<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи ФИО7.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнесуньская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к исполнению требований законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнесуньская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее – МБОУ «Нижнесуньская СОШ»), Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к исполнению требований законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности объектом образования – МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Пребывание в образовательном учреждении несовершеннолетних и иных лиц является небезопасным. На основании изложенного истец просит обязать МБОУ «Нижнесуньская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.
Представитель истца – помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала частично, не признала иск в части срока исполнения требования, просила установить срок для устранения нарушений до конца 2023 года.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель третьего лица – МКУ «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании с иском согласилась частично.
Представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Мамадышскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5 в судебном заседании с иском согласился.
Выслушав в судебном заседании стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
Согласно подпункту «и» пункта 24 Требований в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Согласно пункту 28 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории осуществляются, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положения Федерального закона 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Закона о пожарной безопасности, руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 13 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан является некоммерческой организацией, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана; организационно – правовая форма учреждения: муниципальное учреждение, тип – бюджетное. Тип образовательной организации – общеобразовательная организация. Учредителем, осуществляющим финансирование, является муниципальное образование «Мамадышский муниципальный район» в лице Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Собственником имущества является муниципальное образование «Мамадышский муниципальный район» в лице Палаты имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан». Координацию деятельности Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан расположено по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности в МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований законодательства, приведенного в иске, объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также отсутствует акт проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения.
Указанные обстоятельства с достоверностью подтверждены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и не оспорены ответчиками (л.д. 11).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также выявленные нарушения требований пожарной безопасности в школе, создают угрозу причинения вреда здоровью и угрозу жизни несовершеннолетних обучающихся, а также нарушают требований законодательства к антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности школы, обратного со стороны ответчиков в рамках требований положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не предоставлено. В связи с этим суд считает необходимым возложить на ответчика Нижнесуньская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан обязанность оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, учитывая, что на выделение финансирования проведения указанных работ необходимо пройти определенные законом процедуры согласования выделения бюджетных средств, для чего необходимо время, учитывая заявленный прокурором срок для исполнения требований законодательства, доводы представителя ответчика, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижнесуньская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- оборудовать объект системой оповещения и управления эксплуатацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- обеспечить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>