Дело № 21-95/2024
Судья: Трынова Г.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
13 февраля 2024 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу председателя городской административной комиссии г.Чебоксары Григорьева А.И. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Васильева Александра Владимировича,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № 4-23-52648 от 14 ноября 2023 года Васильев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель городской административной комиссии г. Чебоксары Григорьев А.И. выражает несогласие с решением судьи районного суда. В обоснование жалобы указывает, что административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, не доверять показаниям которого не имеется; представленная справка об инвалидности не освобождает от обязанности производить оплату за нахождение на парковке автомобиля на месте, не предназначенном для парковки транспортного средства для льготной категории граждан; транспортное средство находилось вне специально оборудованного места, обозначенного дорожным знаком 8.17 «Инвалид».
В судебное заседание председатель городской административной комиссии Григорьев А.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился.
В судебное заседание Васильев А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом (конверт возвращен в суд с отметкой об истечении срока хранения), не явился.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Согласно части 2 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей.
Согласно пункту 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары.
Пунктом 1.3.6. Положения о парковках установлено, что зоны организации платных парковок (перечень размещения парковок (парковочных мест) это места, определенные администрацией города Чебоксары, предназначенные для размещения парковки.
Согласно пункту 3.3 Положения о парковках парковки (парковочные места) обозначаются путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 утвержден Перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары.
Парковка у дома № 1Б по ул. К. Иванова в г. Чебоксары (обе стороны), зона парковки № 304, включена в пункт 23 Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928, время действия парковки - круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут).
Основанием для привлечения Васильева А.В. к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», послужили изложенные в постановлении выводы о том, что 24 сентября 2023 года с 15 час. 45 мин. до 16 час. 05 мин. собственник транспортного средства Васильев А.В., находясь на платной муниципальной парковке, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 1Б, не произвел оплату за размещение транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №
Согласно постановлению административной комиссии от 14 ноября октября 2023 года указанное административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством фотосъемки, работающим в автоматическом режиме «Страж», идентификатор С20-075, свидетельство о поверке С-АК/21-07-2023/264010661, действительно до 20 июля 2025 года (л.д. 9 оборот).
Ранее постановлением городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-32814 от 21 июля 2023 года Васильев А.В. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», постановление вступило в законную силу 15 августа 2023 года (л.д. 15).
На основании данных, полученных в результате работы названного комплекса, Васильев А.В. привлечен к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.
Отменяя постановление административной комиссии, судья районного суда пришел к выводу о том, что транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, внесено в Федеральный реестр инвалидов, Васильев А.В. разместил транспортное средство рядом с занятым специально оборудованным местом, на свободное ближайшее парковочное место. Также указал, что довод заявителя о том, что специальное место было занято, ничем не опровергнут, указанное место на фотографии не зафиксировано; в отношении Васильева А.В. распространяется требование о бесплатной парковке транспортного средства, его положение не должно быть ухудшено тем обстоятельством, что он не смог воспользоваться правом пользования выделенными местами для бесплатной парковки транспортных средств, используемых для транспортировки детей-инвалидов, в силу объективных причин, не зависящих от его воли и желания.
Учитывая положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Васильева А.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Однако с выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 115 «О порядке распространения на граждан из числа инвалидов III группы норм части девятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что нормы части девятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие выделение на всех парковках общего пользования мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, распространяются на следующих граждан из числа инвалидов III группы: а) граждане, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени); б) граждане, получившие до вступления в силу настоящего постановления в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств. Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом III группы, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, или транспортном средстве, его перевозящем, размещаются в федеральном реестре инвалидов в порядке, предусмотренном частью десятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно п. 4.4.7 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики № 2240 от 1 июля 2014 года «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
В соответствии с п. 4.11 данного положения от платы за пользование парковкой (парковочным местом) освобождаются инвалиды I, II и III групп, а также транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (при наличии опознавательного знака «Инвалид»).
Таким образом, пункт 4.11 означенного Положения, в соответствии с которым от платы за пользование парковкой (парковочным местом) освобождаются инвалиды I, II и III групп, а также транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (при наличии опознавательного знака «Инвалид», подлежат применению во взаимосвязи со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 115 и пунктами 4.2.1 – 4.2.3, 4.7.7 Положения от 1 июля 2014 года № 2240.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что парковка может быть осуществлена бесплатно только на специально отведенных местах, которые обозначены дорожными знаками 6.4 и 8.17, и только в границах парковочного места, пользование иными парковочными местами осуществляется за плату.
Приложением № 1 к Правилам дорожного движения определен дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)».
Знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, зарегистрировано в Федеральном реестре инвалидов, однако указанное обстоятельство не предоставляет право водителю транспортного средства, управляемого инвалидом (перевозящих инвалидов), оборудованного специальным опознавательным знаком «Инвалид» (включенным в федеральный реестр), в случае отсутствия на платной муниципальной парковке мест, выделенных для парковки транспортных средств, управляемыми инвалидами либо перевозящих их, размещать указанные средства на такой парковке вне специально выделенного для места без производства ее оплаты.
Выводы суда о том, что на Васильева А.В. распространяется требование о бесплатной парковке транспортного средства, противоречат требованиям указанных выше норм.
Из материалов дела следует, что транспортное средство, собственником которого является Васильев А.В., было размещено на платной муниципальной парковке в месте, не предназначенном для парковки транспортных средств инвалидов, что подтверждается данными фотоматериала, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства.
Учитывая изложенное, вывод судьи районного суда о наличии оснований для отмены постановления административного органа и прекращения производства по делу сделан без учета требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судом первой инстанции ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года) пересматривая в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не вступившее в законную силу решение судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), если установит, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено по одному из указанных выше оснований.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на изменение основания прекращения производства по делу об административном правонарушении при пересмотре состоявшегося постановления. При этом решение, которым изменено основание прекращения производства по делу об административном правонарушении, не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент его вынесения (пункт 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 декабря 2022 года)).
При таких обстоятельствах решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 года подлежит изменению путем указания на прекращение производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Васильева Александра Владимировича изменить в части основания прекращения производства по делу:
- указать в резолютивной части решения судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 года на прекращение производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
- исключить из данного судебного акта указание на прекращение производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части указанное решение судьи районного суда оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова