Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-926/2022 ~ М-563/2022 от 16.02.2022

86RS0001-01-2022-001272-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года                                                                             г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Старовойтовой А.Ю.,

с участием помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Гладких П.Г., действующего по доверенности от 02.03.2022г.; представителя ответчика АО «Северречфлот» Волынца М.А., действующего по доверенности № 02112 от 13.12.2021г.; представителя третьего лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Морозова М.Д., действующего по доверенности № 54 от 10.01.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-926/2022 по исковому заявлению Сургутской транспортной прокуратуры к АО «Северречфлот», третьи лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по исключению плавучего объекта – причального пассажирского понтона ТИ3021 из реестра маломерных судов; о возложении обязанности по обращению с заявлением в Ханты-Мансийское инспекционное отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре об исключению плавучего объекта – причального пассажирского понтона ТИ3021 из реестра маломерных судов в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

Сургутская транспортная прокуратура обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Исковые требования мотивированы тем, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка в ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре исполнения законодательства о безопасности плавания при осуществлении полномочий территориальными органами ГИМС МЧС России. В ходе проверки установлено, что 12.02.2008г. Ханты-Мансийским инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре причальный пассажирский понтон длиной 25, 8м, регистрационный (идентификационный) номер ТИ 3021, на который выдан судовой билет маломерного судна серии Г № 252568, принадлежащий АО «Северречфлот», зарегистрирован как маломерное судно. На момент регистрации указанного судна, законодательством РФ не раскрывалось понятие маломерного судна. С 25.05.2012г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 22.04.2012г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна".

В соответствии с действующей редакцией статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации: маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

Незаконная регистрация данного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов и плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами, в частности Объ-Иртышское УГМРН, службой государственного портового контроля-ФБУ «Администрация «Обь- Иртышводпуть», что заведомо создает угрозу безопасности судоходства в акватории Обь-Иртышского водного бассейна, так как может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

Прокурор в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, в соответствии с которым ссылается на правомерность регистрации спорного понтона в реестре маломерных судов, полагает закон не имеет обратной силы; понтон не является самоходным судном, используется для перехода с плавучих средств теплоходов, вместимостью несколько десятков людей, к причальному понтону, в связи с чем не представляет угрозу для пассажиров, окружающей среде; полагает ежегодное техническое освидетельствование не приведет к пополнению бюджета; исключение понтона из реестра маломерных судов в период навигации 2022 года лишит ответчика возможности осуществить пассажирские перевозки, ухудшит транспортную доступность к населенным пунктам.

    Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре полагает требования подлежащими удовлетворению, поскольку государственная услуга по снятию судна с реестр а маломерных судов является упрощенной, не требующей приостановление деятельности, финансовых затрат.

        Представитель ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», надлежаще извещенный о дате и месте судебного заседания, не явился, уважительных причин не явки суду не сообщил, что в силу требований ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

         Заслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, грану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является оной из важнейших функций государства.

В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка в ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре исполнения законодательства о безопасности плавания при осуществлении полномочий территориальными органами ГИМС МЧС России.

В ходе проверки установлено, что 12.02.2008г. Ханты-Мансийским инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре причальный пассажирский понтон длиной 25, 8м, регистрационный (идентификационный) номер ТИ 3021, на который выдан судовой билет маломерного судна серии Г № 252568, принадлежащий АО «Северречфлот», зарегистрирован как маломерное судно, что подтверждается выпиской из реестра маломерных судов.

На момент регистрации указанного судна, законодательством РФ не раскрывалось понятие маломерного судна. С 25.05.2012г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 22.04.2012г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна".

В соответствии с действующей редакцией статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

В ст.3 КВВТ РФ определено понятие плавучего объекта как несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

Как установлено в ходе проверки, длина несамоходного пассажирского понтона, принадлежащего АО «Северречфлот», составляет 25,8 м, что подтверждается выпиской из реестра маломерных судов.

Исходя из положений ст 3 КВВТ РФ, рассматриваемый объект, принадлежащий АО «Северречфлот», не является маломерным судном, так как превышает двадцать метров.

В соответствии с п. 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 №835 (ред. от 08.11.2013), Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Учитывая, что причальные понтоны длиною, превышающую 20 м, не являются маломерными судами, согласно пояснениям представителя ответчика используется в хозяйственной деятельности для перехода с плавучих средств теплоходов, вместимостью несколько десятков людей, к причальному понтону, они не являются объектами надзора ГИМС.

Согласно ч.1. ст.16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из следующих реестров судов Российской Федерации: государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Следовательно, в соответствии с требованием ч.1. ст.16 КВВТ РФ, спорный понтон подлежит обязательной государственной регистрации государственном судовом реестре плавучих средств. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о правомерности регистрации спорного понтона в реестре маломерных судов, со ссылкой на то, что закон не имеет обратной силы являются несостоятельными.

Исключение судна из Реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, (п.17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340).

В соответствии с ч.1 ст.21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно, в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов.

Пунктом 1.2 ст. 16 КВВТ определено, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3, п.4 ст. 16 КВВТ РФ).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации причальные понтоны, подлежат исключению из реестра маломерных судов и учету в реестре плавучих объектов, контроль за которым осуществляет должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей в соответствии с ч.1 ст.38.1 КВВТ. В свою очередь полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о внутреннем водном транспорте Российской Федерации наделены территориальные органы государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Маломерные суда не предъявляются Российскому речному регистру, а значит, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта, свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерные суда не выдаются.

Кроме того, речные суда поднадзорные Российскому речному регистру обязаны проходить ежегодное техническое освидетельствование. В соответствии с Уставом Федерального государственного учреждения «Российский речной регистр» техническое освидетельствование производится на платной основе. Денежные средства, уплаченные за техническое освидетельствование судна перечисляются в доход государства.

Если судно зарегистрировано в государственной инспекции по маломерным судам, то судно не проходит ежегодный технический осмотр, денежная плата за осмотр судна, зарегистрированного в органах ГИМС, не взимается. Таким образом, при незаконной регистрации судна в государственной инспекции по маломерным судам, в бюджет Российской

Федерации не поступают денежные средства, которые уплачивают собственники речных судов за техническое освидетельствование судов.

Незаконная регистрация данного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов и плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами, в частности Объ-Иртышское УГМРН, службой государственного портового контроля-ФБУ «Администрация «Обь- Иртышводпуть», что заведомо создает угрозу безопасности судоходства в акватории Обь-Иртышского водного бассейна, так как может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

Сложившаяся ситуация затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту прав которого, в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, з том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

ем с последнего необходимых расходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

    В соответствии с п. 24, приложением N 5 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях", утвержденного приказом МЧС России от 15.08.2021 N 566, для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет: заявление;     документ,    подтверждающий    право    уполномоченного представителя действовать от имени заявителя; судовой билет;    документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов.

Совершение иных действий, в том числе переоборудование понтона, на что указывает представитель ответчика, не требуется.

В целях использования понтона в хозяйственной деятельности ответчику необходимо зарегистрировать понтон в государственном судовом реестре, указанное по заявленным предмету и основаниям не входит в предмет обсуждения.

При таких обстоятельствах оснований необходимости установления срока более 4-х месяцев, о чем просит прокурор, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

руководствуясь статьями 56, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сургутской транспортной прокуратуры к АО «Северречфлот» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АО «Северречфлот» в части непринятия мер по исключению плавучего объекта – причального пассажирского понтона ТИ3021 из реестра маломерных судов.

Обязать АО «Северречфлот» обратиться с заявлением в Ханты-Мансийское инспекционное отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре об исключению плавучего объекта – причального пассажирского понтона ТИ3021 из реестра маломерных судов в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с АО «Северречфлот» государственную пошлину в доход муниципального образования г. Ханты-Мансийска в размере 6 000, 0 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 23 марта 2022 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                        А.А. Литвинова

2-926/2022 ~ М-563/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сургутская транспортная прокуратура
Ответчики
АО «Северречфлот»
Другие
ФБУ "Администрация Обь-Иртышводпуть"
ГУ МЧС России по ХМАО-Югре
Суд
Ханты - Мансийский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Литвинова А.А.
Дело на сайте суда
hmray--hmao.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2022Дело оформлено
26.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее