Дело № 2- 1150 /2021
УИД 11RS0006-01-2021-002918-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,
при помощнике судьи Г.М. Хуснутдиновой,
с участием помощника прокурора г. Усинска Б.О. Умновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2021 года в г.Усинске Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию участка земель лесного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский Природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с требованиями о возложении обязанности в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и провести рекультивацию участка земель лесного фонда площадью 270 кв.м. в выделе 27 квартала 183 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество», подвергшегося нефтезагрязнению в результате разгерметизации недействующего промыслового трубопровода «Скважина №-ГЗУ 15» Западно-Тэбукского н/м КЦДПГ – 1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз».
В обоснование требований указывает, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту происшествия, связанного с загрязнением объектов окружающей среды и произошедшего на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а именно на промысловом трубопроводе «Скважина №-ГЗУ 15» Западно-Тэбукского н/м КЦДПГ – 1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». В ходе проверки установлено, что на указанной территории в 2021 году произошло нефтезагрязнение земельного участка на территории Мо Мо «Сосногорск» в результате обнаруженной дд.мм.гггг. разгерметизации недействующего промыслового трубопровода «Скважина №-ГЗУ 15» повлекшего разлив нефтесодержащей жидкости в объеме 1 куб.м. на общей площади 270 кв.м. в выделе 27 квартала 183 Нижнеодесского участкового лесничества. Нефтепровод Скважина №-ГЗУ 15» Западно-Тэбукского н/м КЦДПГ – 1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» состоит на балансе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
На основании положений Лесного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Земельного кодекса РФ истцом предъявлены указанные требования к ответчику в целях соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, устранения опасности причинение вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска настаивала на исковых требованиях в полном объеме по основаниям, приведенным в обоснование иска.
Представитель ответчика Коптелова О.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что ответчик не возражает против исковых требований.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями Лесного кодекса РФ установлено, что одними из основных принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Из содержания статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статей 99, 100 Лесного кодекса РФ следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством, а также устранить выявленные нарушения.
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пунктом 6 статьи 21 Лесного кодекса РФ установлена обязанность рекультивации земель при их использовании для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п.5 указанных Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с п.п. 10,14-20 Правил в целях проведения рекультивации разрабатывается проект рекультивации, а также устанавливается состав проектной документации и порядок ее согласования.
Из материалов дела следует, что дд.мм.гггг. имела место разгерметизация недействующего промыслового трубопровода «Скважина № 225-ГЗУ 15», о чем составлен акт технического расследования от 13.09.2021. В результате разгерметизации произошел разлив нефтесодержащей жидкости в выделе 27 квартала 183 Нижнеодеского участкового лесничества в пределах земельного отвода ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», нарушенная площадь 270 кв.м., объем разлитой НСЖ – 1 куб.м.
Земельный участок, на котором произошел разлив НСЖ на основании договора аренды № от дд.мм.гггг. передан в пользование ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» сроком на 49 лет для эксплуатации объектов на Западно-Тэбукском нефтяном месторождении. На территории МР «Сосногорск».
Указанные обстоятельства, установленные в ходе проверки, проведенной Печерской природоохранной межрайонной прокуратурой и приведенные в обоснование исковых требований ответчиком не оспариваются, как и ответственность в виде рекультивации рекультивацию участка земель лесного фонда, пострадавшего в результате разлива НСЖ по причине разгерметизации трубопровода.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности по восстановлению естественного состояния нефтезагрязненного лесного участка путем проведения рекультивационных работ, равно как о возложении обязанности разработать проект рекультивации указанных лесных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО ГО «Усинск», от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию участка земель лесного фонда - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и провести рекультивацию участка земель лесного фонда площадью 270 кв.м. в выделе 27 квартала 183 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество», подвергшегося нефтезагрязнению в результате разгерметизации недействующего промыслового трубопровода «Скважина №-ГЗУ 15» Западно-Тэбукского н/м КЦДПГ – 1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» государственную пошлину в доход МО ГО «Усинск» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий – С.Г. Волкова