№ 2-3299/20223
З А О Ч О НО Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи: Шамухамедова Е.В.,
при секретаре: Сидоровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> <ФИО>4 в интересах <ФИО>1 к администрации МО «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора <адрес> <ФИО>4, действующая в интересах <ФИО>1 обратилась в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению <ФИО>1 по факту нападения на нее безнадзорных животных, укусившие его в область левой голени. В связи с полученными травмами <ФИО>1 <дата> обратился в ГБУЗ АО «Городская клиническая больница <номер> имени братьев Губиных» для получения медицинской помощи, где был поставлен диагноз: укушенные раны левой голени. По рекомендации врачей <ФИО>1 согласно выписки проходил вакцинацию от бешенства вакциной КОКАВ) до 27.11.2022г., что подтверждается выпиской из медицинской карты амбулаторного больного, обратившегося за антирабической помощью в ГБУЗ АО «Городская клиническая больница <номер> имени братьев Губиных». В результате полученных травм ему причинены физические и нравственные страдания. Ненадлежащее исполнение администрацией МО «<адрес>» полномочий по отлову безнадзорных животных повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий <ФИО>1, а также нарушение его права на охрану здоровья. В прокуратуру района обратился <ФИО>1, который просит в судебном порядке взыскать с администрации МО «<адрес>» в его интересах компенсацию морального вреда по факту бездействия администрации МО «<адрес>» по отлову безнадзорных животных, повлекшего нарушение его права на охрану здоровья. Настоящие требования заявлены прокуратурой района в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Просят суд взыскать с администрации МО «<адрес>» за счет казны муниципального образования МО «<адрес>» в пользу <ФИО>1 компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора <адрес> <ФИО>5 исковое заявление поддержала и просила удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика администрации МО «<адрес>» не явился, представили суду возражение на иск, просили отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по <адрес>, Служба Ветеринарии по <адрес> не явились, извещены надлежащим образом. В судебное заседание представитель третьего лица МБУ <адрес> «Чистый город» не явился, извещены надлежащим образом, представили в суд возражение на исковое заявление.
Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему. В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению <ФИО>1 по факту нападения на него безнадзорных животных, укусившие его в область левой голени.
В связи с полученными травмами заявитель <дата> обратился в ГБУЗ АО «Городская клиническая больница <номер> имени братьев Губиных» для получения медицинской помощи, где был поставлен диагноз: укушенные раны левой голени.
По рекомендации врачей <ФИО>1 согласно выписки проходил вакцинацию от бешенства вакциной (КОКАВ) до 27.11.2022г., что подтверждается выпиской из медицинской карты амбулаторного больного, обратившегося за антирабической помощью в ГБУЗ АО «Городская клиническая больница <номер> имени братьев Губиных».
В результате полученных травм <ФИО>1 причинены физические и нравственные страдания. В прокуратуру района обратился <ФИО>1, который просит в судебном порядке взыскать с администрации МО «<адрес>» в его интересах компенсацию морального вреда по факту бездействия администрации МО «<адрес>» по отлову безнадзорных животных, повлекшего нарушение его права на охрану здоровья.
Согласно пп. 9.2 и 9.5 Санитарных правил 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденным постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 г. №54, к мероприятиям по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей относится в том числе регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. При этом Федеральным законом от 27 декабря 2018г. №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены требования по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона №498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 Закона №498-ФЗ возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Закона №498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц. Пунктом 7 статьи 18 Закона №498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу требований статьи 1 Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия). Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями со дня вступления настоящего Закона в силу на неопределенный срок.
В соответствии с требованиями статьи 3 указанного Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право: 1) на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:
1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Астраханской области;
2) предоставлять исполнительным органам государственной власти Астраханской области необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием переданных на эти цели финансовых и материальных средств; 3) обеспечивать целевое использование финансовых и материальных средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий;
4) определять органы и должностных лиц, ответственных за реализацию передаваемых полномочий; 5) исполнять предписания органов государственной власти Астраханской области по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий; 6) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области (статья 9 Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ). В соответствии с приведенными правовыми нормами между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Город Астрахань ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно пунктами 1.1 и 1.4 соглашения №1/2022 от 28 декабря 2022 г., подписанного сторонами его предметом является предоставление бюджету муниципального образования «Город Астрахань» Астраханской области субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2022г. За счет выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение следующих показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания – 2914 ед.
В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Анализируя приведенные правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань" должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.
Между тем, исходя из представленных документов и пояснений истца, указанная деятельность осуществляется ненадлежащим образом, что повлекло нападение собаки без владельца на <ФИО>1
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 3 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная указанной нормой презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия своей вины должны представить сами ответчики.
Доказательств того, что напавшее на истца бездомное животное прошло предусмотренную законом процедуру и не проявляло немотивированной агрессивности, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года №1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
Таким образом, ненадлежащее исполнение администрацией МО «<адрес>» полномочий по отлову безнадзорных животных повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий <ФИО>1, а также нарушение ее права на охрану здоровья, факт причинения физических страданий истцу вследствие противоправных виновных действий администрации муниципального образования "<адрес>" материалами дела установлен.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает заслуживающие внимание обстоятельства, степень и характер причиненных истцу физических и нравственных страданий в связи с полученной травмой, с учетом приведенных выше норм права, требований разумности и справедливости, а также фактических обстоятельств дела, считает правомерным взыскать с администрации муниципального образования "<адрес>" в пользу <ФИО>1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-244 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> <ФИО>4 в интересах <ФИО>1 к администрации МО «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Муниципального образования «<адрес>» за счет средств казны Муниципального образования «<адрес>» в пользу <ФИО>1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2023 года.
Судья Шамухамедова Е.В.