Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1214/2023 ~ М-559/2023 от 27.03.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2023 года Самарский областной суд в составе:    

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при помощнике судьи Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Коробовой А.С.,

представителей административных истцов ФИО20

представителя Правительства Самарской области и Министерства строительства Самарской области ФИО19

представителя Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО17

представителя администрации с.п.Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО18

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1214/2023 по административным исковым заявлениям Рудюкова Андрея Викторовича, Поповича Михаила Владимировича, Журавлевой Елены Леонидовны к Правительству Самарской области об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

    26.07.2022 Правительство Самарской области приняло распоряжение № 447-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее)» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

10.05.2023 Правительство Самарской области приняло распоряжение № 237-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжение Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее)» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

Рудюков А.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Самарской области с последующим уточнением в части оспариваемой редакции нормативного правового акта и момента признания его недействующим, в котором просил суд признать недействующим с момента принятия распоряжение Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447 (в редакции изменений, утвержденных распоряжением Правительства Самарской области от 10.05.2023 № 237-р) «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее)» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровыми номером и собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под земли сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: <адрес>. На земельном участке с кадастровым номером расположены нежилые строения, принадлежащие на праве собственности административному истцу: пункт искусственного осеменения, коровники, телятники, конная база, весовая, склад зерновых, металлический склад. Согласно оспариваемой документацией по планировке территории, на земельных участках Рудюкова А.В. планируется размещение объектов регионального значения, установлены красные линии, земельные участки подлежат изъятию, строения подлежат сносу. Полагает, что оспариваемое распоряжение противоречит нормам земельного, градостроительного законодательства. Нормативный правовой акт принят в нарушение ст.ст.45,46 Градостроительного кодекса РФ, а именно не проведены общественные обсуждения и публичные слушания, на официальном сайте информация о проекте планировки территории до его утверждения не находилась, также отсутствует информация о проведении собраний, оформлении протокола и заключения о проведении публичных слушаний. Принятие нормативных правовых актов в форме распоряжения не допускается, данное распоряжение не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, отсутствует официальное опубликование оспариваемого нормативного правового акта.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соистцов привлечены Попович М.В. и Журавлева Е.Л., которые оспаривают также нормативный правовой акт по вышеизложенным основаниям, указав, что Поповичу М.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , в отношении которого установлены красные линии, и он подлежит изъятию согласно оспариваемой документации. Журавлевой Е.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , вид разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, по адресу: <адрес>. На земельном участке расположено здание магазина с кадастровым номером , принадлежащее на праве собственности Журавлевой Е.Л. Оспариваемый нормативный правовой акт также предусматривает изъятие земельного участка Журавлевой Е.Л., снос объекта недвижимости, поскольку на этом месте запланировано строительство Домика Игуменьи.

Представители административных истцов по доверенности Солкин А.В., Боярова Г.Н., Агутина Ж.Н. в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель Правительства Самарской области и Министерства строительства Самарской области по доверенности Милованова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом. Нормами Градостроительного кодекса установлен порядок опубликования, отличный от порядка опубликования нормативного правового акта регионального уровня. Оспариваемое распоряжение принято в соответствии со ст.45 ГрК РФ. Кроме того, отсутствуют нарушения прав Журавлевой Е.Л., поскольку в Положении о характеристиках планируемого развития территории предусматривается зона размещения объектов торговли (существующих, сохраняемы). Существующие магазины, в том числе по адресу: ул.Залетова, 25-а, сохраняются, при этом зона размещения магазинов сформирована с учетом обеспечения подъезда к ним.

Представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области по доверенности Ершова В.В. и представитель Администрации с.п.Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области по доверенности Трифанихин А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поддерживая позицию административного ответчика.

Представитель ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на заявленные требования, в которых пояснил, что между Министерством строительства Самарской области и ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект» был заключен государственный контракт, предметом которого является подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее)» в муниципальном района Ставропольский Самарской области в соответствии с требованиями Технического задания. Впоследствии был заключен государственный контракт по подготовке документации по внесению изменений в документацию по планировке территории для размещения указанных объектов регионального значения, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447-р. Вышеуказанные работы выполнены в полном объеме в соответствии с условиями контракта, градостроительным законодательством, в том числе нормами о подготовке и утверждении документации по планировке территории, инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой постановлением Госстроя России, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 №№ 740/п, 738/п, 739/п, и иными нормативными правилами проектирования. Подготовленная документация передана Министерству строительства Самарской области для последующего утверждения.

Прокурор полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ( ч.1 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункты 1, 2, 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из положений статей 9, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи (часть 3). Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации (часть 3.1).

Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации ( часть 19 ст.45 ГрК РФ).

Применительно к части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом территориального планирования с.п.Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области является Генеральный план указанного сельского поселения, утвержденный Собранием представителей с.п.Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013 № 81.

В соответствии с ч.3 ст.3 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», Правительство Самарской области утверждает документацию по планировке территории в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

На основании ч.4 ст.3 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД, орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности принимает решение о подготовке и обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Самарской области в пределах своей компетенции, за исключением документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области (далее - автомобильные дороги в Самарской области) и (или) объектов дорожного сервиса, определения границ полос отвода автомобильных дорог в Самарской области.

Согласно п.1.1 Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области.

04.08.2020 министерством строительства Самарской области принят приказ № 136-п «О подготовке документации по планировке территории для размещения объекта регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области осуществлялась ГУП СО «ТерНИИгражданпроект» на основании государственного контракта, в соответствии с требованиями Технического задания.

26.07.2022 Правительством Самарской области принято распоряжение № 447-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее)» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области».

В соответствии с п.12.7 ст.45 ГрК РФ, документация по планировке была согласована с Администрацией сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, с согласованием Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области.

Из преамбулы оспариваемого распоряжения следует, что оно принято в соответствии со ст.ст.7, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.3 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области».

Пунктом 1 распоряжения утверждена документация по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области.

Приложением к распоряжению является как Проект планировки территории, содержащий положения о характеристиках планируемого развития территории, об очередности планируемого развития территории, так и графический материал.

10.05.2023 распоряжением Правительства Самарской области № 237-р утверждена документация по внесению изменений в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области». Приложение распоряжения также содержит Проект планировки территории и графический материал.

Документация по планировке была согласована с Администрацией сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, с согласованием Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области.

С учетом положений Градостроительного кодекса, Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», суд полагает, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции.

В соответствии с п.15, 16 ГрК РФ, Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

28.07.2022 министерством строительства Самарской области направлена Главе с.п.Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447-р документация по планировке территории.

Распоряжение Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447-р опубликовано в сети Интернет на сайте Правительства Самарской области, в разделе официально опубликованные документы 27.07.2022, регистрационный номер размещения (опубликования) № 72707221870.

Распоряжение Правительства Самарской области от 10.05.2023 № 237-р опубликовано в сети Интернет на сайте Правительства Самарской области, в разделе официально опубликованные документы 10.05.2023, регистрационный номер размещения (опубликования) № 71005231148.

Распоряжения Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447-р, от 10.05.2023 № 237-р опубликованы в официальном печатном издании «Вестник сельского поселения Мусорка» 27.06.2023 № 14(76).

Согласно ч.2 ст.62 Устава сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей с.п.Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области 14.04.2014 № 95 (в редакции решения от 20.07.2016 № 48), официальным опубликованием муниципального правового акта понимается публикация его полного текста с отметкой «Официальное опубликование» в газете «Ставрополь-на-Волге» или в газете «Вестник сельского поселения Мусорка», являющимися источниками официального опубликования муниципальных правовых актов поселения.

В соответствии с п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Учитывая, что полный текст оспариваемого распоряжения с внесенными изменения был опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области, а также муниципальным образованием в печатном издании, распространенном на территории с.п.Мусорка, то есть доведен до всеобщего сведения, суд полагает, что оспариваемое распоряжение и внесение изменений в него были опубликованы с соблюдением порядка его опубликования.

Небольшое количество экземпляров печатного издания не могут служить основанием для вывода о нарушении порядка опубликования оспариваемого распоряжения, поскольку п.16 ст.45 ГрК РФ не ограничивает орган муниципального образования количеством экземпляров печатного издания в целях опубликования акта. Документ был опубликован в официальном печатном издании сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, а также в сети Интернет на сайте Правительства Самарской области, что свидетельствует о том, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает акт, была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого распоряжения.

Доводы административных истцов о том, что распоряжение не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации суд отклоняет, поскольку включение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральный регистр (с присвоением им соответствующих номеров), в соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 904, носит учетный характер, не является функцией осуществления государственной регистрации и не влияет на вступление этих актов в силу. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию только нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Проверяя доводы административных истцов об отсутствии при принятии распоряжения проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, суд полагает их необоснованными по следующим основаниям.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области произведена в порядке ст.45 ГрК РФ, как документации по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения.

Положения ст.45 ГрК РФ, в отличие от положений ст.46 ГрК РФ, устанавливающей особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, не предусматривают необходимость проведения публичных слушаний или общественных обсуждений для рассмотрения на них проектов планировки территории, подготовленных в составе документации по планировке территории.

В соответствии с ч.5 ст.6 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД, документация по планировке территории, представленная органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, органом исполнительной власти Самарской области по управлению в сфере дорожного хозяйства Самарской области, утверждается Правительством Самарской области.

Таким образом, проведение публичных слушаний, общественных обсуждений в отношении документации, подготовленной на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ, законом не предусмотрено.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, ввиду следующего.

В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Распоряжение Правительства Самарской области об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, доводы административного ответчика о том, что распоряжение является ненормативным правовым актом, признаются судом необоснованными.

Факт того, что нормативный правовой акт издан в форме распоряжения, не влечет за собой оснований для признания его недействующим.

Из материалов дела следует, что Рудюкову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под земли сельскохозяйственного производства (животноводческий комплекс). расположенный по адресу: <адрес>, село Ташла, ул.Песочная, участок 16.

На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности истцу: коровники, телятники, пункт искусственного осеменения, весовая, склад зерновых, конная база, металлический склад.

Рудюкову А.В., Попович М.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Мусорка.

Журавлевой Е.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли. На земельном участке находится здание магазина, принадлежащее на праве собственности Журавлевой Е.Л.

Согласно схеме красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории, красные линии проходят через земельные участки Рудюкова А.В. и Попович М.В.

    Административные истцы указывают, что оспариваемое распоряжение противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку красные линии проходят через земельные участки и объекты капитального строительства, принадлежащие административным истцам, а также предусмотрено изменение зон земельных участков, не предусматривающих виды разрешенного использования земельных участков административных истцов, что является нарушением их прав как собственников объектов недвижимости.

    Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к указанию в схемах функциональных зон и красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, при этом разработка красных линий и определение зонирования в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, кроме того, по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки конкретной территории призван обеспечивать не только права интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, в связи с чем, суд приходит к выводу, что при разработке документов территориального планирования задача состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

    Из проекта планировки территории следует, что Троицкий женский монастырь и Святой источник являются центром притяжения для паломников и туристов. Объект «Паломнический центр» имеет важное градообразующее и социальное значение как для сельского поселения Мусорка, в состав которого входит село Ташла, так и для Ставропольского муниципального района и Самарского региона в целом. Архитектурно-градостроительная концепция предполагает развития Паломнического центра в селе Ташла, нацеленного также на увеличение показателей экономического роста региона, ориентированного на внутри региональный туризм, а также на туристов и паломников, прибывающих из других регионов.

Схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской от 13.12.2007 № 261, предусмотрено в том числе размещение объектов регионального значения: Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее), транспортно-пересадочный узел «Ташла», автомобильные дороги Верхнее Санчелеево – Ташла.

Правилами землепользования и застройки с.п.Мусорка установлены градостроительные регламенты и определены границы территориальных зон. Градостроительным регламентом определяются правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

    В границе села Ташла отсутствуют действующие красные линии, отсутствуют сведения о ранее утвержденных документах по планировке территории в границе села Ташла, что является основанием для подготовки документации по планировке территории в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Поворотные точки красных линий построены с учетом сведений ЕГРН, о координатах характерных точек границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет и результатов инженерно-геодезических изысканий, выполненных в составе проекта планировки территории.

    Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

    Проект красных линий разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории.

    Чертеж красных линий и границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства являются самостоятельным графическим материалом проекта планировки.

Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.

Положения градостроительного законодательства Российской Федерации не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке и межеванию территории, в том числе применительно к красным линиям, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки, объекты капитального строительства в границах территории, на которую разрабатывается проект территории.

Целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Земельное и градостроительное законодательство не содержит императивных требований учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.

Проект планировки территории содержит все сведения, подлежащие отображению согласно требованиям ст.42 ГрК РФ. При проектировании, градостроительные регламенты территориальных зон О2 и Р2 установлены с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства. В границах планировочных элементов, устанавливаемых документацией по планировке территории, характеристики планируемого развития определяются в соответствии с градостроительными регламентами.

Сам по себе факт разработки красных линий с их наложением на границы земельных участков, принадлежащих административным истцам, не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий осуществлено в пределах предоставленных Правительству Самарской области полномочий, с целью определения баланса публичных интересов сторон.

Таким образом, красные линии установлены в соответствии с действующим законодательством.

Под территориальным планированием в Градостроительном кодексе Российской Федерации понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (статья 1).

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такое территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

Таким образом, доводы административных истцов о том, что оспариваемое территориальное зонирование препятствует использованию указанных земельных участков (объектов капитального строительства) по назначению, а именно не позволяет реализовать весь комплекс прав в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, суд полагает необоснованными.

В соответствии с Проектом планировки, зона размещения объектов торговли (существующих, сохраняемых), сохраняются существующие магазины в том числе по адресу: ул.Залетова, 25-а, принадлежащий Журавлевой Е.Л., при этом зона размещения магазинов сформирована с учетом обеспечения подъезда к ним. Земельный участок Журавлевой Е.Л. отображен в зоне размещения объектов № 5.2 планировочного элемента № 5 (предпринимательство, код ВРИ 4.0), тогда как планируемый Ансамбль Троицкого монастыря отображен в зоне размещения объектов 5.1 планировочного элемента № 5 (религиозное использование, код ВРИ 3.7),размещение Домика Игуменьи предусмотрено в границах зоны 5.1. Следовательно, суд полагает необоснованными доводы Журавлевой Е.Л. о предполагаемом сносе объекта капитального строительства и нарушении ее прав и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела, судом отказано в удовлетворении ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы на предмет определения соответствия оспариваемой документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения действующим строительным нормам и правилам, требования технических регламентов, определения рациональных вариантов организации территории для размещения объектов регионального значения, нарушения прав и законных интересов третьих лиц, поскольку поставленные вопросы имеют правовой характер. Вопросов, требующих специальных знаний, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Доводы о том, что инженерные изыскания проведены не в полном объеме, суд полагает необоснованными, поскольку пояснительная записка Проекта планировки территории содержит результаты инженерных изысканий, выполненных ООО «Изыскатель», с составлением технического отчета по результатам инженерно-гидрометеорологических изыскания для подготовки документации по планировке территории.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Правительства Самарской области не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом суд исходит из того, что проект планировки территории является основой для последующей разработки проектов межевания территорий и разрабатывается с целью выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, поэтому реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера.

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не носило произвольного характера, а было обусловлено необходимостью развития инфраструктуры сельского поселения, муниципального района и Самарского региона, баланс частных интересов граждан, право собственности которых на объекты недвижимого имущества, затрагиваются предполагаемым строительством, и публичных интересов, устойчивого развития территории сельского поселения на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, оспариваемым нормативным правовым актом соблюден.

Суд полагает требования административных истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Рудюкова Андрея Викторовича, Поповича Михаила Владимировича, Журавлевой Елены Леонидовны к Правительству Самарской области о признании недействующим со дня принятия распоряжения Правительства Самарской области от 26.07.2022 № 447 (в редакции распоряжения от 10.05.2023 № 237-р) «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения «Транспортно-пересадочный узел «Ташла» и «Паломнический центр «Святого Источника и Троицкого женского монастыря» (храм, детский лагерь, купели, источники и прочее)» в муниципальном районе Ставропольский Самарской области» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2023.

Судья:                                    М.А.Панкова

3а-1214/2023 ~ М-559/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Попович М.В.
Журавлева Е.Л.
Рудюков А.В.
Ответчики
Правительство Самарской области
Другие
Администрация сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области
Солкин Александр Викторович
Администрация муниципального района Ставропольский
Министерство строительства Самарской области
ГУП Самарской области институт "Террниигражданпроект"
Гордон Е.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация административного искового заявления
28.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Подготовка дела (собеседование)
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее