Дело № 2-2523/2023 (УИД 53RS0022-01-2023-000983-09)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Торосян Л.В.,
с участием представителя истца МКУ «Городское хозяйство» Разумовской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» к УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора и уменьшении его размера,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» (далее также – МКУ «Городское хозяйство», Учреждение) обратилось в суд с иском к УФССП России по Новгородской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпаса А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № № в обоснование указав, что является должником по упомянутому исполнительному производству №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Новгородским районным судом Новгородской области по гражданскому делу № 2-79/2016, о понуждении МКУ «Городское хозяйство» выполнить капитальный ремонт лифтов многоквартирного жилого дома <адрес>. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпаса А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в рамках данного исполнительного производства, с Учреждения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для их добровольного исполнения срок. Вместе с тем имеются основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора ввиду отсутствия его вины в неисполнении требований исполнительного документа. Так, начиная с 2007 года судом было принято 198 решений о возложении на Учреждение обязанности осуществить капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода. Общая потребность в финансовых средствах на выполнение указанных работ составляет 612 843 200 руб. Данные работы производятся в хронологическом порядке исходя из даты вступления судебных актов в законную силу в соответствии с перечнем, утверждаемым Администрацией Великого Новгорода, и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в муниципальном бюджете. Однако в бюджете Великого Новгорода на 2023 год на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домом предусмотрено лишь 83,6 млн. руб. Таким образом, Учреждением предпринимаются все возможные меры для исполнения решения Новгородского районного суда Новгородской области, принятого по гражданскому делу № 2-4267/2016. Вместе с тем исполнить данное судебное постановление в установленный срок не представилось возможным ввиду наличия обстоятельств, не зависящих от воли истца.
Представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпас А.А., Рендателева С.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца МКУ «Городское хозяйство» Разумовская К.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении, в дополнение пояснив, что Учреждением не оспаривается законность постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпаса А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках исполнительного производства № №
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как видно из материалов дела, решением Новгородского районного суда Новгородской области от 08 июня 2016 года, принятым по гражданскому делу № 2-79/2016, исковые требования Рендателевой С.А. к МБУ «Городское хозяйство» и Администрации Великого Новгорода удовлетворены и постановлено:
- обязать МБУ «Городское хозяйство» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в многоквартирном жилом доме <адрес> капитальный ремонт лифтов с рег. номерами №;
- возложить на Администрацию Великого Новгорода субсидиарную ответственность по производству капитального ремонта лифтов <адрес>.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 08 июня 2016 года вступило в законную силу 28 сентября 2016 года.
На основании исполнительного листа, выданного Новгородским районным судом Новгородской области по вышеуказанному гражданскому делу, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Учреждения возбуждено исполнительное производство № №, должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Сведений о получении Учреждением копии данного постановления материалы дела не содержат.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпасом А.А. в рамках исполнительного производства № № вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 года №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, определив исполнительский сбор, как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, указав при этом, что данная мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, и вина должника в таком неисполнении.
Из приведенных выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, положений ч.ч. 2, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве и ст. 401 ГК РФ также следует, что должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора в случае нарушения установленного срока исполнения требований исполнительного документа вследствие обстоятельств, полностью либо в значительной степени находящихся вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего (своевременного) исполнения, и принятии им должных мер, направленных на такое исполнение.
В соответствии с Уставом МКУ «Городское хозяйство» собственником имущества Учреждения является муниципальное образование – городской округ Великий Новгород. Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется за счет бюджета Великого Новгорода и на основании бюджетной сметы. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; средства бюджета Великого Новгорода согласно утвержденной бюджетной смете; добровольные пожертвования граждан, целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе зарубежных; иные источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено Уставом. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в бюджет Великого Новгорода. Учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты Учреждению не предоставляются. (п.п. 1.4, 5.8, 5.9, 5.10, 5.11).
Из изложенного следует, что финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется исключительно за счет средств бюджета Великого Новгорода в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, пожертвований граждан, целевых взносов юридических и физических лиц.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 15.10.2014 N 5420 утверждена муниципальная программа Великого Новгорода «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Великого Новгорода на 2014 - 2025 годы» (далее – Программа).
В силу п. 1.6 Программы (в редакции постановления Администрации Великого Новгорода от 23.03.2021 N 1658) включение многоквартирного дома (далее также – МКД) в муниципальную программу осуществляется при наличии вступившего в законную силу судебного решения об обязании выполнения капитального ремонта конструктивных элементов МКД и соглашения между сторонами по гражданскому делу о рассрочке исполнения судебного решения.
Общая сумма средств, направленных за период с 2007 по 2018 год из бюджета Великого Новгорода и других источников финансирования на исполнение судебных решений по капитальным ремонтам, составила 809,6 млн. рублей.
Расходные статьи бюджета Великого Новгорода, направленные на исполнение судебных решений по капитальным ремонтам, ежегодно сохраняются. В 2013 году на данные цели было выделено 67,8 млн. рублей, в 2014 году - 77,0 млн. рублей, в 2015 году - 118,7 млн. рублей, в 2016 году - 93,9 млн. рублей, в 2017 году - 39,98 млн. рублей, в 2018 году - 19,02 млн. рублей, в 2019 году - 40,91 млн. рублей, в 2020 году - 70,0 млн. рублей. По состоянию на 01.03.2020 не исполнено 195 судебных решений, вступивших в законную силу. В целях исполнения судебных решений в полном объеме Администрацией Великого Новгорода планируется увеличение финансирования на указанные цели за счет средств бюджета Великого Новгорода и бюджетов других уровней.
Разделом 2 Программы к числу основных мероприятий, направленных на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Великого Новгорода, отнесено предоставление субсидии МКУ «Городское хозяйство» на проведение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества МКД в рамках исполнения судебных решений.
Приложение к утвержденной вышеназванным постановлением Подпрограмме «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Великом Новгороде» содержит перечень МКД, в которых по решению суда планируется проведение капитального ремонта общедомого имущества МКД. Многоквартирный дом № 28 по ул. Нехинской в Великом Новгороде включен в данный перечень под номером 131.
Паспорт Подпрограммы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Великом Новгороде» предусматривает предоставление МКУ «Городское хозяйство» субсидий на проведение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества МКД в рамках исполнения судебных решений в 2014 – 2022 годах - за счет бюджета Великого Новгорода, в 2023 году – за счет бюджета Великого Новгорода и бюджета Новгородской области.
Таким образом, МКУ «Городское хозяйство», являясь казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Великого Новгорода, исполняет решения суда о проведении капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Программой за счет субсидий, предоставляемых из бюджета Великого Новгорода и бюджета Новгородской области. Возможность исполнить данные судебные постановления за счет иных источников у истца отсутствует.
В материалы дела представлены данные, подтверждающие предоставление Учреждением Администрации Великого Новгорода информации о плановой потребности в бюджетных средствах на исполнение судебных актов, которыми на МКУ «Городское хозяйство» возложена обязанность выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода, на 2016-2023 годы.
Из материалов дела также следует, что Учреждением в адрес Администрации Великого Новгорода неоднократно направлялись обращения с просьбой выделить дополнительное финансирование с целью заключения договоров со специализированными организациями для исполнения упомянутых судебных постановлений. Фактически выделенные в 2020 – 2022 года на указанные цели денежные средства были израсходованы истцом в полном объеме. При этом, несмотря на принятые меры, по состоянию на 01 марта 2023 года ввиду недостаточности бюджетных ассигнований остаются неисполненными 157 судебных решений о понуждении МКУ «Городское хозяйство» выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, включая решение Новгородского районного суда Новгородской области от 08 июня 2016 года по делу № 2-79/2016.
При таком положении следует признать, что Учреждением принимались и принимаются меры, направленные на исполнение решения суда. Однако организовать выполнение работ по капитальному ремонту лифтов многоквартирного дома <адрес> до настоящего времени не представилось возможным ввиду недостаточности денежных средств, предоставляемых на указанные цели из бюджета.
В этом отношении суд учитывает, что МКУ «Городское хозяйство», являясь участником бюджетных правоотношений, обязано использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению и в установленном законом, в том числе постановлением Администрации Великого Новгорода от 15.10.2014 N 5420, порядке.
Кроме того, следует отметить, что исполнение решения Новгородского районного суда Новгородской области от 08 июня 2016 года по делу № 2-79/2016 носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение определенной последовательности действий, входящих в компетенцию как Учреждения, так и органа местного самоуправления. В частности, для проведения капитального ремонта лифтов многоквартирного дома Учреждению надлежало принять комплекс мер, направленных на приискание исполнителя указанных работ (подрядчика) с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и получение субсидии в размере, необходимом для оплаты стоимости данных работ, выполнение которых подрядчиком также требует значительных временных затрат.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Учреждения от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпаса А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в рамках исполнительного производства № №, поскольку вина должника МКУ «Городское хозяйство» в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, в рассматриваемом случае отсутствует.
Приходя к выводу об отсутствии вины истца в неисполнении требований исполнительного документа в течение 5 дней со дня получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства № №, суд учитывает отсутствие в материалах дела доказательств получения Учреждением копии данного постановления ранее принятия судебным приставом-исполнителем решения о взыскании с Учреждения исполнительского сбора.
В этой связи также обращает на себя внимание тот факт, что представленная в материалы дела копия постановления о возбуждении исполнительного производства № №, вынесенного 12 ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Андреевой О.Ю., не содержит графической либо электронной подписи данного должностного лица. При этом из содержания постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпаса А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора следует, что исполнительное производство № № было возбуждено иным должностным лицом, а именно судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А.
С учетом изложенного суд находит исковые требования Учреждения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» (ИНН 5321058474) к УФССП России по Новгородской области (ИНН 5321100670) - удовлетворить.
Освободить Муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпаса ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий К.Б. Шибанов
Мотивированное решение составлено 28 апреля 2023 года.