Судья: ФИО2 дело №а-4603/2020
2а-385/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года
<адрес>
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе председательствующего ФИО8
судей Клюева С.Б., Сивохина Д.А.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Якуниной Татьяны Александровны на решение Самарского районного суда г. Самары от 6 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области обратилась в суд административным исковым заявлением к Якуниной Т.А. о взыскании задолженности по налогам, ссылаясь на то, что ответчик является плательщиком налогов, на имя Якуниной Т.А. в 2015-2016 годы зарегистрированы транспортные средства и недвижимое имущество: земельный участок, квартира и жилой дом.
Административным истцом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № 31476648 от 21.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 земельного налога за 2016 г. в размере 5 988 рублей, пени в размере 27,90 рублей, об уплате транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 90 887 рублей, пени в размере 423,38 рублей и налога на имущество за 2016 года в размере 23 446 рублей. В связи с неуплатой налога в срок административный истец просил взыскать с административного ответчика в доход государства вышеуказанную сумму задолженности.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 6 мая 2019 года административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области к Якуниной Т.А. о взыскании задолженности по налогам удовлетворен.
В апелляционной жалобе Якунина Т.А. выражает несогласие с постановленным решением, ставит вопрос о его отмене. Указывает, что за период 2015, 2017 г.г. задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц были взысканы на основании судебного приказа № 2а-2044/2018 от 20.06.2019, а транспортное средство <данные изъяты> г.р.з. № с ДД.ММ.ГГГГ ей не принадлежит, налоговые уведомления, а также уведомление о месте и времени судебного заседания, административное исковое заявление, она не получала, в связи с чем, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель административного ответчика Якуниной Т.А. – по доверенности Раннева Ю.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Козлова О.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, принять отказ от административного иска в части взыскания с ответчика задолженности по оплате транспортного налога за 2016 год за автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> г.р.з№ в остальной части решение суда просила оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив заявленное ходатайство об отказе от административного иска в части взыскания с ответчика задолженности по оплате транспортного налога за 2016 год за автомобиль <данные изъяты> г.р.з. № судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для прекращения производства по делу в связи с отказом дминистративного истца от административного иска.
Согласно п. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 46 названного Кодекса суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Из материалов дела усматривается, что отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области от заявленных в указанной части требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц, участвующих в деле, сделан добровольно. Представленная представителем административного истца доверенность соответствующие полномочия содержит.
При этом публичные интересы, препятствующие принятию судом отказа от административного иска, отсутствуют.
Исходя из положений части 1 статьи 195 КАС РФ – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области не может повторно обратиться в суд с административным иском по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Данные последствия представителю разъяснены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения в части взыскания транспортного налога начисленного за автомобили <данные изъяты> г.р.з. № и <данные изъяты> № недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Положениями п. п. 1, 2 ст. 390 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).
Удовлетворяя административные исковые требования налогового органа в части взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, земельному налогу за 2016 год, транспортному налогу за 2015-2016 годы на автомобили <данные изъяты> г.р.з. № и <данные изъяты> г.р.з. №, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 388 и 400 НК РФ Якунина Т.А. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку в спорные периоды времени 2015-2016 годы на её имя было зарегистрировано право собственности на:
- 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;
- жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, с 2007 г.
Также административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога.
Согласно данным ГИБДД, ФИО1 являлась в 2015-2016 годы собственником автомобилей <данные изъяты> г.р.з. №, <данные изъяты> г.р.з. №.
Административным истцом в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о расчете транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.
В связи с тем, что налог в установленный срок уплачен не был, на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени и 19.12.2017 года налоговым органом в адрес Якуниной Т.А. направлено требование № об уплате земельного налога за 2016 год в размере 5 988 рублей, пени в размере 27,90 рублей, об уплате транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 90 887 рублей, пени в размере 423,38 рублей и налога на имущество за 2016 год в размере 23 446 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Установлено, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате пени налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
22.06.2018 года мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-1795/2018 о взыскании с административного ответчика в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области суммы задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы в сумме 90 887 рублей, пени в размере 423,38 рублей, налога на имущество за 2016 год в размере 8 813 рублей, налога на имущество за 2016 год в размере 14632 рублей, земельного налога за 2016 год в размере 5988 рублей, пени в размере 27,9 рублей, всего на общую сумму 120 771,28 рублей, а также государственной пошлины в размере 1807,71 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области от 06.09.2018 года судебный приказ № 2а-1795/2018 был отменен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Определением того же мирового судьи от 06.09.2018 года судебный приказ № 2а-1795/2018 по заявлению Якуниной Т.А. отменен. Однако обязанность по уплате задолженности по налогам и пени налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, 12.02.2019 года налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Якуниной Т.А. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.
Срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом не пропущен.
Установив данные обстоятельства суд пришел к выводу о взыскании с Якуниной Т.А. задолженности по оплате земельного налога за 2016 г. в размере 5988 рублей, пени в размере 27,90 рублей, транспортного налога за 2015-2016 г. в размере 90887 рублей, пени в размере 423,38 рублей и налога на имущество за 2016 г. в размере 23446 рублей, а всего 120772,28 рублей, а также государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 3615,45 рублей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о ненадлежащем извещении о месте и времени судебного заседания, а также неполучении копии административного искового заявления, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела документами.
Из материалов дела следует, что по адресу регистрации Якуниной Т.А. судом первой инстанции заказным письмом направлялись судебные повестки о проведении судебных заседаний, назначенных к рассмотрению на 28.02.2019, 21.03.2019, 11.04.2019, 06.05.2019. Однако данные письма ответчиком получены не были, конверты возвращены в суд в связи с истечением срока хранения.
Направление в адрес ответчика копии настоящего административного искового заявления подтверждается кассовым чеком «Почта России» от 07.02.2019 года.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд, извещенного о проведении судебного заседания надлежащим образом, есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте Самарского районного суда г. Самары.
Доводы апелляционной жалобы о ненаправлении административным истцом в адрес ответчика налоговых уведомлений судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку опровергаются представленными в материалы дела списками о направлении заказных писем с отметкой о принятии Почтой России.
Доказательства, опровергающие указанные сведения, ответчиком в материалы дела не представлены.
Из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком Якуниной Т.А., что она является плательщиком земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц в проверяемый налоговый период в связи с наличием в собственности объектов налогообложения (земельного участка с кадастровым номером № жилого дома с кадастровым номером №, жилого помещения с кадастровым номером №, транспортных средств <данные изъяты> г.р.з. № и <данные изъяты> г.р.з. №).
Доказательств уплаты задолженности по налогам и пени суду не представлено.
Расчет суммы налога судом проверен и признан правильным, каких-либо ошибок в расчете не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам начисленным по вышеуказанным объектам налогообложения, а также пени за просрочку уплаты данных налогов, поскольку в добровольном порядке недоимка административным ответчиком не погашена, порядок и срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом соблюден.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения в данной части, апелляционная жалоба не содержит.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины подлежит разрешению в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. С учетом представленного в материалы дела частичного отказа от административного иска с административного ответчика в доход местного бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2591 рубля 32 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары от 6 мая 2019 года отменить в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2016 год с Якуниной Т.А. за <данные изъяты> г.р.з. №, приняв отказ от административного иска в данной части от административного истца и производство по административному делу в соответствующей части прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения, изложив его в следующей редакции:
Административный иск МИ ФНС России № 18 по Самарской области к Якуниной Т.А. о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить в части.
«Взыскать с Якуниной Т.А., зарегистрированной по адресу: <адрес>, задолженность транспортному налогу за 2015-2016 годы:
за автомобиль <данные изъяты> №
- 2015 год – 18 345 рублей,
- 2016 год – 18 345 рублей;
За автомобиль <данные изъяты> г.р.з. А888КН163
- 2015 год – 6 721 рубля,
- 2016 год – 6 721 рубля;
Взыскать с Якуниной Т.А. задолженность по оплате земельного налога в размере 5 988 рублей за 2016 год.
Взыскать с Якуниной Т.А. задолженность по оплате налога на имущество физических лиц в размере 23 446 рублей за 2016 год,
Взыскать с Якуниной Т.А. пени по транспортному налогу в размере 116 рублей 77 копеек, пени по земельного налогу в размере 27 рублей 90 копеек.
Взыскать с Якуниной Т.А., в доход местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 2591 рубля 32 копеек».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи