Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-721/2023 ~ М-589/2023 от 10.07.2023

дело № 2-721/2023

(УИД 25RS0015-01-2023-000870-61)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Дальнегорск 01 августа 2023 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Салминой Е.С.,

с участием представителя истца Находкинской транспортной прокуратуры – ст. помощника прокурора г.Дальнегорска Федоровой А.И., представителей ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Форест-Карго» Веселова Р.А., Прудникова Н.К.,

при секретаре Долгаевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинской транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Форест-Карго» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

с иском в суд обратился Находкинский транспортный прокурор, указав, что ООО «Форест-Карго» на территории участка № 2 морского порта Ольга осуществляет использование 1 гидротехнического сооружения - причал № 2. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - транспортная обработка грузов. При этом за период 01.01.2022 - 06.06.2023 к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве <...> единиц. Количество перегруженного груза за период 01.01.2022 - 06.06.2023 составило <...> тонн.

Используемый ООО «Форест-Карго» причал и инфраструктура расположены в порту Ольга и представляют собой производственный комплекс предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту.

Вопреки требованиям норм закона ООО «Форест-Карго» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Неисполнение ООО «Форест-Карго» требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Просит:обязать ООО «Форест-Карго», в срок не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № 2, в морском порту Ольга.

В судебном заседании представитель Находкинской транспортной прокуратуры – Федорова А.И., поддержала исковые требования, по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представители ответчика - Веселов Р.А. и Прудников Н.К. в судебном заседании исковые требования признали, просили увеличить срок для исполнения обязанностей, так как по объективным причинам в указанный прокурором срок невозможно исполнить его требования.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Федеральный закон об охране окружающей природной среды), одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие наокружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательствам Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 33 федерального закона об охране окружающей природной среды в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.

По смыслу ст. 34 Федерального закона об охране окружающей природной среды, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может доказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об «экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон об экологической экспертизе), под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

По смыслу ст. 2 Федерального закона об экологической экспертизе, законодательство об экологической экспертизе основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 11 Федерального закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты указанные в федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации, к внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные, линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, откоторыхотмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

В силу абз. 3 ст. 32.1 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море является одним из принципов защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Пунктами 1 и 2 ст. 34 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

При этом согласно п. 6 ст. 30 Федерального закона об экологической экспертизе одним из видов нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является реализация объектов экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Данное правило является императивным, а требование к пользователям природных ресурсов о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

Буквальное толкование приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела,ООО «Форест-Карго» на территории участка № 2 морского порта Ольга осуществляет использование 1 гидротехнического сооружения - причал № 2. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - транспортная обработка грузов. При этом за период 01.01.2022 - 06.06.2023 к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве <...> единиц. Количество перегруженного груза за период 01.01.2022 - 06.06.2023 составило <...> тонн.

Распоряжением Росморречфлота от 24.07.2020 № ЗД-286-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Ольга в Реестре морских портов Российской Федерации» ООО «Форест-Карго» включен в реестр операторов морских терминалов в морском порту Ольга.

По смыслу определения, закрепленного в п. 8 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О морских портах»), ООО «Форест-Карго» является оператором морского терминала.

Используемый ООО «Форест-Карго» причал и инфраструктура расположены в порту Ольга и представляют собой производственный комплекс предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту.

Ввиду основного функционального назначения производственного комплекса, заключающегося в обеспечении перевалки грузов на внутреннем водном транспорте в морских портах, то есть в связи с осуществлением хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, проектная документация на его строительство и реализацию не являлась предметом государственной экологической экспертизы.

Вопреки указанным требованиям ООО «Форест-Карго» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Указанное обстоятельство признано ответчиком.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что не соблюдение ООО «Форест-Карго» требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем исковые требования Находкинского транспортного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Между тем, с учетом процедуры получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № 2, в морском порту Ольга, суд полагает необходимым увеличить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности до 18 месяцев. Данный срок является разумным и достаточным для выполнения требований закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Находкинской транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Форест-Карго»(ИНН 2505010893) о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Форест-Карго» (ООО «Форест-Карго») в срок, не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить, положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № 2, в морском порту Ольга.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Салмина

2-721/2023 ~ М-589/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Дальнегорска
Находкинская транспортная прокуратура
Ответчики
ООО "Форест-Карго"
Суд
Дальнегорский районный суд Приморского края
Судья
Салмина Елена Сергеевна
Дело на странице суда
dalnegorsky--prm.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Подготовка дела (собеседование)
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023Дело оформлено
02.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее