дело № 12-18/2020 |
|
РЕШЕНИЕ | |
15 мая 2020 года |
п. Суксун Пермского края |
Судья Суксунского районного суда Пермского края Ярушина А.А. при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б. с участием:
должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление-государственного инспектора Западно-Уральское МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Гилина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецова И. Г. на постановление государственного инспектора Западно-Уральского МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Гилина Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Кузнецова И. Г.,
установил:
постановлением государственного инспектора Западно-Уральского МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Гилина Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов И.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Кузнецов И.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал следующее. Надлежащим субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, являются юридические лица и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров или грузов, что прямо указано в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также п. 2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7. Индивидуальным предпринимателем он не является, перевозками багажа и грузов в коммерческих целях не занимался и не занимается, следовательно, не является субъектом указанного административного правонарушения. Предрейсовый медосмотр проходил в порядке, установленном руководством предприятия, что подтверждается договором, заключенным его работодателем с ООО «Медконтроль», посредством использования терминала «Димеко». Полагает, что, исходя из принятого ООО «Элемент-Трейд» и ООО «Медконтроль» способа работы, предусмотренного Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Фз «Об электронной подписи», путевой лист от 04.03.2020 №268135 содержит штамп, который соответствует требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание Кузнецов И.Г., будучи надлежаще извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, согласно представленному заявлению, просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, государственный инспектор Западно-Уральского МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Гилин Н.В. с жалобой не согласен, представив письменные пояснения. В судебном заседании пояснил, что при проверке путевого листа водителя Кузнецова И.Г. им выявлено, что в путевом листе грузового автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ № выданного ООО «Элемент-Трейд» отсутствует соответствующий штамп с подписью медицинского работника, на месте которого имеется наклейка-стикер на бумажном носителе размером 30х20 мм, с напечатанной информацией о проведенном предрейсовом мед. осмотре Кузнецова И.Г. На наклейке отсутствует собственноручная подпись мед работника. Наклейка подписана ЭЦП мед. работника Гуринчук Н.Н., что указывает на прохождение предрейсового мед. осмотра Кузнецовым И.Г. посредством удаленных телемедицинских технологий с использованием аппаратно - программного комплекса для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека. В соответствии с п. 8, п. 10 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - Порядок № 835н) проведение указанных мероприятий предполагает непосредственное участие медицинского работника в проведении предрейсового медицинского осмотра.
Заслушав участников судебного процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного заявителю правонарушения заключается в осуществлении перевозки грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения установлены Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренными статьей 3 названного Закона, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с абз. 9 ст. 5 вышеуказанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно пункта 1 статьи 20 Федерального закона №196-ФЗ указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) проведение обязательных медицинских осмотров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Частью 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с которой работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - Порядок № 835н).
В силу пунктов 4 и 5 Порядка № 835н предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В соответствии с пунктом 8 Порядка № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Согласно пунктам 10 и 11 Порядка № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).
По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 12 Порядка N 835н).
Согласно пункту 14 Порядка № 835н результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее - Журналы), в которых указывается дата и время проведения медицинского осмотра; фамилия, имя, отчество работника; пол работника; дата рождения работника; результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка; заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка; подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; подпись работника.
В соответствии с пунктом 15 Порядка № 835н Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктами 16, 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н по результатам прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» либо «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 № 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов: даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16).
Согласно части 1 и пунктам 4 и 5 части 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе:
- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
- послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Частью 1 статьи 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н (далее - Порядок № 965н).
Согласно части 2 статьи 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ и пункта 3 Порядка № 965н телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
- профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
- принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 965н телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:
а) первичной медико-санитарной помощи;
б) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
в) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
г) паллиативной медицинской помощи.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (часть 1 статьи 33. Федерального закона № 323-ФЗ).
По смыслу вышеприведенных норм, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут выполняться только медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности. В этой части доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Административным органом и судом установлено, что на основании распоряжения территориального структурного подразделения Западно-Уральского МУГАДН по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая (рейдовая) проверка автомобиля МАН, государственный регистрационный знак А005YO196, принадлежащего ООО «Элемент – Трейд» <адрес> под управлением водителя Кузнецова И.Г. (л.д. 6-9).
В ходе проверки выявлено, что у водителя вышеуказанного транспортного средства отсутствует отметка о прохождении предрейсового медицинского осмотра в путевом листе в соответствии с законодательством Российской Федерации, что следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, совершение которого вменено Кузнецову И.Г., заключаются в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 28 мин. на <адрес> водитель Кузнецов И.Г. управлял автомобилем МАН государственный регистрационный знак А005YO196, принадлежащем ООО «Элемент - Трейд», с нарушением требований, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя, п. 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» - в путевом листе грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника. Предрейсовый медицинский осмотр водителя проведен с использованием телемедицинских технологий удаленным способом, распечатка комплекса телемедицинских технологий вклеена в путевой лист грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п. 16 Приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецова И.Г. государственным инспектором Западно-Уральского МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Гилиным Н.В. был составлен протокол о данном административном правонарушении, в котором Кузнецов И.Г. в графе объяснения указал, что «с протоколом не согласен, так как согласно Минздраву использование телемедицинского комплекса от ДД.ММ.ГГГГ №, имею право проходить такой медосмотр» (л.д. 1-2 адм.материала).
Согласно имеющейся в материалах дела об административном правонарушении копии путевого листа грузового автомобиля МАН государственный регистрационный знак № где водителем указан Кузнецов И.Г., в левом нижнем углу имеется отметка в отношении водителя Кузнецова И.Г. с указанием даты осмотра-ДД.ММ.ГГГГ, время осмотра - 06.57.45, прошел предрейсовый мед.осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен, мед. работник: Г.Н.Н., с указанием сведений об отпечатке квалифицированного сертификата (л.д. 12 адм. мат.).
Согласно представленному договору № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ,заключенному ООО «Медконтроль»(исполнитель) и ООО «Элемент-Трейд» (заказчик) предусмотрена обязанность исполнителя по проведению медосмотров водителей посредством использования терминала «Димеко» с выполнением процедур по подсказкам программы, выводимой на монитор терминала «Димеко», то есть при удаленном присутствии медицинского работника(л.д.5-11).
Таким образом, судом установлено, что водитель Кузнецов И.Г. прошел предрейсовый медицинский осмотр с применением телемедицинских технологий, а именно с использованием аппаратно-программного комплекса – терминала «Димеко», в отсутствие какого-либо медицинского работника. Кроме того, в нарушение пункта 15 Порядка № 835н представленный по запросу суда журнал предрейсового медицинского осмотра водителей не заверен усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о нарушении водителем Кузнецовым И.Г. статей 20 и 23 Федерального закона № 196-ФЗ.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, несостоятелен исходя из следующего.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ являются как физические, должностные, так и юридические лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, грузовым автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Учитывая изложенное, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о нарушении водителем Кузнецовым И.Г. требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителей и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.31.1. КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обоснованно, оснований для удовлетворения жалобы Кузнецова И.Г. не имеется.
Наказание Кузнецову И.Г. назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствия отягчающих и смягчающих его административную ответственность обстоятельств.
Учитывая, что оснований для отмены, изменения постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы не установлено, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья районного суда
решил:
постановление государственного инспектора Западно-Уральского МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Гилина Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Кузнецова И.Г.-без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд Пермского края в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья |
А.А. Ярушина |