Дело № 2-1687/ 2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевой Л.Г.,
с участием истца Боктаевой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боктаевой Занды Николаевны к Боктаевой Наталье Геннадиевне о прекращении права пользования жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Боктаева З.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она на основании договора дарения от 23.09.2008г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. 10 мая 2011 г. на указанной жилплощади была зарегистрирована Боктаева Н.Г., на тот момент супруга сына, которая проживала по данному адресу в период с мая 2011 г. по 2013 г. В 2013 г. ответчик выехала их жилого помещения, так как брак между ней и сыном ФИО1 был расторгнут. Никакого соглашения о порядке пользования жилым помещением между нею и ответчиком не заключалось. Где она проживает в настоящее время, ей не известно, так как никаких отношений они не поддерживают.
Просит прекратить право ответчика Боктаевой Н.Г. на пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>.
Истец Боктаева З.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик Боктаева Н.Г., в судебное заседание не явились, извещена по месту регистрации.
Представитель третьего лица – УМВД России по г. Элисте в судебное заседание не явился, согласно ходатайству просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственности.
Статья 304 ГК РФ наделяет собственника правом требования устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Согласно договору дарения 23 сентября 2008 г., свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> от 21 октября 2008 г. Боктаева З.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Из выписки из домовой книги № 2020-33389 от 06 февраля 2020г., следует, что по адресу: <данные изъяты>, зарегистрировано девять человек, в том числе Боктаева Наталья Геннадиевна, ДД.ММ.ГГ года рождения, дата прописки 10.05.2011 г.
В соответствии с свидетельством о расторжении брака <данные изъяты> от 04.03.2015г. брак между ФИО1 и Боктаевой Натальей Геннадиевной прекращен 16 декабря 2014г. на основании решения мирового судьи судебного участка №5 Элистинского судебного района от 14.11.2014г.
Опрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2, ФИО3 показали, что Боктаева Н.Г. является бывшей супругой сына истца, после расторжения брака не проживает в доме более пяти лет, с указанного времени в доме не появлялась, вещей ее нет, в доме проживает истец с супругом, ее мать с супругом и сын со своей семьей.
У суда нет оснований подвергать сомнению показания данных свидетелей, поскольку они не имеют заинтересованности в результате рассмотрения дела, их показания не противоречат иным доказательствам по делу.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. Федеральных законов от 02 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ) (далее – Закон РФ), граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами Республик в составе Российской Федерации.
Согласно ст. 6 указанного Закона РФ гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В силу ст. 7 Закона РФ и п.п. «а» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Учитывая, что ответчик в настоящее время по адресу: <данные изъяты>, не проживает, договор найма, договор безвозмездного пользования или иной договор на право пользования спорным жилым помещением с ответчиком не заключался, иных законных оснований пользоваться этим жилым помещением она не имеет, следовательно, право пользования жилым помещением у нее отсутствует. Указанные обстоятельства являются основанием для вывода о том, что регистрация Боктаевой Н.Г. по вышеуказанному адресу, не соответствует ее фактическому месту пребывания или жительства.
Разрешая исковые требования, суд принимает во внимание и оценивает представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, и, исходя из того, что Боктаева Н.Г. является бывшим членом семьи собственника спорного жилого помещения Боктаевой З.Н., совместного хозяйства с нею не ведет, доказательств наличия соглашения о порядке пользования жилым помещения не представлено, приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Боктаевой Занды Николаевны к Боктаевой Наталье Геннадиевне о прекращении права пользования жилым помещением удовлетворить.
Прекратить право пользования Боктаевой Натальи Геннадиевны, ДД.ММ.ГГ года рождения, жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Е.В. Савельева