2 Закона Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З наделен статусом муниципального района, в том числе Суражский район.
Указом Губернатора Брянской области от 7 декабря 2021 г. № 165 «О передаче функций департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в департамент строительства Брянской области» закреплено за департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области функции по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в том числе в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также координацию и организацию деятельности органов опеки и попечительства муниципальных образований.
Постановлением Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Право на обеспечение жильем лиц вышеуказанной категории определяет орган опеки и попечительства, который непосредственно взаимодействует с департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Вышеуказанным Указом Губернатора функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и контролю деятельности муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ переданы департаменту строительства Брянской области.
Департамент строительства Брянской области является главным распорядителем бюджетных средств по приобретению жилых помещений с целью формирования муниципальными образованиями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 года № 58-п утвержден Порядок, регламентирующий предоставление и расходование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 9.1 Порядка муниципальные районы, муниципальные и городские округа Брянской области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
В силу пунктов 2- 4 указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент строительства Брянской области.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Предоставление субвенций, имеющих целевое назначение, из бюджета Брянской области бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области, источником финансового обеспечения которых являются данные субвенции, через счета муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области, открытые в территориальных отделах управления Федерального казначейства по Брянской области.
В силу ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений возложены на органы местного самоуправления.
Следовательно, обеспечить Зуеву О.И. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация Суражского района Брянской области за счет денежных средств, выделенных на данные цели (средств субъекта федерации, муниципального образования).
Ссылка ответчика о ненадлежащем финансировании муниципального образования суд находит несостоятельным, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, представляемого из бюджета субъекта Российской Федерации. Отсутствие или недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
Обеспечение жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями и состоящих в Списке и от их количества, так как для данной категории граждан предусмотрено право на предоставление жилых помещений при наступлении обстоятельств, указанных в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ. Кроме того, наличие или отсутствие очередности среди детей-сирот на получение жилья не является юридически значимым обстоятельством. Предоставление жилья детям-сиротам в установленный срок не может зависеть от того, под каким номером они находятся в данной очереди, в связи с чем, довод ответчика в данной части также подлежит отклонению.
В связи с чем, суд считает, исковое требование Зуева О.И. о предоставлении ответчиком жилого помещения подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Зуева О.И. удовлетворить.
Обязать Администрацию Суражского района Брянской области предоставить Зуева О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования «Суражское городское поселение Суражского муниципального района Брянской области», не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору специализированного найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с мотивировочной частью).
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Зайцев С.Я.