УИД 44 RS0005-01-2023-001305-72
Дело № 12-7/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Буй Костромской области 13 февраля 2024 года
Судья Буйского районного суда Костромской области Яблонцева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела по работе с территориями Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела по работе с территориями Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО3 отДД.ММ.ГГГГ №, юридическое лицо - ООО «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в несоблюдении требований п.п. 9, 10 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, в квартале 37 выдела 3, 11 и 20 <адрес> участкового лесничества Гороховецкого лесничества филиала ФГУП «УЛХиП» Минобороны России по адресу: <адрес>, при осуществлении хозяйственной деятельности по расчистке обочин автодороги <адрес>, ООО «<данные изъяты>» допустило нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах), выразившиеся в складировании порубочных остатков и древесины, а также, в отсутствии минерализованной полосы.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 обратился в Буйский районный суд Костромской области с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на следующие обстоятельства: в ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «<данные изъяты>» производил работы по расчистке обочин от кустарниковой растительности подъезда к <адрес> Срубленные ветки временно были складированы на обочине дороги. Сразу после расчистки подъезда, вывезти ветки по техническим причинам не представилось возможным. Ветки были вывезены в первой половине ДД.ММ.ГГГГ года. В результате чего, каких-либо тяжёлых последствий не наступило, вреда охраняемым общественным отношениям причинено не было, жалоб не поступало, вред лесным насаждениям не причинён, что также нашло своё подтверждение и в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Сроки обжалования, предусмотренные гл. 30 КоАП РФ, должностным лицом ФИО1 не пропущены, так, копия постановления согласно почтовому штемпелю, получена им ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба рассматривается в отсутствие должностного лица - заместителя начальника отдела по работе с территориями Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО3, военного прокурора Костромского гарнизона, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства не предоставлено.
Генеральный директор привлеченного к административной ответственности юридического лица ФИО1, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. пояснил, что факт нарушений не оспаривает, вместе с тем, все выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, устранены в первой половине ДД.ММ.ГГГГ года. При вынесении постановления, должностным лицом данные обстоятельства не были учтены, просил их учесть и отменить постановление должностного лица, производство по делу об административном правонарушении – прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ. Судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ. просил провести без его участия.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Согласно ч. 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырёхсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 (далее Правила № 1614) единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.п. 9, 10 Правил пожарной безопасности в лесах, запрещается засорение леса отходами производства и потребления; со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей клесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как усматривается из представленных материалов дела, основанием для привлечения юридического лица - ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Так, подрядчиком при осуществлении хозяйственной деятельности по расчистке обочин автодороги <адрес>, назначено юридическое лицо – ООО «<данные изъяты>».
По результатам проведённой работы, ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1, вынесено предписание с требованием, в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести очистку кюветов участка автомобильной дороги от дороги <адрес> по <адрес>
По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки нарушений Правил пожарной безопасности в лесах на территории <адрес> участкового лесничества Гороховецкого лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, по маршруту № на территории <адрес>, в квартале 37, выделах 3, 11, 20, обнаружено складирование древесно-кустарниковой растительности и порубочных остатков на полосе шириной менее 10 метров от границ леса не отделенной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером (подъезд к <адрес> Порубочные остатки находились на обочине дороги в небольших валах и кучах. Приблизительный общий объем порубочных остатков около 7 складочных метров кубических, чем нарушены положения п. 35 Раздела VII Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 и п. 20 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047.
В связи с допущенными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ, военным прокурором Костромского гарнизона, в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отдела по работе с территориями Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО3, юридическое лицо – ООО «<данные изъяты>», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами:
Согласно акту обследования по результатам проверки нарушений Правил пожарной безопасности в лесах от ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотра территории: обхода № <адрес> участкового лесничества, Костромской области <адрес>, квартал 37 выдела 3,11,20, установлено нарушение п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 №1614 и п.20 санитарной безопасности в лесах постановления Правительства РФ №2047 от 09.12.2020, выдано предписание ООО «<данные изъяты> на очистку кюветов вдоль участка дороги к <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, к акту приобщена выкопировка из лесоустроительного планшета, фотографии.
Согласно акту № обследования от ДД.ММ.ГГГГ помощником военного прокурора Костромского гарнизона установлен факт нарушений ООО «<адрес>» в выделах 3,11,20 квартала 37 <адрес> участкового лесничества, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 №1614 и п.20 санитарной безопасности в лесах постановления Правительства РФ №2047 от 09.12.2020,в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к акту приобщены фототаблицы, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, действия ООО «<данные изъяты>» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ, лесничим <адрес> участкового лесничества в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1, вынесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности в лесах. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выявленные проверкой нарушения, устранены не были. ДД.ММ.ГГГГ, в отношении юридического лица – ООО «<данные изъяты>» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно Уставу ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и законодательсва РФ, выполняет работы по содержанию дорог в ДД.ММ.ГГГГ года.
Выводы должностного лица о совершении юридическим лицом - ООО «<данные изъяты>» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела, которые были оценены должностным лицом, все процессуальные документы составлены надлежащими должностными лицами и соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции и соответствует требованиям КоАП РФ.
Оценив добытые доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к верному выводу о виновности юридического лица - ООО «Дорожник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Деяние юридического лица – ООО «Дорожник» квалифицировано по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, у юридического лица – ООО «Дорожник» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность, но, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Достаточные доказательства объективной невозможности соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину юридического лица, не установлены.
В соответствии с п.п. 9, 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления; со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей клесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
При выявлении нарушения требований Правил пожарной безопасности в лесах и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы законодательства о лесопользовании, государственные должностные лица департамента лесного хозяйства вправе привлечь к административной ответственности виновных юридических лиц.
При этом, указанное административное правонарушение посягает на требования в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств дела, правоотношения по своему характеру исключают в данном случае малозначительность деяния.
Нарушений процессуальных требований при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности, не нарушены. Оснований для отмены постановления должностного лица, не установлено.
В то же время, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Положения ст. 30.7 КоАП РФ позволяют изменить постановление (решение), если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление...
Наказание в виде штрафа, назначенное юридическому лицу - ООО «<данные изъяты>», единственным участником которого, согласно Уставу является муниципальное образование городского округа <адрес> в лице Администрации городского округа <адрес>, не соответствует обстоятельствам и характеру совершённого административного правонарушения, которое было выявлено в ходе проверки соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах, при этом, ранее юридическое лицо – ООО «<данные изъяты> к административной ответственности не привлекалось, впервые допустило нарушение природоохранного законодательства.
Должностным лицом не учтено то обстоятельство, что до рассмотрения дела, ООО «<данные изъяты>» допущенные нарушения были устранены. При этом, в постановлении о назначении административного наказания, должностным лицом указано, что особый противопожарный режим на момент совершения нарушения, на территории <адрес> муниципального района Костромской области, не введён; вред лесным насаждениям, действиями ООО «<данные изъяты> не причинён. При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения и, изменить постановление должностного лица в части назначенного наказания, назначить ООО «<данные изъяты>» наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя начальника отдела по работе с территориями Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ - изменить в части назначенного наказания, назначить наказание в виде предупреждения. В остальном обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: И.В.Яблонцева