Судья Куренных Е.В.
Дело № 71-159/2024
УИД 59RS0044-01-2024-000450-17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 апреля 2024 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Полыгалова Павла Геннадьевича на постановление судьи Чусовского городского суда Пермского края от 19.02.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 19.02.2024 федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель жалобы просит об отмене постановления, полагая, что учреждением нормы санитарного законодательства нарушены не были. Включенные прокурором в перечень скоропортящихся продуктов неочищенные овощи, консервы нормы СанПиН 2.3.21324-03 не предусматривают. В исправительном учреждении в общежитиях (камерах), объектах коммунально-бытового назначения имеются в наличии бытовые холодильники, обеспечивающие необходимые условия для хранения скоропортящихся продуктов питания, соблюдения гигиенических требований. Материалы прокурорской проверки, послужившие основанием для вынесения представления, представлены не были. Учреждение является казенным, финансируется за счет бюджетных средств, полагает, что в данном случае возможно применение статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку отсутствует причинения вреда или возникновения его угрозы кому-либо.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, защитник Полыгалов П.Г., будучи извещенными надлежащим образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника по доверенности Митракову О.В., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Мерзлякова А.А., полагавшего привлечение юридического лица к административной ответственности законным и обоснованным, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу статьи 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 названного Федерального закона).
Как следует из пункта 1 статьи 24 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно материалам дела Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2023 года проведена проверка ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, в ходе которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в том числе реализация в магазинах, осуществляющих торговую деятельность по реализации продуктов питания и предметов первой необходимости для осужденных, продуктов питания, относящихся к категории скоропортящихся и особо скоропортящихся, отсутствие со стороны администрации ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю в нарушение статьи 82 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации контроля за ассортиментом реализуемых продуктов питания, непринятие мер к запрету на их реализацию, что способствует поступлению в указанное исправительное учреждение запрещенных к хранению продуктов питания; отсутствие контроля со стороны администрации за поступлением указанных продуктов в посылках и передачах (выявлены факты передачи консервов, при вскрытии которых крышка является режущим предметом). Также в ходе проверки состояния законности в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю выявлены иные нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
По факту нарушений на имя начальника ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО5 02.11.2023 прокурором внесено представление с требованием рассмотреть настоящее представление с участием сотрудника отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Пермского края; принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного наказания, их причин и условий им способствующих и недопущению их в дальнейшем; решить вопрос о привлечении должностных лиц ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, допустивших нарушения, к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо сообщить в прокуратуру в установленный законом месячный срок.
Данное представление поступило в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю 10.11.2023 входящий № 3711.
Представление рассмотрено администрацией ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю 11.11.2023 при участии помощника прокурора Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Батуева М.В. и представителя Пермской краевой прокуратуры.
Ответ от 06.12.2023 № 60/38/1-73-84 на представление дан начальником ФИО5 и поступил в прокуратуру 15.12.2023 (исх. ПЗ-3722-23-205-70056); в нем указано на размещение в комнате свидания, приезжих в каждом отрядном звене соответствующих объявлений, направленных на исключение случаев получения в посылках, передачах, бандеролях либо приобретения осужденными указанной категории продуктов питания; проведение начальниками отрядов общих собраний с осужденными с демонстрацией ролика о запрещенных продуктах питания; направление письма начальнику ОСП «Пермское» АО «Промсервис» ФСИН России для исключения продажи скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов питания через торговую сеть; объявление заместителю начальника учреждения-начальника центра В. выговора устно.
Вместе с тем, по результатам проведенного 09.01.2024 контроля по устранению выявленных нарушений установлены вновь факты нарушений и отсутствия принятия мер по их устранению: 21.12.2023 А. осуществлена передача осужденному М1. (майонез, мандарины, лук, морковь, колбаса, мясо, картофель), согласно подписанному и согласованному заявлению на передачу от 21.12.2023; Б. осуществлена передача осужденному П1. (в числе прочего огурцы, помидоры, мясо), согласно подписанного и согласованного 21.12.2023 заявления о передаче; 28.12.2023 К1. осуществил передачу осужденному П2. (зелень, капуста, сыр, колбаса); 28.12.2023 К2. осуществил передачу продуктов питания в металлической упаковке (зеленый горошек - 3 банки, кукуруза – 3 банки) для осужденного К3., что свидетельствует о неустранении выявленных и указанных в представлении от 02.11.2023 нарушений, предоставлении недостоверной информации о результатах принятых исправительным учреждением мер по итогам рассмотрения представления. Представление от 02.11.2023 в указанной части нарушений не исполнено, нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях учреждения вмененного ему деяния с учетом положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда исходил из того, что представление прокурора от 02.11.2023 фактически исполнено в полном объеме не было.
Факт совершения привлекаемым административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, в том числе представлением от 02.11.2023 №4-11-2023/Прдп127-23-20570056; ответом от 06.12.2023 № 60/38/1-7384, подписанным начальником ФИО5; заявлениями от посетителей исправительного учреждения о разрешении передачи осужденным с указанием содержимого передачи и соответствующими отметками за подписью начальника ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО5 о разрешении, подписанными и согласованными после рассмотрения представления прокурора и дачи на него ответа.
Относительно непредставления материалов проверки, которыми зафиксированы нарушения, то в данном случае имел место ответ на представление, в котором нарушения не оспаривались.
В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие событий административных правонарушений, лицо, их совершившее, виновность указанного лица в совершении административных правонарушений, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел, а также причины и условия совершения административных правонарушений.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о наличии в кухнях общежитий отрядов бытовых холодильников об указанном в ответе от 06.12.2023 № 60/38/1-7384 на представление об исключении случаев получения в передачах запрещенных продуктов питания не свидетельствуют о выполнении требования представления от 02.11.2023 №4-11-2023/Прдп127-23-20570056 в части необходимости принятия мер к устранению нарушений, соблюдению требований действующего законодательства, поскольку материалы дела свидетельствуют об обратном.
Имеющие место продолжающиеся факты передачи запрещенных продуктов питания послужили условиями, способствующими повторному нарушению уголовно-исполнительного законодательства. В связи с чем в вину учреждения в данном случае обоснованно поставлено выполнение представления от 02.11.2023 не в полном объеме. Указанная в ответе от 06.12.2023 информация о размещении объявлений в комнатах свиданий, приезжих, общие собрания осужденных с начальниками отрядов относительно передачи запрещенных продуктов питания для устранения причин и условий, способствовавших и недопущению указанного нарушения в дальнейшем с очевидностью при том, что передачи имели место с разрешения должностных лиц учреждения, являются недостаточными, на принятие все зависящих от администрации учреждения мер по соблюдению Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, не указывают. Передача осужденным запрещенных продуктов питания происходит, в том числе с разрешения со стороны администрации исправительной колонии о чем свидетельствуют согласованные заявления о разрешении на передачу, а, следовательно указывают на ненадлежащий контроль в этой части внутреннего распорядка режимного объекта и пренебрежительное отношение по их соблюдению со стороны администрации учреждения.
Кроме того подпунктом 12.12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений с учетом пункта 9 Приложения № 3, которым утвержден перечень продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, запрет на указанные предметы установлен без каких-либо условий, в том числе при наличии холодильного оборудования: продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего приготовления и консервирования, дрожжи, скоропортящиеся продукты питания, спортивное питание (осужденные к лишению свободы в колониях-поселениях могут иметь при себе, получать в посылках, передачах, приобретать продукты питания).
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам «СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 № 98, Приложением 2 к нему «Термины и определения» к СанПиН 2.3.2.1324-03 указано, что скоропортящиеся продукты - продукты переработки мяса, птицы, яиц, молока, рыбы и нерыбных объектов промысла; мучные кремово-кондитерские изделия с массовой долей влаги более 13%; кремы и отделочные полуфабрикаты, в т.ч. на растительных маслах; напитки; продукты переработки овощей; жировые и жиросодержащие продукты, в т.ч. майонезы, маргарины; быстрозамороженные готовые блюда и полуфабрикаты; все виды пресервов; термизированные кисломолочные продукты и стерилизованные молочные продукты; особо скоропортящиеся -продукты, которые не подлежат хранению без холода и предназначены для краткосрочной реализации указаны в том числе сырые и вареные овощи.
Кроме того, Приложение 1 к СанПиН 2.3.2.1324-03 содержит условия хранения, сроки годности особо скоропортящихся и скоропортящихся продуктов при температуре (4 +/- 2) град. C, к которым отнесены овощные продукты (картофель сырой очищенный сульфитированный, капуста свежая зачищенная, морковь, свекла, лук репчатый сырые очищенные, петрушка, лук зеленый, укроп).
Относительно продуктов в металлической упаковке (консервов), то они непосредственно запрещены пунктом 9 Приложения №3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений от 04.07.2022 №110, не как скоропортящиеся продукты, а как продукты консервирования в связи с тем, что их металлическая упаковка после вскрытия может быть использована осужденными как режущий предмет в противоправных целях.
Привлечение заместителя начальника учреждения В. к дисциплинарной ответственности с объявлением устного выговора, указание в ответе от 06.12.2023 № 60/38/1-7384 не свидетельствуют о выполнении требования представления от 02.11.2023 №4-11-2023/Прдп127-23-20570056 не освобождает ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю от административной ответственности. В данном случае должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности и понесли наказание за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Тогда как рассмотрение представления прокурора и выполнение требований, вытекающих из полномочий прокурора, установленных федеральным законом, в данном случае является обязанностью ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, за невыполнение которых учреждение и привлечено к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того заявления на передачу запрещенных продуктов питания, согласуются непосредственно с начальником исправительного учреждения ФИО5, согласно визы на представленных в материалах дела заявлениях о разрешении передачи осужденным.
Оснований полагать, что у ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю отсутствовала возможность для соблюдения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», за нарушение которых статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, учреждением были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, с учетом материалов дела не имеется.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 названного Кодекса для юридических лиц, является разумным и справедливым.
Обстоятельства, которые бы исключали привлечение ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности, в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в связи с малозначительностью отсутствуют. Особенности финансирования юридического лица к таким обстоятельствам не относятся.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, ненаступление в результате допущенных нарушений вредных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. Правоотношения в данном случае возникают в сфере надзорных функций, совершенное правонарушение посягает на институт государственной власти в виде реализации органом, действующим от имени государства и представляющим его интересы, полномочий, представленных ему законом, в том числе, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о наличии существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Кроме того, нарушения, указанные в представлении и не устраненные в дальнейшем, влияют на здоровье и жизнь содержащихся в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю лиц.
Постановление о привлечении ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, которые бы повлияли на законность привлечения ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для отмены либо изменения постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Чусовского городского суда Пермского края от 19.02.2024 оставить без изменения, жалобу защитника Полыгалова П.Г. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья- подпись