Дело № 2-2409/23 06 апреля 2023 года
УИД: 78RS0009-01-2022-010187-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Семиной С.И.,
при секретаре Кесян Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корнеенковой Нины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по старости с даты обращения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Корнеенкова Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просила: признать незаконным решение Отделения (Управления установления пенсий № 8) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части отказа включения периодов трудовой деятельности в специальный стаж с 19.11.1997 г. по 31.12.1997, с 25.11.1998 г. по 31.12.1998 г., с 20.07.2002 г. по 06.10.2003 г., обязать ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Управление установления пенсий № 8 в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга) включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в должности <...> <...> ОАО «Производственное полиграфическое предприятие № 1» с 19.11.1997 г. по 31.12.1997 г., с 25.11.1998 г. по 31.12.1998 г., с 20.07.2002 г. по 06.10.2003 г., обязать ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Управление установления пенсий № 8 в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга) учесть данные всех ее расчетных листков по заработной плате за время работы в Санкт-Петербургском Государственном унитарном предприятии «Производственное полиграфическое предприятие № 1», так как в период с 22.10.1999 г. по 22.06.2002 г. она была в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3 лет, а для расчета величины ИПК за периоды до 2015 года бралась средняя заработная плата за 2000-2001 годы.
В обоснование исковых требований указала, что, Корнеенкова Нина Николаевна, работала <...> в ОАО "Производственное полиграфическое предприятие № 1" (далее по тексту - ОАО "ППП № 1") с 22.07.1992г. (пр. 160 от 26.08.1992г.) по 14.10.2003 г. (пр. 49у от 14.10.2003 г.), что подтверждается записями в Трудовой книжке <№> от 26.08 1992 г. и справкой № 35 от 01.08.2013 г., выданной ОАО "ППП №1" (полученной заказным письмом от 09.08.2013 г. Почта России).
Специальность <...> соответствует требованиям списка № 2 разделу XXV позиции 2270000а-14792, "Полиграфическое и кинокопировальное производство" и Постановлению Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.
28.10.2021 г. Клиентской службой ПФР Красносельского района было зарегистрировано ее обращение на проведение заблаговременной подготовки документов для назначения пенсии. 23.12.2021 года истцом было подано электронное заявление № 1066889/21 на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с работой в тяжелых условиях труда и со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
По заявлению от 23.12.2021 г. Управлением установления пенсий № 8 Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Красносельском районе вынесено Решение № 591-88-26-1066889/21 от 24.03.2022 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостижением пенсионного возраста, установленного действующим законодательством и с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ О страховых пенсиях".
Ответчик засчитал в специальный стаж только 06 лет 11 месяцев 27 дней за весь период ее трудовой деятельности в должности <...>, и не включил периоды работы с 19.11.1997 г. - 31.12.1997 г., с 25.11.1998 г. - 31.12.1998 г. и 20.07.2002 г. - 06.100.2003 г. так как занятость в особых условиях труда не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта (ИЛС). С данным решением истец не согласна, поскольку работа в эти периоды в должности <...> выполнялась истцом постоянно в течение полного рабочего времени, что подтверждается расчётными листами. В отпуске в связи с приостановкой производства, ученических отпусках истец не находилась. Приказы за эти периоды отсутствуют. Истцом брался отпуск без сохранения заработной платы 5 дней, только с 11.03.1996 г. по 15.03.1996 г. (приказ № 96 от 14.04.1996 г). В спорный период с 25.11.1998 г. - 31.12.1998 г. истец была переведена на лёгкий труд в связи с беременностью по медицинскому заключению (в соответствии с п. 12 Правил от 11.07.2002г. № 516).
Истец является застрахованной в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" 22.07.1998 г. За все периоды работы, не включенные в специальный стаж, начислялись страховые взносы работодателем. Невыполнение страхователем требований ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Факт осуществления трудовой деятельности в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет, подтвержден записями в трудовой книжке <№> от 26.08.1992 г., а также справкой от работодателя № 35 от 01.08.2013 г., выданной ОАО "ППП№ 1", которая тоже подтверждает льготную занятость на основании архивных документов: приказов, технологического процесса, лицевых счетов, личной карточки формы Т-2, табелей учета рабочего времени. Доказательством того, что истец работала в спорные периоды в должности <...>, считаются: 1) трудовой договор от 01.10.2002 г.; 2) запись от 20.11.2002 г. в трудовой книжке <№> от 26.08.1992 г. о присвоении 4 разряда <...> <...> (приказ № 151 от 20.12.2002 г.); 3) выданный истцу приказ № 119 от 14.08.2003 г. по Волосовской типографии о сокращении должности <...> с 14.10.2003 г.; 4) расчетные листки с самого первого месяца трудовой деятельности истца в "ППП № 1". На дополнительный запрос № 23876 от 06.11.2021 г. о подтверждении льготного трудового стажа в Санкт-Петербургское Государственное Казенное Учреждение "Государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга" пришёл ответ от 10.11.2021 г., что документы по личному составу ОАО "ППП № 1" в архив на государственное хранение не поступали.
10.12.2021 г. истцом было отправлено через Почту России заказное письмо с уведомлением на руководителя ОАО " ППП №1", а 18.01.2022 г. письмо вернулось обратно с отметкой о том, что организация выбыла.
По представленным истцом 28.10.2021 г. документам, и отсканированных специалистом Клиентской службы Красносельского района г. Санкт-Петербурга, удостоверения серия АХ № 036542 от 25.02.1994 г., архивных справок формы № 9 016833, 016834, 016835 от 06.12.2018 г., выданные "ООО Волосовская управляющая компания" ИЗВАРА, копии справки № 262 от 30.03.2022, выданной Администрацией МО Рабитицкое сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области усматривается проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом 05 лет 09 месяцев 00 дней.
По документам, имеющимся в распоряжении Управления, в т.ч. по справке № 212 от 26.09.2018, выданной Администрацией МО Клопицкого сельского поселения, усматривается период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 02.04.1992 г. (05 лет 11 мес. 07 дней). Таким образом, период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет 11 лет 08 месяцев 07 дней (снижение на 3 года от общеустановленного пенсионного возраста).
Право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста, предусмотренное в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой во вредных условиях труда) и со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом) у истца наступает по достижении возраста 48 лет, с 19.01.2022 года.
30.03.2022 г. истцом было подано заявление Управляющему ОПФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о пересмотре отказного решения №591-88-26-1066889/21 от 24.03.2022 г. с дополнительно предоставленными документами. 14.04.2022 г. Почтой России был получен ответ на заявление истца, с которым она была не согласна.
20.04.2022 г. через портал федеральной государственной информационной системы истцом было направлено досудебное обжалование № 676586 на отказное решение №591-88-26-1066889/21. Ответ истцу пришел 19.05.2022 г. о том, что будет произведена повторная оценка моих пенсионных прав, после документальной проверки справки № 35, выданной ОАО "ППП№1".
Истец в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 № 377п Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, о чем 01.01.2023 внесена запись в ЕГРЮЛ. Согласно ч. 22 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 №236-Ф3 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" в течение 2023 года Фондом могут использоваться бланки, штампы, печати и электронные подписи Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пункт 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (далее Федеральный закон № 350-ФЗ) предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости женщине по достижении возраста 50 лет, если она проработала на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеет страховой стаж 20 лет.
В случае, если женщина проработала на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока (5 лет), и имеет требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет), страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 года (55 лет для женщин), на 1 год за каждые 2 года такой работы.
Условиями назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ (по состоянию на 31 декабря 2018 года), по достижении общеустановленного возраста (женщины — 55 лет) является наличие необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК).
С учетом переходных положений, предусмотренных ст. 35 Закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет, с последующим ежегодным увеличением на 1 год до достижения 15 лет, а величина ИПК - не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК — 30.
При этом необходимая продолжительность страхового стажа и необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона определяется на день установления этой страховой пенсии.
В 2022 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона о № 400-ФЗ составляет 13 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 23,4.
Согласно пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 (далее - постановление № 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее-Список №2 от 1991).
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее Список № 2 от 1956).
Списком № 2 от 1991 Разделом XXV "Полиграфическое и кинокопировальное производства», позицией 22700000-14792 предусмотрены <...>.
Подтверждение и подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, регулируется нормами ст. 14 Закона, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила от 02.10.2014 № 1015), а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее Правила от 11.07.2002 № 516).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно полный рабочий день, в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. В стаж для досрочного назначения пенсии кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258 работа в тяжелых условиях труда подлежит подтверждению. Для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со ст. 14 Закона № 400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены статьей 28.1 Закона от 15.05.1991 (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьей 34 вышеуказанного закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986) по 30 июня 1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствие с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, указанными выше нормативными актами установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию и средства их доказывания.
Материалами дела установлено, что 23.12.2021 года истец обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ с применением Закона РФ от 15.05.1991 № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 19.01.2022 года.
24.03.2022 года вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы предусмотренного п. 2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ.
При этом в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ Отделением учтено 06 лет 11 месяцев 27 дней.
Периоды работы с 19.11.1997 по 31.12.1997, с 25.11.1998 по 31.12.1998, с 20.07.2002 по 06.10.2003 учтены как обычные условия труда. В специальный стаж спорные периоды не учтены, т.к. сведениями индивидуального (персонифицированного) учета занятость в особых условиях труда за указанные периоды не подтверждается.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, (п. 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 N 5, утв. Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29, п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516). При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы на ОПС) применяются в отношении выплат в пользу тех работников, которые заняты на видах работ, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (ст. 428 НК РФ).
Дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС уплачиваются в целях досрочного назначения страховых пенсий по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, занятым в опасных и вредных условиях труда (Письмо Минфина России от 30.03.2018 N 03-15-06/20294).
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 22.07.1998 года.
Это значит, что до 22.07.1998 года работа истца в особых условиях труда подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после 22.07.1998 года при подсчете страхового стажа работа истца в особых условиях труда подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Закона № 400-ФЗ и п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Справки, уточняющие характер работы в спорные периоды в распоряжение Отделение не поступили. Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета занятость в особых условиях труда за указанные периоды не подтверждается (выписка из индивидуального лицевого счета истца).
Занятость в особых условиях труда за указанные периоды истцом не подтверждена, поэтому оснований для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ не имеется.
Таким образом, Решение Отделения законное и обоснованное, оснований для признания его незаконным не имеется. Оснований для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначения страховой пенсии с 19.01.2022 года также не имеется.
С 19.01.2023 года право на пенсионное обеспечение истцом реализовано. Истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Периоды работы с 19.11.1997 по 31.12.1997, с 25.11.1998 по 31.12.1998, с 20.07.2002 по 06.10.2003 так же учтены как обычные условия труда.
При исчислении ИПК учтена заработная плата за 1997,1998,1999,2001 (выписка из индивидуального лицевого счета истца), отношение заработков составило 0,556.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает, поскольку не установлено нарушений пенсионных прав истца.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 14.04.2023 ░░░░.