Судья Сенченко Н.В. Дело № 7-42/2022
№ 12-1136/2021
Р Е Ш Е Н И Е
21 января 2022 года г. Астрахань
Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при помощнике судьи Тутариновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Джасовой ФИО8 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 декабря 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Джасовой А.А. от 17 ноября 2021 года Правительство Астраханской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 9 декабря 2021 года жалоба защитника Новоселовой В.Г. удовлетворена, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе заместителем начальника отделения - старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Джасовой А.А. ставится вопрос об отмене решения районного суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку приведенные Правительством Астраханской области обстоятельства неисполнения решения суда, не относятся к обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда, меры по исполнению решения суда не приняты. При подаче жалобы просила восстановить процессуальный срок обжалования указанного решения суда.
В судебное заседание заместитель начальника отделения - старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Джасова А.А. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Правительства Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени слушания дела, причина неявки неизвестна, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, в связи, с чем в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2).
Как видно из материалов дела копия решения суда от 9 декабря 2021 года направлена в адрес МОСП по ОИП 13 декабря 2021 года. После получения копии решения суда 21 декабря 2021 года МОСП по ОИП подана жалоба, которая поступила в суд 24 декабря 2021 года. С учетом указанных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что срок для обжалования решения суда не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно при соблюдении следующих условий: неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения; до привлечения к административной ответственности судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором должен быть установлен новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, Правительство Астраханской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе от 14 июля 2015 года (выдан Кировским районным судом г. Астрахани по делу № 2-1629/2015 на основании судебного акта, вступившего в законную силу 28 апреля 2015 года) требования об обязании Правительства Астраханской области предоставить Демченко Л.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 23 сентября 2015 года постановления о взыскании исполнительского сбора. Требование получено 28 сентября 2021 года, срок исполнения до 22 октября 2021 года.
Согласно постановлению заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области от 17 ноября 2021 года о привлечении к административной ответственности Правительство Астраханской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 28 сентября 2021 года об исполнении решения Кировского районного суда г. Астрахани о предоставлении Демченко Л.И. жилого помещения в срок до 22 октября 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Одним из обязательных признаков субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является умышленное невыполнение требований судебного пристава-исполнителя, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Правительства Астраханской области, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Принимая решение о прекращении производства по делу по указанному основанию, районный суд обоснованно исходил из того, что решение суда не исполнено по независящим от должника обстоятельствам.
Доводы жалобы о том, что приведенные Правительством Астраханской области обстоятельства неисполнения решения суда, не относятся к обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда, меры по исполнению решения суда не приняты, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 5).
До 1 января 2013 года предоставление жилых помещений категории граждан, к которым относится Демченко Л.И., осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещении в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 11 ноября 2010 года № 483-П «О реализации Закона Астраханской области от 29 июня 2010 года № 31/2010-03 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области» и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Астраханской области» по выбору гражданина указанной категории путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, или путем приобретения жилого помещения в государственную собственность Астраханской области и предоставления его гражданину указанной категории по договору социального найма.
После 1 января 2013 года предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», Постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 года № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 1).
В целях реализации указанного полномочия программой предусмотрено строительство жилых домов на территории Астраханской области для последующего их включения в состав специализированного жилищного фонда Астраханской области и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 5 октября 2021 года на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по муниципальному образованию «Город Астрахань» состоит 1258 лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 1058 граждан указанной категории, из которых в отношении 359 приняты судебные решения об обеспечении жилыми помещениями.
Согласно информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 6 июля 2021 года № 08-02/8425 в рамках государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» реализуются мероприятия по строительству жилья для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области заключено 68 контрактов на приобретение жилых помещений, предназначенных для предоставления вышеуказанной категории граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещено 226 извещений по приобретению жилых помещений для детей-сирот по г. Астрахани и муниципальным образованиям, зарегистрировано право собственности на 58 жилых помещений.
Ведется строительство 72 квартир в с. Никольское, р.п. Красные Баррикады, г. Знаменске Астраханской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из вышеизложенного следует, что решение суда не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Правительства Астраханской области, как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Демченко Л.И. отсутствует.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и дал им оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Джасовой ФИО9 - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда