Судья Барчо Р.А. дело № 7-227/2022
(I инст. 5-371/22)
Р Е Ш Е Н И Е
18.01.2023 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Хапачева Р.А., рассмотрев дело об административном правонарушении № о привлечении должностного лица – руководителя отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного контроля администрации МО «Яблоновское городское поселение» ФИО1 по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а :
постановлением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.11.2022 должностное лицо – руководитель отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного контроля администрации МО «Яблоновское городское поселение» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо, привлеченное к административному правонарушению, обратилось с жалобой в Верховный суд Республики Адыгея, в которой просит постановление о привлечении к административной ответственности от 17.11.2022 отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что судом сделаны неверные выводы об обстоятельствах дела.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.
Потерпевшая ФИО4 также полагала, что ФИО1 верно привлечен к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 17.08.2022 около 17 часов 29 минут ФИО4, управляя транспортным средством «Шкода» с г/н №, при движении по проезжей части дороги общего пользования местного значения во дворе многоквартирного дома №15 по адресу: РА, пгт. Яблоновский, ул. Кочубея наехала на пластиковый люк ливневого колодца, который, в силу ненадлежащего (неплотного) крепления к опорной поверхности, провалился, что повлекло причинение механических повреждений транспортному средству.
В связи с этими обстоятельствами 30.09.2022 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.34 КоАП РФ в отношении руководителя отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного контроля администрации МО «Яблоновское городское поселение» ФИО1.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Факт совершения должностным лицом данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в том случае, если административное правонарушение было совершено им в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к названной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Пунктом 3.5, 3.8, 3.9, 3.11 должностной инструкции руководителя отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного контроля администрации МО «Яблоновское городское поселение» определено, что руководитель, помимо прочего, должен организовывать контроль за состоянием объектов коммунального значения, за ликвидацией аварий и проведением ремонтно-восстановительных работ (л.д. 6-10).
В соответствии с распоряжением главы МО «Яблоновское городское поселение» ФИО1 назначен на должность руководителя отдела ЖКХ, благоустройства и санитарного контроля администрации МО «Яблоновское городское поселение» (л.д.5).
Субъектами по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут выступать должностные лица, юридические лица.
Наличие вины в действиях должностного лица, осуществлявшего непосредственное руководство юридическим лицом, не исключает привлечение к административной ответственности как самого должностного лица, так и юридического лица.
Таким образом, ФИО1 является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, он обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что дорога не относится к муниципальной собственности и является частью преддомовой территории многоквартирного дома и обязанность по содержанию этого участка дороги у муниципального образования отсутствуют, в связи с тем этот участок дороги, не входит в число дорог, которые обслуживаются муниципальным органом, исследован в полной мере судьей нижестоящей инстанции, не согласиться с которыми у суда вышестоящей инстанции отсутствуют основания.
Из материалов дела следует, что земельный участок под многоквартирным домом № 15 по адресу: РА, пгт. Яблоновский, ул. Кочубея не сформирован, сам многоквартирный дом также не состоит на кадастровом учете.
Из ответа генерального директора общества с ограниченной ответственность «Интер-Строй» от 02.09.2022, которое является управляющей компанией многоквартирного дома №15 следует, что УК не осуществляет содержание дорог, улиц, колодцев, ливневой канализации.
Согласно публичной кадастровой карте, находящейся в открытом доступе, границы земельного участка по улице Кочубея 15 не определены, но являются определенными границы дорог местного значения, куда входит место нахождения колодца ливневой канализации.
Также, судьей нижестоящей инстанции верно принято во внимание, что законодательством обязанность организации мероприятий по разграничению и отнесению той или иной территории по признаку субъектной принадлежности к муниципальной собственности, к собственности многоквартирных домов и так далее.
Все письменные ходатайства, имеющиеся в деле, рассмотрены судьей районного суда в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения заявления об отводе судьи вынесено мотивированное определение от 8 ноября 2021 года.
Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
В целом доводы заявителя были предметом проверки суда предыдущей инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Вопреки доводам заявителя, нарушений, влекущих невозможность использования указанных выше и иных исследованных судом доказательств, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении и отмену постановления судьи, не допущено.
Назначенное административное наказание отвечает требованиям справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статей 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.11.2022 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева