Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-225/2020 от 14.07.2020

УИД: 23RS0042-01-2020-003525-76

Дело № 12-225/2020

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск                                      23 октября 2020 года

        Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края          Рукавишников Д.В., при секретаре Степановой Е.И. с участием представителя административного органа - Литвинова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соловьевой О. Г. на постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ № 23152005829041000005/2 от 27.03.2020г.,

УСТАНОВИЛ:

             Соловьева О.Г. обратилась в суд с жалобой на постановление начальника ИФНС России по г. Новороссийску от 27.03.2020г. о привлечении её к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, указав, что в 2018 г. ООО «Эльма», директором которого является Соловьева О.Г., привлекло иностранных работников - граждан Узбекистана, с которыми были заключены трудовые договоры. Основанием для привлечения Соловьевой О.Г. к административной ответственности как генерального директора ООО «Эльма» послужил вывод о том, что при выдаче иностранному работнику - нерезиденту заработной платы, минуя банковский счет в уполномоченном банке, была совершена незаконная валютная операция. Соловьева О.Г. указывает, что в действиях ООО «Эльма» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку открытие нерезидентом банковского счета на территории Российской Федерации это его право, а не обязанность. Правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, а согласно ТК РФ, зарплата работнику выплачивается в рублях в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке, то есть не предусмотрена обязанность работодателя самостоятельно открывать в банке счета для перечисления зарплаты нерезидентам, если те не обращались с соответствующими заявлениями, при этом, за задержку выплаты заработной платы работодатель несет ответственность. В связи с изложенным, Соловьева О.Г. просит суд признать незаконным и отменить постановление Начальника ИФНС России по г. Новороссийска № 23152005829041000005/2 от 27.03.2020г. о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ООО «Эльма» Соловьевой О.Г., по ч.1 ст. 15.25.

    В судебное заседание заявитель не явился, просил о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

    Представитель ИФНС России по г. Новороссийску в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, предоставив суду письменные возражения, полагал постановление Начальника ИФНС России по г. Новороссийска №23152005829041000005/2 от 27.03.2020г. законным и обоснованным.

      Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и решений вышестоящих должностных лиц по жалобам на эти постановления, регулируются ст. ст. 30.1, 30.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ, жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (решения).

Частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ определено, что в случае пропуска срока для подачи жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Учитывая, что согласно отчету, об отслеживании почтового отправления № 80084147439554 обжалуемое постановление вручено Соловьевой О.Г. 23.04.2020г., жалоба подана Соловьевой О.Г. 28.04.2020г, то есть в установленный законом срок, в Арбитражный суд Краснодарского края и возвращена 13.05.2020г. в связи с неподсудностью жалобы АС КК, суд полагает, что срок на подачу жалобы пропущен заявителем по уважительной причине.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В судебном заседании установлено, что Соловьева О. Г. является генеральным директором ООО «Эльма», ИНН/КПП 2315993797/231501001. Основным видом деятельности Общества является строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.20). Данная деятельность осуществляется с привлечением иностранных работников. В 2018 г. ООО «Эльма» привлекло иностранных работников - граждан Узбекистана, с которыми заключены трудовые договоры,     что заявителем жалобы не оспаривается.

В соответствии с пп. «в» п. 6 ч. 1 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-Ф3) резиденты - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, ООО «Эльма» является валютным резидентом.

    Согласно с пп. «а» п.7 ч.1 ст. 1 Закона № 173-ФЭ нерезидентами признаются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - это отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использованные валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 17Э-ФЗ. Уполномоченные банки - это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п.8 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-Ф3).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Закона № 17Э-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч.2 ст. 14 Закона № 173-Ф3. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством РФ не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

    Согласно статье 2 Закона N 173-Ф3 (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ) данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-Ф3 относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно части 2 статьи 14 Закона N 173-Ф3, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Согласно статье 25 Закона N 17Э-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Генеральным директором ООО «Эльма» Соловьевой О. Г. произведена выплата заработной платы иностранным гражданам - работникам из кассы организации в наличной форме за, что подтверждается платежной ведомостью № 60 от 10.07.2018 г. таким образом, Соловьевой О.Г. нарушен порядок произведения расчета при осуществлении валютных операций юридическим лицом - резидентом через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств, установленный п. 2 ст. 14 Закона № 173-Ф3 от 10.12.2003г., что было правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ссылка Соловьевой О.Г. на положения ст. 11, 131, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, как на обстоятельство, позволяющее производить расчеты, минуя банковский счет, в силу абзаца пятого статьи 11 ТК РФ несостоятельна, поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Законом N 17Э-ФЗ, т.е. к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.

Статьёй 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административное наказание Соловьевой О.Г. назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований для признания правонарушения малозначительным судья не находит, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Вместе с тем, исходя из характера и степени общественной опасности правонарушения, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения Соловьевой О.Г. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах нет и в поданной жалобе не содержится.

Нарушений норм материального и процессуального права начальником ИФНС России по г. Новороссийску при вынесении в отношении Соловьевой О.Г. постановления по делу об административном правонарушении не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое Соловьевой О.Г. постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание отсутствие законных оснований для отмены оспариваемого Соловьевой О.Г. постановления по делу об административном правонарушении и отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Соловьевой О.Г. об отмене постановления Начальника ИФНС России по г. Новороссийска № 23152005915617800005/2 от 27.03.2020г.,

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Восстановить Соловьевой О. Г. срок на обжалование постановления Начальника ИФНС России по г. Новороссийску № 23152005829041000005/2 от 27.03.2020г.,

Постановление Начальника ИФНС России по г. Новороссийска № 23152005829041000005/2 от 27.03.2020г.,о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ООО «Эльма» Соловьевой О.Г., по ч.1 ст. 15.25 - оставить без изменения.

Жалобу на постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ 23152005829041000005/2 от 27.03.2020г.,- оставить без удовлетворения.

            Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд (через Приморский районный суд гор. Новороссийска) в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья:                            Рукавишников Д.В.

12-225/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Соловьева Ольга Геннадьевна
Суд
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Рукавишников Даниил Валентинович
Статьи

КоАП: ст. 15.25 ч.1

Дело на странице суда
novorossisk-primorsky--krd.sudrf.ru
14.07.2020Материалы переданы в производство судье
15.07.2020Истребованы материалы
30.08.2020Поступили истребованные материалы
23.10.2020Судебное заседание
20.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее