Судья: Мамакина В.С. адм. дело № 33а-9557/2023
УИД: 63RS0045-01-2023-000140-02
№ 2а-1625/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.08.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С.
при секретаре Алиеве Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Медведева В.В. на решение Промышленного районного суда г.Самары от 30.03.2023,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения Медведева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, возражения представителя ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России – ФИО2 Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Медведев В.В. обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что 20.09.2022 он прибыл из <данные изъяты> по Самарской области в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области для медико-социальной экспертизы. 03.10.2022 был выписан и вернулся обратно в <данные изъяты> России по Самарской области. В нарушение инструкции к Приказу №356 Минюста от 08.12.2006 ему не выдана на руки финансовая справка об остатке денежных средств на его лицевом счете под роспись, что причинило ему беспокойства и переживания.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконными бездействия ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению ненадлежащим условий содержания Медведева В.В., выразившиеся в ненадлежащей работе бухгалтерии ОСБ, в части невыдачи в день убытия Медведева В.В. из <данные изъяты> финансовой справки; взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Медведева В.В. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКЛПУ ОСБ в размере 250 000 рублей и компенсацию морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в размере 250 000 рублей.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Самарской области, ФСИН России.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 30.03.2023 в удовлетворении требований Медведева В.В. отказано (л.д.76-79).
В апелляционной жалобе Медведев В.В. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д.96-99).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Административный истец Медведев В.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России <данные изъяты>. просила оставить судебный акт без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №494-ФЗ) в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, установлено, что одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 статьи 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела следует, что Медведев В.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором Советского районного суда г.Самары по пункту «<данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Отбывает наказание в <данные изъяты>.
Медведев В.ВДД.ММ.ГГГГ прибыл в <данные изъяты> по Самарской области из <данные изъяты> по Самарской области на МСЭ, где проходил лечение по 03.10.2022. Убыл 10.10.2022 в <данные изъяты> России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания.
Судом установлено, что вопреки требованиями пункта 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН» в день убытия осужденного Медведева В.В. в ИК-29 финансовая справка бухгалтерией осужденному не выдавалась.
10.10.2022 Медведев В.В. ознакомлен с остатком денежных средств на своем лицевом счете, о чем в карточке учета движения личных денежных средств и операций по безналичному расчету имеется его подпись, что не оспаривалось (л.д.46).
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, при этом исходил из того, что справка об остатке денежных средств, о невыдаче которой указывает административный истец, носит информативных характер, направлена на уведомление осужденного об остатке денежных средств на его лицевом счете и произведенных расходах. Суд первой инстанции полагал, что с данными сведениями Медведев В.В. был ознакомлен, что отражено в карточке учета денежных средств осужденного, и формальное не соблюдение формы предоставления сведений об остатке денежных средств в виде справки не нарушило права административного истца на получение данных об остатке денежных средств.
Вместе с тем, судебная коллегия с вышеуказанными выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 10 УИК РФ).
В соответствии с пунктом 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 №356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» при переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение специальный отдел (группа) учреждения не менее чем за 24 часа до выбытия осужденного, подозреваемого или обвиняемого представляет в бухгалтерию список лиц, подлежащих переводу, с указанием пункта выбытия каждого осужденного, подозреваемого или обвиняемого. На основании списка составляется финансовая справка в трех экземплярах (приложение 6), первый экземпляр которой выдается осужденному, подозреваемому или обвиняемому, второй - вкладывается в личное дело, третий - остается в учреждении при лицевом счете. В финансовую справку записывается сумма остатка денежных средств осужденного с указанием, в том числе суммы, заработанной в этом учреждении, и данные об израсходованном лимите через магазин на день перевода. Указанные в справке данные о наличии денег, исполнительных листов подтверждаются подписью убывающего лица и заверяются начальником учреждения, главным бухгалтером и скрепляются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, после чего передаются в специальный отдел учреждения для приобщения к личному делу убывающих.
Материалами дела подтверждается, что учреждением – ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области финансовая справка Медведеву В.В. не выдавалась при убытии в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области. Из карточки учета движения личных денег и операцией по безналичному расчету усматривается, что подпись Медведева В.В. за получением сведений в подтверждение остатка стоит лишь за 04.10.2022, то есть за шесть дней до убытия из учреждения. Отметки о получении сведений в день убытия 10.10.2022 из ФКЛПУ ОСБ в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и подписи Медведева В.В. в получении сведений в подтверждение остатка на лицевом счету осужденного в карточке отсутствует (л.д.46).
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что ознакомление осужденного Медведева В.В. с остатком денежных средств на лицевом счете не может подменять обязанность учреждения по выдаче финансовой справки.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 №356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний».
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что финансовая справка Медведеву В.В. не выдавалась, ознакомление с остатком денежных средств в день убытия не производилось.
Таким образом, установлен факт бездействия ФКЛПУ ОСБ УФСИН по Самарской области, которое выражается в невыдаче финансовой справки осужденному при его убытии в другое учреждение уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с ФСИН России за счет казны Российской Федерации, судебная коллегия, приняв во внимание характер и степень перенесенных административным истцом нравственных страданий, а также период нахождения Медведева В.В. в лечебном учреждении, продолжительность допущенных нарушений условий содержания, полагает определить подлежащую к взысканию компенсацию в размере 3000 рублей, поскольку компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты и не приведет к неосновательному обогащению административного истца.
Основания для присуждения компенсации морального вреда в силу положений статьи 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» отсутствуют, в виду чего, в части заявленных административных требований о компенсации морального вреда следует отказать.
Вышеизложенные обстоятельства, является основанием для отмены решения суда в указанной части с принятием в данной части нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 30.03.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Медведева В.В. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКЛПУ ОСБ УФСИН по Самарской области, выразившиеся в невыдаче финансовой справки.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Медведева В.В. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 3000 рублей.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: