УИД 81RS0006-01-2022-000029-93
Судья Калина Е.Д.
Дело № 7-435/2022 / 21-237/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 14 марта 2022 года
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев жалобу защитника администрации города Кудымкара Пермского края Н1. на постановление главного государственного инспектора Кудымкарского городского округа, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору от 23 декабря 2021 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Кудымкара Пермского края,
у с т а н о в и л :
постановлением главного государственного инспектора Кудымкарского городского округа, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору от 23 декабря 2021 год № 83/2 администрация города Кудымкара Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 января 2022 года постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, размер назначенного наказания снижен до 80 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Н1. просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель администрации города Кудымкара, защитник Н1., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.
Представитель административного органа Попов Д.И. с доводами жалобы не согласился.
Изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, дело по жалобе на постановление, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила противопожарного режима), устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (пункт 69 Правил противопожарного режима).
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 1 статьи 63 названного Федерального закона, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Как следует из материалов дела, 21 мая 2021 г. в 15 часов 20 минут администрацией города Кудымкара допущено нарушение пунктов 67, 69 Правил противопожарного режима, а именно произошло возгорание мусора на площади 300 кв.м по адресу: ****, микрорайон Кирзавода (координаты **, **).
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении администрации города Кудымкара составлен протокол № 83 от 29 июня 2021 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении администрация города Кудымкара привлечена к административной ответственности.
Факт совершения администрацией города Кудымкара административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении № 83 от 29 июня 2021 г.; сообщением о возгорании от 21 мая 2021 г.; письменным объяснением К. от 21 мая 2021 г.; рапортом о возгорании от 23 мая 2021 г.; фототаблицей горения бытовых отходов, мусора, сухой травы в микрорайоне Кирзавод г. Кудымкара; распечаткой публичной кадастровой карты г. Кудымкара, а также иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа и судьей городского суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела не следует, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, были администрацией города Кудымкара соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что место возгорания бытовых отходов, мусора, сухой травы находится за пределами границ муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар», являлись предметом оценки судьи городского суда и были обоснованно им отклонены, основания не согласиться с выводами судьи отсутствуют.
Так, согласно акту проверки от 21 июня 2021 г., составленному сотрудниками отдела муниципального контроля и отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кудымкара, несанкционированная свалка в микрорайоне Кирзавод (координаты **, **) находится на границах земельных участков территории города Кудымкара и территории Кудымкарского муниципального округа (л.д. 70).
Согласно сообщению главы города Кудымкара от 19 августа 2021 г., администрацией города проведены мероприятия по устранению несанкционированной свалки по адресу: г. Кудымкар, микрорайон Кирзавод (координаты **, **) (л.д. 77).
Из свидетельских показаний начальника отдела земельных отношений администрации г. Кудымкара Ч., а также прояснений защитника Н1., данных в судебном заседании в городском суде, следует, что бытовые отходы находились как на территории города Кудымкара, так и на территории Кудымкарского муниципального округа.
Представленное защитником заключение МАУ «Кудымкаргорпроект» также не опровергает вывод административного органа о том, что бытовые отходы были расположены на территории города Кудымкара. Указанное заключение лишь содержит суждение о расположении точки возгорания в точке: **.
Администрации города Кудымкара вменено нарушение пунктов 67 и 69 Правил противопожарного режима, возлагающих обязанность на правообладателей земельных участков производить своевременную уборку мусора и запрещающих устраивать свалки отходов, следовательно, нахождение на территории города Кудымкара свалки мусора и бытовых отходов является нарушением указанных требований пожарной безопасности.
Кроме того, отсутствуют какие-либо основания ставить под сомнение также и представленные административным органом доказательства, подтверждающие расположение места возгорания на территории города Кудымкара: показания свидетелей Х., П., Н2., предупрежденных об ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также сообщение о пожаре, фотоматериалы, данные публичной кадастровой карты, которые отвечают требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемые к документам.
Согласно открытым сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок, на территории которого произошло возгорание отходов, относится к территории муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» и граничит с территориями муниципального образования Кудымкарский муниципальный район.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения администрацией города Кудымкара требований пожарной безопасности, указанных в процессуальных документах административного органа, и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии событий вменяемых административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при пересмотре дела судьей городского суда размер наказания снижен в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание является обоснованным и справедливым, отвечающим целям административного наказания.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации города Кудымкара допущено не было.
При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
постановление главного государственного инспектора Кудымкарского городского округа, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского муниципальных округов по пожарному надзору от 23 декабря 2021 года № 83/2, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 января 2022 года, вынесенные в отношении администрации города Кудымкара Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Н1. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)