Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-514/2019 ~ М-187/2019 от 28.02.2019

Дело № 2–514/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов

09 октября 2019 года

    Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Калининой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Йылдыз О.Н., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Йылдыз Э.С.М., Филиппова И.А., Филиппова А.А. и Тихомирова К.В. к администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Йылдыз О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Йылдыз Э.С.М., Филиппов И.А., Филиппов А.А., Тихомиров К.В. обратились в суд с иском к администрации МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании за ними права пользования квартирой № ****** в ****** в ****** на условиях социального найма и обязании заключить с ними договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.

В обоснование требований истцы указали, что 22 августа 1979 года Йылдыз О.Н. вместе со своими родителями (Белов А.И. и Белова Е.Д.) вселилась в ****** по ******. Квартира была предоставлена Белову А.И. как работнику предприятия «Лесхоз». В данной организации Квартира находилась на балансе. В последующем в квартире были зарегистрированы дети Йылдыз О.Н.: Филиппов И.А., Филиппов А.А., Тихомиров К.В. и Йылдыз Э.С.М.. В отношении квартиры у истцов нет каких-либо документов. Ввиду данной ситуации истцы приняли решение надлежащим образом оформить права на занимаемую квартиру: заключить договор социального найма (приватизировать не намерены из-за налога на имущества).

Также указывают, что 16 ноября 2018 года истцы обратились в администрацию муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о заключении договора социального найма в отношении квартиры. На данное заявление истцы получили ответ за исх. № ****** от 14 декабря 2018 года, согласно которому ответчик отказался заключать с истцами договор социального найма на пользование квартирой, что данное жилое помещение «не значится в реестре муниципальной собственности».

Ссылаясь на положения ст. 18 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», ст. 51 ЖК РСФСР, ст. 63 ЖК РФ, ст. 162 ГК РФ, истцы считают позицию ответчика не соответствующей закону и нарушающей их права, указывая, что отсутствие договора социального найма на квартиру в письменной форме, вносит правовую неопределенность в отношения с ответчиком и неопределенным кругом лиц, поэтому необходимо признать право пользования квартирой на условиях социального найма.

Касательно вопроса о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения в отношении квартиры, истцы обращают внимание суда на позицию Верховного Суда РФ, согласно которой отсутствие договора социального найма, а также соответствующего решения органа местного самоуправления не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов (Определение ВС РФ от 18 июля 2006 года по делу № 83-В06-7). Иное означало бы невозможность признания прав по договору социального найма и заключение соответствующего договора.

Утверждают, что передача жилого фонда от организаций в собственность местной администрации, учет такого жилого фонда в реестре муниципальной собственности - всецело зависит от выполнения чиновниками своих обязанностей, а проживающие в таком фонде граждане не имеют правовой возможность осуществлять данные процедуры.

Обращают внимание, что дом, в котором находится спорная квартира, состоит из двух квартир, при этом соседи истцов, которые проживают в ****** известного дома, в 2015 году смогли приватизировать свое жилье. По мнению истцов, ответчик намеренно скрывает сведения о занимаемой истцами квартире.

Протокольным определением Волховского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом.

Истцы Йылдыз О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Йылдыз Э.С.М., Филиппов И.А., Филиппов А.А., Тихомиров К.В., в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, направили в суд своего представителя.

Представитель истцов Якаев Р.А., действующий на основании доверенности от 28.09.2018, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик администрация муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Ильина О.М., действующая на основании решения от 03.08.2018 № ******, заявленные требования признала частично, указав, что возражают против обязания заключить договор социального найма, поскольку спорное жилое помещение не является собственностью администрации.

Третьи лица администрация Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Третье лицо Леноблкомимущество ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил отзыв на исковое заявление.

Суд, с согласия представителя истца, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Судом установлено, что 22 августа 1979 года Йылдыз О.Н. вместе со своими родителями (Белов А.И. и Белова Е.Д.) вселилась в ****** по ******.

Согласно справке формы № 9 от 29.01.2019 № ****** в жилом помещении, расположенном по адресу: ******, зарегистрированы с 29.11.1991 - Йылдыз О.Н., ****** года рождения, с 28.02.1994 - Филиппов И.А., ****** года рождения, с 21.04.1995 - Филиппов А.А., ****** года рождения, с 23.11.2000 - Тихомиров К.В., ****** года рождения, с 13.12.2012 - Йылдыз Э.С.М., ****** года рождения.

Архивной справкой формы № 9 от 23.07.2019 № ****** подтверждается, что Йылдыз О.Н. была зарегистрирована по месту жительства в спорном жилом помещении с 22.08.1979 по 29.08.1991.

16 ноября 2018 года истцы обратились в администрацию муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о заключении договора социального найма в отношении квартиры, на которое получили ответ за исх. № ****** от 14 декабря 2018 года, согласно которому администрация муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области отказалась заключать с истцами договор социального найма на пользование квартирой, поскольку данное жилое помещение не значится в реестре муниципальной собственности.

Согласно выписке из ЕГРН от 19.04.2019 вышеуказанная квартира по заявлению администрации муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области 22.03.2017 принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом в отзыве на исковое заявление от 19.07.2019 № ****** сообщил о том, что объект недвижимого имущества – жилое помещение, расположенное по адресу: ******, в реестре государственного имущества Ленинградской области не числится.

Из домовой книги Волховского комплексного ЛПХ за годы: 1978-1986, окончена 22.03.2000, следует, что мать истца Белова (ранее Никифорова) Е.Д., ****** года рождения, с 22 августа 1979 года, и отец истца Белов А.И., ****** года рождения, с 21 декабря 1978 года, являющиеся рабочими Волховского КЛПХ, зарегистрированы и проживали в жилом помещении по адресу: ******. Йылдыз (ранее Белова) О.Н. по указанному адресу зарегистрирована постоянно с 29.11.1991 года.

Постановлением администрации муниципального образования «Волховский район» Ленинградской области от 27 июля 2001 № ****** «О присвоении названий улицам и номеров домам в населенных пунктах Колчановской волости МО «Волховский район» жилому помещению, занимаемому истцами по адресу: ****** присвоен адрес: ******.

Как установлено судом и следует материалов дела, предприятие Волховский КЛПХ преобразовано в АООТ «Волховский КЛПХ», затем 12.08.2002 образовано в виде открытого акционерного общества – «Волховский комплексный леспромхоз», деятельность которого прекращена 01.10.2012.

Постановлением администрации муниципального образования «Волховский район» Ленинградской области от 22 августа 1997 года № ****** «О приеме в муниципальную собственность Волховского района объектов жилого фонда АООТ «Волховский КЛПХ» в целях освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства объекты жилого фонда АООТ «Волховский комплексный леспромхоз» приняты в муниципальную собственность, Комитету по управлению муниципальным имуществом предписано передать жилой фонд в АООТ «Волховский КЛПХ» по договору на право хозяйственного ведения.

На основании Договора о закреплении за АООТ «Волховский КЛПХ» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 25 августа 1997 года и Приложения № ****** к нему, за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью Волховского района, в том числе жилой ****** (п. 36 Акта о приема-передачи).

Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 1997 год спорное жилое помещение, расположенное по адресу: являлось муниципальным имуществом Волховского района.

До принятия Закона СССР от 4 июня 1990 года N 1529-1 "О предприятиях в СССР" и Закона РСФСР 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР", установившего существование права частной собственности в РСФСР, организации и предприятия могли быть основаны только на государственной собственности, а также собственности колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений и общественных организаций (ст. 93 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года).

Осуществлявшаяся в дальнейшем приватизация государственных и муниципальных предприятий в отношении жилищного фонда, находившегося на балансе у таких предприятий, регулировалась Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (действовавшего на момент приватизации предприятия и признанного утратившим силу Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также установлен запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, включая общежития.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Приложение N 3 названного Постановления к объектам муниципальной собственности относит, в том числе, жилищный фонд.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подтвержденными после принятия Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса предприятия жилищный фонд, в том числе жилое помещение в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку истцы проживали и проживают в жилом помещении, расположенном в здании, принадлежавшем предприятию Волховский КЛПХ, и не подлежащем включению в части жилых помещений в состав имущества приватизируемого предприятия, то они не утратили жилищных прав в отношении занимаемого жилого помещения.

Принимая во внимание, что Волховский КЛПХ был приватизирован и реорганизован в ОАО «Волховский КЛПХ», то в силу прямого указания в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1, последнее обязано было возвратить жилищный фонд путем передачи его местной администрации МО "Волховский район" Ленинградской области.

Однако, как установлено судом, в настоящее время жилой фонд не числится в муниципальной собственности. Тем не менее, исходя из ч. 1 абз. 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1, спорный жилой дом должен считаться объектом муниципальной собственности.

Оценивая добытые по делу доказательства, суд приходит к выводу, что здание жилого дома, являвшееся государственной собственностью, при приватизации предприятия не могло быть включено в состав приватизируемого имущества, указанное здание должно было находиться в ведении администрации местных органов власти по месту расположения объекта, нарушение действовавшего законодательства, выразившееся в том, что при приватизации предприятия жилой ****** по адресу: ******, не был своевременно передан в муниципальную собственность, по мнению суда, не может умалять жилищных прав граждан.

Доводы ответчика о том, что жилой дом поставлен на учет как бесхозяйный объект, не влияет на квалификацию правоотношений между сторонами по договору социального найма. Независимо от того, был ли указанный дом передан в муниципальный жилищный фонд в предусмотренном законом порядке, суд приходит к выводу, что ****** по адресу: ******, является объектом муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселения.

Жилой ****** в ****** располагается на территории муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что спорная квартира не является собственностью муниципального образования, не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

На основании вышеизложенного доводы ответчика о неудовлетворительном состоянии спорного жилого помещения, которое он в силу закона обязан содержать, суд не принимает во внимание как не относящиеся к предмету спора по данному гражданскому делу.

При таких обстоятельствах, суд, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцами требований и признании за ними права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязанности заключить с ними договор социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать за Йылдыз О.Н., несовершеннолетней Йылдыз Э.С.М., Филипповым И.А., Филипповым А.А. и Тихомировым К.В., зарегистрированными по адресу: ******, право пользования квартирой № ****** в ****** в ****** на условиях социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области заключить с Йылдыз О.Н., несовершеннолетней Йылдыз Э.С.М., Филипповым И.А., Филипповым А.А. и Тихомировым К.В., договор социального найма жилого помещения в отношении ****** в ******.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Волховский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение составлено 11 октября 2019 года.

Судья подпись М.Г. Кошкина

2-514/2019 ~ М-187/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филлипов Илья Андреевич
Тихомиров Кирилл Владимирович
Йылдыз Оксана Николаевна за себя и в инт.н/л. Йылдыз Элиф Су Муратовны,2012 г.р.
Филиппов Алексей Андреевич
Ответчики
Администрация муниципального образования Колчановское сельское поселение ВМР ЛО
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Кошкина Марина Геннадьевна
Дело на странице суда
volhovsky--lo.sudrf.ru
28.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2019Передача материалов судье
04.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2019Предварительное судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Судебное заседание
24.06.2019Судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020Дело оформлено
18.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее