ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 9 января 2024 года
Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алиевой К.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 9 января 2024 года в порядке заочного производства
с участием
ФИО7 – старшего помощника прокурора <адрес>,
ФИО6- представителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
гражданское дело № по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО1 и ФИО3, третьим лицам: Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД о признании незаконной и приостановлении деятельности АЗС «Плюс», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, Каммаева, 91, до устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с иском к ИП ФИО1 и ФИО3, третьим лицам: Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД о признании незаконной и приостановлении деятельности АЗС «Плюс», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, Каммаева, 91, до устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещениях АЗС«Плюс», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, Каммаева, 91.
Установлено, что эксплуатация объекта АЗС и ее помещений осуществляется с нарушением следующих требований:
*федерального законодательства о пожарной безопасности:
-на МАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки высадки пассажиров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.38 «СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее -«СП 156.13130.2014»), согласно которым на таких АЗС должны предусматриваться площадки высадки (посадки) пассажиров за территорией АЗС (присутствие пассажиров на территории таких АЗС не допускается).);
-на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки, имеющиеся на АЗС дренажные лотки не соответствуют установленным требованиям, не охватывает всю территорию по периметру, не очищены от грязи и песка, на АЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 6.21 и 6.22 «СП 156.13130.2014»,
-на АЗС отсутствует наружная система пожаротушения, наружный противопожарный водопровод или водоем (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.37 «СП 156.13130.2014»,
-на заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич), (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.15 «СП 156.13130.2014»;
-заправочный островок СУГ на АЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.40 «СП 156.13130.2014»);
-пролитые нефтепродукты не засыпаются песком или не удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, на АЗС отсутствуют металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, куда должны собираться пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы и по окончании рабочего дня вывозиться с территории автозаправочной станции (что противоречит требованиям подпункта «б» пункта 384 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее- Правил противопожарного режима);
-не предусмотрено противопожарное расстояние от топливно-раздаточной колонки с жидким моторным топливом и от топливно-раздаточной колонки с сжиженным углеводородным газом до края проезжей части автомобильной дороги, которое должно быть не менее 25 м, составляет всего соответственно 11 метров и 18 метров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей № к пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»),
-не предусмотрено противопожарное расстояние от выхода из помещений АЗС до топливно-раздаточной колонки с жидким моторным топливом и до топливно-раздаточной колонки со сжиженным углеводородным газом, которое должно быть не менее 15 м, фактически составляет всего 6-8 м, дополнительный выход из помещений, который должен быть, отсутствует (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей к пункту 6.18 «СП 156.13130.2014»);
-расстояния между зданиями и сооружениями многотопливной АЗС не соответствуют установленным требованиям (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей № к пункту 8.4 «СП 156.13130.2014»), а именно,:
расстояние между топливно-раздаточной колонкой со сжиженным углеводородным газом и местом слива автоцистерны со сжиженным углеводородным газом составляет менее 20 метров;
расстояние между топливно-раздаточной колонкой со сжиженным углеводородным газом и зданиями и сооружениями АЗС (операторская, магазин, станция СТО) составляет менее 35 м.,
расстояние между топливно-раздаточной колонки с жидким моторным топливом и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская, магазин, станция СТО, гостиница) составляет менее 15 м., дополнительный выход в противоположную сторону отсутствует,
расстояние от мест слива автоцистерны со сжиженным углеводородным газом до близлежащих зданий (магазин, операторская) составляет менее 15 метров,
расстояние от мест слива автоцистерны с жидким моторным топливом до близлежащих зданий (магазин, операторская) составляет менее 15 м,
-площадка для автоцистерны со сжиженным углеводородным газом не соответствует установленным требованиям (в частности, требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 8.40-8-42 «СП 156.13130.2014»), а именно:
площадка не оснащена таким образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива,
площадка не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 метров, обеспечивающей предотвращение растекания сжиженного углеводородного газа за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры, расположенной ниже номинального уровня наполнения газом,
площадка не оборудована наружной системой отсоса паров газа, обеспечивающая подвижность паровоздушной среды по горизонтали на у ровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м\с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу,
-неисправна сбросная труба паров СУГ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.42 «СП 156.13130.2014»),
-неисправна система водяного орошения для обеспечения охлаждения автоцистерны с СУГ, в случае пожара и подключенная к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 6.37, 8.42, 8.49, 8.50 8.51 «СП 156.13130.2014»);
-на объекте отсутствует система заземления автоцистерны (что противоречит требованиям пункта 383 Правил противопожарного режима),
отсутствуют предназначенные для контроля заземления АЦ специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.35 «СП 156.13130.2014»),
-резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения допустимого уровня их заполнения (который составляет 85 % геометрического объема резервуара со СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерой емкости СПГ) (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.35 «СП 156.13130.2014»),
-неисправна система водяного орошения для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 6.37, 8.42, 8.49, 8.50 8.51 «СП 156.13130.2014»);
-не предусмотрено противопожарное расстояние:
от резервуарной установки со сжиженным углеводородным газом до ближайшего многоквартирного жилого дома составляет всего 22 метра, тогда как должно быть не менее 60 метров (что противоречит требованиям таблицы 20 к статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей № к пункту 7.1 «СП 156.13130.2014»),
от резервуара с жидким моторным топливом (5 емкостей вместимостью более 60 куб\м каждая) до ближайшего многоквартирного жилого дома составляет всего 10-11 метров, тогда как должно быть не менее 60 метров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей № к пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»),
от резервуара с жидким моторным топливом (5 емкостей вместимостью более 60 куб\м каждая) до объекта с массовым пребыванием людей –Супермаркет «Зеленое яблоко» составляет всего 8-10 метров, тогда как должно быть не менее 60 метров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей № к пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»),
от надземного резервуара с СУГ до проезжей части дороги составлет всего 2 метра, тогда как должно быть не менее 25 метров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей 5 к пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»),
-резервуар для хранения СУГ расположен надземно (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»),
-общая вместимость одиночного резервуара с СУГ превышает допустимые нормы, т.е. более 10 куб\м (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и приорложению Е.г к пункту 8.30 «СП 156.13130.2014»),
-технологическая система СУГ не соответствует установленным требованиям, согласно которым технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду, предотвращая выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью 10-б в год (данное несоответствие противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 7.26-7.30 «СП 156.13130.2014»),
-система заземления для автоцистерны с жидким моторным топливом не соответствует требованиям Правил устройства электроустановок (далее- ПУЭ), а именно, для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.35 «СП 156.13130.2014»);
-на объекте отсутствует аварийный резервуар (что противоречит требованиям пункта 383 Правил противопожарного режима);
-электрооборудование АЗС не соответствует требованиям Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей, согласно которым технологические системы должны быть оснащены устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.35 «СП 156.13130.2014»);
- площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована:
отбортовкой высотой не менее 150 мм;
пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны;
аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.21 «СП 156.13130.2014»);
-на боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета, которые должны иметь ширину от 38 до 42 см, с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненные световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.7 «СП 156.13130.2014»);
-резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 % заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую или звуковую) персоналу АЗС, а при 95 % заполнения –автоматическое прекращение наполнения резервуара (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.35 «СП 156.13130.2014»),
-линии выдачи топлива не оборудованы обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, и герметично закрываться при обесточивании указанных насосов (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.28 «СП 156.13130.2014»);
-отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом ХV111 Правил противопожарного режима, с учетом специфики взрывоопасных и пожароопасных помещений в каждом из зданий и сооружений АЗС (что противоречит пункту 2 Правил противопожарного режима),
-в месте установки приемно-контрольного прибора пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации и (или) группы контролируемых помещений для безадресных систем пожарной сигнализации (что противоречит требованиям пункта 10 Правил противопожарного режима);
- объект не обеспечен первичными средствами пожаротушения в нормативном количестве, которое в силу пункта 60, разделу Х1Х и Приложениям 1 и 2 к Правилам противопожарного режима составляет для:
а) заправочного островка для заправки только легковых автомобилей, имеющей от 1 до 4 топливораздаточных колонок, - 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 килограмма);
б) заправочного островка для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей;
в) площадки для автоцистерны - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый);
- не разработана и не представлена декларация пожарной безопасности (что противоречит требованиям статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
-руководитель не осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, указанная документация не хранится на объекте защиты (что противоречит требованиям пункта 13 Правил противопожарного режима);
-руководитель организации не обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки автомобильных средств пожаротушения (что противоречит требованиям пункта 36 Правил противопожарного режима);
-руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывоопасной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
-руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации и не организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (что противоречит требованиям пункта 54 Правил противопожарного режима);
*санитарно-эпидемиологического законодательства:
-не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, т.е. по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет 30 метров (что является нарушением требований пункта 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», а также пунктам 2.1 и 12.4.4. Класс 1V Раздела 12 СанПиН 2.2.1\2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
-в нарушение требований Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» не представлены:
список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (что противоречит требованиям пункта 22 указанного Порядка),
заключительный акт по результатам медицинских осмотров (что противоречит пункту 45 этого Порядка),
-не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (что противоречит требованиям статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункту 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,
-не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (что противоречит требованиям пункта 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»,
-не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (что противоречит требованиям пункта 209 СанПинН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий»),
-отсутствуют знаки о запрете курения (что противоречит требованиям пункта 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий употребления табака или потребления никотиносодержащей продукции),
-отсутствует уголок потребителя (что не соответствует требованиям статей 8 и 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей»).
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, в соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Ни ИП ФИО1, ни ФИО3 свои возражения на иск не представили.
В судебном заседании ФИО7 – старший помощник прокурора <адрес> поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего лица ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД ФИО8, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить, пояснив, что установленные в ходе проверки многочисленные и существенные нарушения требований пожарной безопасности не устранены и в большей части не устранимы за короткий период, АЗС«Плюс» не функционирует, на ней какие-либо работы также не ведутся, функционирование АЗС представляет угрозу взрыва и аварий, соответственно, причинения вреда, в том числе и здоровью и жизни граждан.
Представитель ТУ Роспотребнадзора по РД, будучи извещен о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведения об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Ответчик ИП ФИО1 извещен о времени судебного заседания, согласно отчету отслеживания отправления с почтовым идентификатором № судебное извещение о судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
Судебное извещение в адрес ответчика ФИО3, доставленное п о месту вручения ДД.ММ.ГГГГ, согласно отчету отслеживания отправления с почтовым идентификатором № возвращено в суд из-за отсутствия адресата.
В этом случае в силу положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 63 и 67-68 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», адресаты считаются надлежаще извещенными, поскольку судом выполнены обязанности по направлению судебных извещений в адрес лиц, участвующих в деле, в том числе и ответчиков, однако, ответчик ФИО3 уклонился от явки в учреждение почтовой связи за получением корреспонденции, в связи с чем направленное в его адрес по известному месту жительства извещение возвращено в суд без вручения ему, поэтому, он считается надлежаще извещенным о времени судебного заседания.
В связи с этим и на основании статьи 233 ГПК РФ суд перешел к рассмотрению дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.
Выслушав объяснения явившихся в суд представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурором заявлены требования о признании незаконной и приостановлении деятельности АЗС «Плюс», принадлежащей ФИО3 и находящейся в арендном пользовании ИП ФИО1, расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом он указал, что установленные в ходе проверки нарушения требований законодательства являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, что в силу требований статьи 1065 ГК РФ является основанием для приостановления деятельности АЗС.
Стороной ответчика не представлены какие-либо документы о правах на земельный участок, на котором функционирует АЗС, и расположенные на нем объекты.
Из исследованного в судебном заседании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО3 и ИП ФИО1, земельный участок по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, площадь земельного участка составляет 2421, принадлежит ФИО3, о чем в Единый государственный реестре недвижимости внесена запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
На этом земельном участке расположены нежилые помещения площадью 24.8 кв.м., 4.2 кв.м, сооружение площадью 502 кв.м.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая на свой риск, является предпринимательской.
В силу положений пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствии статьей 1065 ГК РФ:
-опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1),
-если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2),
-суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (пункт 3).
Из приведенных норм законов в их совокупности и взаимной связи следует, что собственник земельного участка и возведенного на нем объекта недвижимости вправе осуществлять любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, при этом у него возникают обязанности по соблюдению ограничений в эксплуатации объекта недвижимости, установленных законодательством в целях предотвращения причинения вреда, в том числе жизни и здоровью граждан, выполняя определенный перечень мероприятий, направленных на обеспечения эксплуатации объекта в соответствии с требованиями безопасности.
Согласно Приложению № Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к этому Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов, относятся к опасным производственным объектам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного закона опасными производственными объектами в соответствии с этим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № Федеральному закону.
Подпунктами 1 и 2 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в их взаимной связи автозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств, относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанный земельный участок на основании названного арендного договора находится в фактическом владении и пользовании у ИП ФИО1 и используется под автозаправочную станцию под коммерческим наименованием «АЗС «Плюс»», на которой осуществляется заправка транспортных средств, из чего вытекает, что данная АЗС «Плюс» относится к опасным производственным объектам.
Названный федеральный закон, который, согласно его Преамбуле, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, предъявляет определенные требования к деятельности по эксплуатации и автозаправочных станций, которые сами по себе несут потенциальную опасность аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (Преамбула).
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1 Закона).
Промышленная безопасность указанных объектов обеспечивается путем установления и выполнения определенных требований: условий, запретов, ограничений и других обязательных требования, содержащиеся в этом Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3 Закона).
Пунктом 2 статьи 3 этого Закона предусмотрено, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В настоящем деле прокурором заявлены требования об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности, которые предусмотрены Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и «СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».
Ответчики, которые не явились в суд и не представили свои возражения на иск, не выполнили свои процессуальные обязанности, предусмотренные статьей 56 ГПК РФ, не обеспечили представление в суд доказательств, которые опровергают доводы истца.
Представитель третьего лица ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД ФИО8, который обеспечивает полной и достоверной информацией о состоянии автозаправочных станций, в отношении которых судом рассматриваются дела данной категории, сообщил суду о том, что АЗС «Плюс» не функционирует, на ней не ведутся какие-либо работы, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, поскольку, по его мнению, собственник АЗС и арендатор пришли к выводу о нецелесообразности в реконструкции АЗС из-за несоразмерности затрат и ожидаемых от этого результатов.
Таким образом, нарушения, которые были установлены в ходе проверок соблюдения на АЗС «Плюс» требований законодательства пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия и приведены выше, нашли подтверждения в судебном заседании.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе:
-соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 этого Федерального закона и т.д.
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Эти требования закона ответчиками не выполнены.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что функционирование АЗС «Плюс» несет очевидную потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и потому являются основанием для приостановления деятельности АЗС «Плюс» до их устранения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения иска прокурора.
Руководствуясь статьями 233, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.
Признать деятельность АЗС «Плюс», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, Каммаева, 91, принадлежащей ФИО3 и находящейся в арендном пользовании у ИП ФИО1, незаконной, осуществляющей с нарушениями требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Приостановить деятельность АЗС «Плюс», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, Каммаева, 91, принадлежащей ФИО3 и находящейся в арендном пользовании у ИП ФИО1 до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства, а именно,
*следующих требований федерального законодательства о пожарной безопасности:
-до определения на АЗС площадки для высадки пассажиров перед заправкой автотранспорта СУГ, исключив такую заправку автотранспортных средств без предварительной высадки пассажиров,
-до выполнения на въезде и выезде с территории АЗС пологих повышенных участков и приведения дренажных лотков в соответствии с требованиями, которые охватывают всю территорию АЗС по периметру, предотвращают растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводят загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения,
-до оснащения АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами,
-до установления на АЗС наружной системы пожаротушения- наружного противопожарного водопровода или водоема,
-до оборудования на заправочном островке с СУГ защитных экранов из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич),
-до оборудования заправочного островка СУГ на АЗС сигнализатором довзрывоопасных концентраций,
-до установления на АЗС металлических ящиков с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, куда должны собираться пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы и по окончании рабочего дня вывозиться с территории автозаправочной станции, обеспечивая при этом засыпку пролитых нефтепродуктов песком или их удаление специально предусмотренными для этого адсорбентами,
-до обеспечения всех противопожарных нормативных расстояний (от топливно-раздаточной колонки с жидким моторным топливом до края проезжей части автомобильной дороги, от топливно-раздаточной колонки с сжиженным углеводородным газом до края проезжей части автомобильной дороги, от выхода из помещений АЗС (операторская, магазин, кафе, станция СТО) до топливно-раздаточной колонки с жидким моторным топливом и до топливно-раздаточной колонки с сжиженным углеводородным газом, от топливно-раздаточной колонки с сжиженным углеводородным газом до места слива автоцистерны с сжиженным углеводородным газом, между топливно-раздаточной колонкой с сжиженным углеводородным газом и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская, магазин, станция СТО, гостиница, между топливно-раздаточной колонкой с жидким моторным топливом и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская, магазин, станция СТО, гостиница) с установлением дополнительного выхода в противоположную сторону, от мест слива автоцистерны с сжиженным углеводородным газом до близлежащих зданий (магазин, операторская), от места слива автоцистерны с жидким моторным топливом до ближайших зданий (магазина, офиса, операторной), от резервуара со сжиженным углеводородным газом до ближайшего многоквартирного жилого дома и от 5 емкостей с жидким моторным топливом вместимостью более 60 куб\м каждая до ближайшего многоквартирного жилого дома не менее 60 метров, от 5 емкостей с жидким моторным топливом вместимостью более 60 куб\м каждая до объекта с массовым пребыванием людей –Супермаркет «Зеленое яблоко» не менее 60 метров, от надземного резервуара со сжиженным углеводородным газом до проезжей части дороги не менее 25 метров),
-до приведения площадки для автоцистерны со сжиженным углеводородным газом установленным требованиям (в частности, до оснащения площадки таким образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива, оборудования площадки отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания сжиженного углеводородного газа за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры, расположенной ниже номинального уровня наполнения газом, оборудования площадки наружной системой отсоса паров газа, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки),
-до приведения сбросной трубы паров СУГ до исправного состояния и обеспечения его постоянного исправного состояния,
-до оборудования системы водяного орошения, обеспечивающей подачу воды и охлаждение автоцистерны с СУГ в случае пожара и подключенная к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной,
-до установления на объекте системы заземления автоцистерны,
-до установки предназначенных для контроля заземления АЦ специализированных автоматизированных устройств заземления, осуществляющих автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ,
-до оснащения резервуаров для хранения сжиженного углеводородного газа системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % геометрического объема резервуара СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерой емкости СПГ),
-до приведения в исправное состояние системы водяного орошения для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ,
-до доведения общей вместимости одиночного резервуара СУГ допустимых норм, которые составляют 10 кум\м,
-до размещения резервуара для хранения сжиженного углеводородного газа подземно,
-до приведения технологической системы СУГ в соответствие с установленными требованиями, а именно, до обеспечения возможного безопасного перекрытия вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду, предотвращения выхода за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью 10-б в год,
-до приведения системы заземления для автоцистерны с жидким моторным топливом в соответствие с требованиями Правил устройства электроустановок, т.е. до применения для контроля заземления АЦ специализированных автоматизированных устройств заземления, осуществляющих автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ,
-до установления на объекте аварийного резервуара,
-до приведения электрооборудования АЗС в соответствие с требованиями Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей, т.е. до оснащения устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон,
-до оборудования площадки для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ,
-до нанесения на боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива полос желтого цвета, которые должны иметь ширину от 38 до 42 см, с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненных световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо),
-до оборудования резервуаров для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 % заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 % заполнении- автоматическое прекращение наполнения резервуара,
-до оборудования линии выдачи топлива обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, и герметично закрываться при обесточивании указанных насосов,
-до разработки и утверждения инструкции о мерах пожарной безопасности, соответствующей требованиям, установленным разделом ХV111 Правил противопожарного режима, с учетом специфики взрывоопасных и пожароопасных помещений в каждом из зданий и сооружений АЗС, 25
-до установки в месте установки приемно-контрольного прибора пожарных информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации и (или) группы контролируемых помещений для безадресных систем пожарной сигнализации,
-до осуществления руководителем проверок состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, указанная документация не хранится на объекте защиты,
-до обеспечения руководителем организации наличия знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки автомобильных средств пожаротушения,
-до разработки и предоставлении декларации пожарной безопасности объекта,
-до обеспечения руководителем организации наличия на наружных установках обозначения их категорий по взрывоопасной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
-до обеспечения объекта первичными средствами пожаротушения в нормативном количестве, предусмотренном пункта 60 раздела Х1Х и Приложениям 1 и 2 к Правилам противопожарного режима,
-до обеспечения руководителем организации исправного состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации и организации не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
*следующих требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
-до проведения мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны, т.е. по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АЗС до границы жилых домов,
-до представления списков работников, подлежащих периодическим медосмотрам и заключительного акта по результатам медицинских осмотров, предусмотренных Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»,
-до представления программы производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результатов лабораторного исследования в рамках производственного контроля,
-до представления программы производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника,
-до представления документарного подтверждения вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов,
-до установки на АЗС знака о запрете курения табака,
-до установки уголка потребителя.
Ответчики ИП ФИО1 и ФИО2 вправе в течение семи дней со дня вручения им копии заочного решения обратиться в Кировский районный суд <адрес> с заявлением об отмене настоящего заочного решения.
Ответчик ИП ФИО1 и ФИО2 вправе обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан только в случае отказа в удовлетворении их заявлений об отмене заочного решения суда через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Председательствующий Х.И. Шихгереев.