Мировой судья Крылова И.В. Дело № 2-1867/2023
№11-16/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2024 год с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Шеиной Е.А.
при секретаре Даниловой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ницкой Татьяны Евгеньевны на решение суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области Крыловой И.В. от 21 декабря 2023 года по иску Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» (далее- ООО «Экоцентр») к Ницкой Татьяне Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов,
установил:
В судебный участок №1 Енотаевского района Астраханской области поступило исковое заявление ООО «Экоцентр» к Ницкой Т.Е. о взыскании задолженности по плате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов, где истец просит суд взыскать с Ницкой Т.Е. в пользу ООО «Экоцентр» задолженность соразмерно 1/4 доли в праве в размере суммы основного долга за период с 01.08.2017г. по 31.07.2023г. в размере 4257,09 рублей, пени в размере 1620,57 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 3000,00 рублей, почтовые расходы в сумме 79,80 рублей.
Решением суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 21 декабря 2023 года исковые требования ООО «Экоцентр» к Ницкой Т.Е. о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов удовлетворены частично.
С Ницкой Т.Е. в пользу ООО «Экоцентр» взыскана задолженность за вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка, ул. Пушкина, д. 3, по лицевому счету № 040502393, соразмерно 1/4 доли в праве за период с 01.09.2020г. по 31.07.2023г. (с учетом сроков исковой давности) в размере 3351,33 рублей, пени в размере 824,22 рублей, взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей, почтовые расходы в размере 79,80 рублей, всего взыскано 4655,35 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением Ницкая Т.Е. обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 21 декабря 2023 года о частичном удовлетворении исковых требований ООО «Экоцентр» к Ницкой Т.Е. о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов, указав, что исковое заявление по данному гражданскому делу составлено и вручено ему с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В исковом заявлении её называют собственником помещения, владельцем 1/4 части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Дом не разделен на квартиры, помещения, в натуре не выделены доли. Она является собственником домовладения, как и все члены её семьи. Только в финансовом отношении каждый член её семьи имеет по 1/4 стоимости дома. В 2017 году истцом, т.е. ООО « Экоцентр» составлен единый лицевой счет на данное домовладение, незаконно, так как домовладением приобретено в 2018 году, а не 2017 году. Договор с ООО « Экоцентр» на вывоз ТКО с ней не заключался. Истец стал региональным оператором в <адрес> в 2017 году, о чем сообщил в газетном и интернет ресурсах в начале 2017 года, а она приобрела домовладение, расположенное по адресу: <адрес> июле 2018 года, поэтому не была проинформирована об этом. Истец должен был индивидуально в 2018 году сообщить ей о том, что он является региональным оператором и заключить тем самым с ней договор об оказании услуг по обращению ТКО, это сделано не было.
Она самостоятельно занимается уничтожением ТКО, а именно скармливает пищевые отходы домашними животным и птице, органические отходы после переворачивания в компостерной яме вносит в качестве удобрения в землю, горючие отходы: дерево, мебель, ветошь сжигает в печках бани и летней кухни для обогрева их.
Услуги по обращению с ТКО предоставленные ООО «Экоцентр» с 2017 года, т.е. с начала работы региональными операторами не соответствовали и не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, контейнерные площадки не соответствуют санитарным нормам и требованиям законодательства Российской Федерации, на контейнерах отсутствуют крышки, не приобретает специальный транспорт для работы с контейнерами ТКО
Она имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, где и производит оплату за вывозе ТКО другому оператору.
Ответчик Ницкая Т.Е. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, по основаниям, указанным в жалобе. Просит суд решение суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 21.12.2023г. по настоящему гражданскому делу отменить, в удовлетворении исковых требований ООО « Экоцентр» отказать.
Представитель ООО «Экоцентр» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, просит суд рассмотреть апелляционную жалобу Ницкой Т.Е. на решение суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области Крыловой И.В. от 21 декабря 2023 года по иску Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» к Губенко А.И. о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов в его отсутствии, решение суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 21.12.2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ницкой Т.Е. без удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ООО « Экоцентр».
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика Ницкой Т.Е., находит их необоснованными, не усматривает оснований для отмены решения суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 21.12.2023г.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
При разрешении дела по существу суд руководствуется положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Согласно статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя расходов на содержание данного жилого помещения (часть 3); собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (часть 5).
К жилым помещениям, в частности, относятся жилой дом, часть жилого дома (пункт 1 часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» также разъяснено, что сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, Ницкая Т.Е. является собственником 1/4 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости и не оспаривается ответчицей.
Из указанных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Ницкая Т.Е. как собственник жилого дома обязана заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами для их транспортирования, обезвреживания и захоронения.
Федеральный закон от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г.№ 641".
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с положениями части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положениям части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности у граждан возникают, в том числе, из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с положениями части 8 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019 г.
На основании соглашения, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 07.02.2017г. по итогам конкурсного отбора, ООО «Экоцентр» является региональным оператором по организации и осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования «ЗАТО Знаменск» Астраханской области.
В соответствии с постановлением службы по тарифам Астраханской области от 26.06.2017г. № 26 «Об установлении ООО «Экоцентр» предельного единого тарифа на оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» ООО «Экоцентр» утвержден единый тариф, который составляет 549,23 рублей за 1 куб.м. и вступает в действие с 01.07.2017г.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 18.12.2017г. № 168 «Об установлении ООО «Экоцентр» предельного единого тарифа на оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» единый тариф остался неизменным и действует с 01.01.2018г.
В соответствии с постановлением службы по тарифам Астраханской области от 20.12.2018г. № 155 «Об установлении ООО «Экоцентр» предельного единого тарифа на оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» ООО «Экоцентр» утвержден единый тариф, который составляет 533,40 рублей за 1 куб.м. и вступает в действие с 01.01.2019.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 20.12.2019 № 181 утвержден единый тариф в размере 496,11 рублей за 1 куб.м.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 18.12.2020 № 149 утвержден единый тариф с 01.01.2021г. по 30.06.2021г.- 496,11 рублей за 1 куб.м., с 01.07.2021г. по 31.12.2022г.- 512,98 рублей за 1 куб.м.
Нормативы накопления ТКО установлены постановлениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 50-п от 21.11.2016, № 55 от 27.11.2018г., № 52 от 19.12.2019г., № 31 от 21.10.2020г. и в период с 01.07.2017г. по 31.10.2020г. составили 2,17 куб.м./год для домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области; 1,42 куб.м./год для домовладений, расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области; с 01.11.2020г. до настоящего времени составляет 2,38 куб.м./год для домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области; 1,54 куб.м./год для домовладений, расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области.
Согласно положениям пункта 8.17 абз. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. № 641 (вместе с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами)", региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации; региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном законодательством порядке единого тарифа на услуг регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами и текст типового договора; потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и предусмотренные пунктами 8.5 - 8.7 Правил документы; в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и предусмотренные пунктами 8.5 - 8.7 правил документы в установленный срок, договор на оказание услуг считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в законную силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении этого договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие доказательств нарушения ООО «Экоцентр» указанного выше порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Ницкой Т.Е., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что такой договор между ними считается заключенным в установленном законодательством порядке, независимо от соблюдения его письменной формы, в этой связи доводы ответчика Ницкой Т.Е. об отсутствии договорных отношений с ООО «Экоцентр» и, как следствие, наличие оснований для неуплаты оказанной истцом коммунальной услуги мировой судья обоснованно отклонил, к аналогичному выводу приходит и суд апелляционной инстанции.
Согласно положениям части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Ницкая Т.Е. должна была вносить плату за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экоцентр» за домовладение, расположенное по адресу: <адрес> силу требований действующего законодательства и фактически сложившихся между этими лицами договорных отношений.
При этом к доводам ответчика Ницкой Т.Е. о том, что твердые коммунальные отходы она самостоятельно утилизирует, мировой судья правильно оценил критически, отклонил их как несостоятельные, к такому же выводу приходит и суд апелляционной инстанции, поскольку ответчик Ницкая Т.Е. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, где зарегистрирована и проживает, в силу чего в процессе жизнедеятельности безусловно образуются твердые бытовые отходы, образующиеся, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилого помещения, содержании придомовой территории, устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, а также иные товары (продукция), использованные ими в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, самостоятельные сбор и вывоз собственником твердых бытовых отходов невозможны и должны производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-5 классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предоставление лицензии физическому лицу на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-5 классов опасности законом не предусмотрено. Кроме того, сжигание отходов без специальных установок, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, т.к. при горении в атмосферный воздух выделяются продукты горения, сжигание отходов, без специальных установок с отчисткой продуктов горения законом запрещено.
Таким образом, оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, а не по усмотрению потребителя. В этой связи ответчик Ницкая Т.Е. со своей стороны самостоятельно их утилизировать не вправе.
Более того, ответчиком в рамках настоящего дела не доказано, что в спорный период Ницкой Т.Е. осуществлялся самостоятельный вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и Закона "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, соглашения об изменении условий договора на предложенных Ницкой Т.Е. условиях, на основании которых мировой судья мог сделать вывод о том, что последняя не пользуется услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, оказываемой ООО "Экоцентр", не представлено, а сам факт неоплаты потребителем предоставленных услуг по вывозу твердых бытовых отходов не свидетельствует о незаконности действий истца, как Регионального оператора, по оказанию данной услуги и начислению платы за нее в установленном размере.
Ссылка ответчика на то, что она оплачивает услуги по обращению с ТКО другому региональному оператору в <адрес>, где имеет временную регистрацию, поэтому не обязана повторно оплачивать данную коммунальную услугу, судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку не свидетельствует о том, что указанный ответчиком региональный оператор (из <адрес>) представляет свои услуги ответчику по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, где ответчик постоянно проживает и является собственником 1/4 доли жилого дома. Доказательств тому не представлено.
Довод ответчика о том, что услуги по обращению с ТКО предоставлялись истцом ненадлежащим образом, в связи с чем он не обязан вносить за них плату, верно отклонено судом первой инстанции, подлежат они отклонению и судом апелляционной инстанции, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих данное утверждение ответчиком вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлены не были.
Разделом IX Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 определен порядок установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которые носят заявительный характер.
Разделом VI типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. № 1156, определен порядок фиксации нарушений по договору, согласно которому в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором. В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Однако в материалах гражданского дела отсутствуют сведения об обращении ответчика к региональному оператору по факту ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в спорный период времени.
Представленные стороной ответчика фотографии контейнерных площадок не свидетельствуют о неоказании или ненадлежащем оказании ответчику истцом коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальным отходами в спорный период времени.
Согласно графику вывоза твердых коммунальных отходов на территории Енотаевского района, утвержденного главой муниципального образования «Енотаевский район», вывоз ТКО на территории села Енотаевка производится региональным оператором ежедневно.
Отсутствие в материалах дела данных систем спутникового мониторинга ГЛОНАСС по транспортным средствам не могут безусловно опровергнуть факт оказания услуг.
Кроме того, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в силу статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства, а также изменение его условий, если иное не был предусмотрено договором.
Согласно статье 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Из части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени.
Расчет задолженности, представленный ООО « Экоцентр» Ницкой Т.Е. надлежащим образом не оспорен, и признан судом обоснованным.
Обсуждая ходатайство о применении срока исковой давности суд первой инстанции обоснованно пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (часть 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Аналогичные разъяснения по применению срока исковой давности приведены в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданином в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которым к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №).
Истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 15.09.2022 года.
29.09.2022 года мировым судьей судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ницкой Т.Е. в пользу ООО «Экоцентр» задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов, который отменен 12.10.2022г., в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно исполнения судебного приказа, что в силу пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации прерывало течение срока исковой давности.
Таким образом, срок исковой давности приостановлен по настоящему гражданскому делу на 27 дней.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума от 29.09.2015г.№ 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в случае отмены судебного приказа, если не истекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
Срок исковой давности по каждому периодическому платежу начинает течь с 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, и именно с указанной даты истец должен был узнать о нарушении своего права, связанного с отсутствием платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Для определения срока исковой давности необходимо вычислить истечение срока по общему правилу (3 года) и добавить период времени, в течение которого срок исковой давности не тек (27 дней).
Принимая во внимание, что истец обратился в суд с настоящим иском 03.11.2023г., с учетом вышеизложенных положений о применении сроков исковой давности, с ответчика Губенко А.И. судом в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области обоснованно взыскана задолженность, образовавшаяся за период с 01.09.2020г. по 31.07.2023г. соразмерно 1/4 доли в праве в размере 3351,33 рублей, пени в размере 824,22 рублей.
Суд приходит к выводу, что существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному гражданскому делу судом в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области Крыловой И.В. не допущено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат по приведенным выше основаниям.
В силу требований статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом правильно взысканы с ответчика расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, почтовые расходы.
Всем представленным сторонами доказательствам суд в составе мирового судьи судебного участка № 1Енотаевского района Астраханской области дал надлежащую оценку. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение суда в составе мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области Крыловой И.В. от 21 декабря 2023 года по иску Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» к Ницкой Татьяне Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ницкой Татьяны Евгеньевны- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Е.А.Шеина.