Дело №2-211/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2014 года село Атюрьево, РМ
Атюрьевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Тиминой В.В.,
при секретаре Девятаевой М.Н.,
с участием в деле:
истца Александровой ФИО12,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, в лице:
Сыркиной ФИО13,
Сергеевой ФИО14,
ответчика администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, в лице представителя Целиной Е.К., действующей на основании доверенности от 03.06.2014 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, нотариуса Атюрьевского нотариального округа Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» филиал по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой ФИО15 к администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об определении правового статуса жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец Александрова ФИО16 обратилась в суд с иском к администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об определении правового статуса жилого помещения по тем основаниям, что ее мать ФИО2, проживающая до дня смерти по адресу: <адрес> умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Наследниками по завещанию выступают она - Александрова ФИО17 Сыркина ФИО18 Сергеева ФИО19. В настоящее время оформить свои наследственные права на указанное имущество они возможности не имеют ввиду того, что в договоре на передачу квартиры в собственность, заключенном между ФИО2 и Атюрьевским производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ наследуемое жилое помещение указано как «квартира», тогда как фактически данное помещение является отдельным жилым домом, что подтверждается техническим паспортом на индивидуальный жилой дом, а также справкой выданной Атюрьевским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 29.04.2014 года №118. Она обратилась в Атюрьевскую нотариальную контору за оформлением наследственных прав, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано и выдано извещение за №268 от 13.10.2014 года. Из извещения следует, что причитающееся наследство нельзя получить, поскольку не определен статус наследуемого имущества, а именно: в договоре на передачу квартиры в собственность, наследуемое имущество указано как «квартира», а в представленных документах - «жилой дом». Во внесудебном порядке разрешить вопрос об изменении правового статуса жилого помещения не представляется возможным.
Просит:
- определить правовой статус жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 41,0 кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, как «жилой дом».
Истец Александрова ФИО20 надлежаще и своевременно извещенная о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явилась. Представила письменное заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, нотариус Атюрьевского нотариального округа Республики Мордовия Царева А.В., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежаще и своевременно и надлежаще судебной повесткой. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» филиал по Республике Мордовия, его представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще судебной повесткой.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся истца Александровой ФИО21., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, нотариуса Атюрьевского нотариального округа ФИО8, ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» филиал по <адрес>, на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Сыркина ФИО22., Сергеева ФИО23. просили требования заявленные истцом Александровой ФИО24. удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Целина Е.К., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований Александровой ФИО25 об определении правового статуса жилого помещения, суду пояснила, что если отдельно стоящий объект индивидуального жилищного строительства не имеет обособленных жилых помещений, то он именуется как «жилой дом». Раньше обеспечивая граждан жильем, им предоставлялись жилые помещения, которые именовались как квартиры, некоторые из них были обособленными жилыми помещениями и имели статус «жилого дома». Поскольку, жилые помещения предоставлялись на условиях социального найма, в соответствии с жилищным кодексом РСФСР на таких условиях могли быть предоставлены только квартиры, то их и называли квартирами. Приватизации, в соответствии с законом, также подлежали квартиры, поэтому в договоре приватизации наименование передаваемых в собственность помещений указывалось, как квартиры. В настоящее время Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, выступающее стороной по договору о передачи квартиры в порядке приватизации прекратило свою деятельность, следовательно, внести изменения в договор на передачу квартиры в собственность относительно статуса жилого помещения не представляется возможным.
Суд, выслушав, третьих лиц, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства находит иск Александровой ФИО26. к администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об определении правового статуса жилого помещения подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было передано в собственность ФИО2 в порядке приватизации по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. (ЖК РСФСР), действующего на момент предоставления спорного жилого помещения, в жилищный фонд включались:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно копии технического паспорта на индивидуальный жилой дом, составленных Торбеевским БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, значится как «жилой дом».
Однако, как следует из копии Договора на передачу квартир в собственность на л.д. 6, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства, в лице директора ФИО10 и собственником ФИО2, последней передается в собственность квартира, расположенная в одноквартирном доме общей площадью 41,0 кв.м., состоящая из одной комнаты по адресу: <адрес>. Договор зарегистрирован в администрации <адрес> Постановлением главы администрации №128 от 26.07.1993 г. (л.д.20).
Из справки, выданной Атюрьевским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РМ № от 29.04.2014, следует, что по учетным данным за гр. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в собственность жилой дом по адресу: РМ, <адрес>, на основании договора передачи от 23.07.1993года. Зарегистрирован в Атюрьевской местной администрации от 26.07.1993 года и в Торбеевском БТИ от 27.07.1993 года, общая площадь жилого дома составляет 41,0 кв.м., в том числе жилая 26,0 кв.м.
Данное обстоятельство также подтверждается письменными доказательствами:
- постановлением Администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района №153 от 29.10.2014 «О присвоении адреса», в соответствии с которым присвоен адрес жилому дому, общей площадью 41,0 кв.м. адрес: <адрес>, вместо адреса: <адрес> (л.д.19).
- справкой, выданной Администрацией Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия №1820 от 20.11.2014 года, согласно которой ФИО2, 1925 года рождения, постоянно до дня смерти проживала по адресу: <адрес> (л.д.25).
- из завещания от 25.12.2008 года, удостоверенного нотариусом Атюрьевского нотариального округа Республики Мордовия, следует, что ФИО2 из принадлежащего ей имущества, завещала наследникам, в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.21).
- из извещения №269 от 13.10.2014 года, выданного Александровой ФИО27 нотариусом Атюрьевского нотариального округа Республики Мордовия следует, что для получения причитающейся доли наследства, после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представлены документы, по котором не определен правовой статус (жилой дом или квартира) наследуемого жилого помещения (л.д.18).
Таким образом, при рассмотрении дела установлено различие в наименовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> правоустанавливающем документе, и документе технического учета, при том, что на момент приватизации, жилое помещение, передаваемое в собственность ФИО2 имело статус жилого дома.
Вместе с тем, внести изменения в договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, из-за отсутствия сторон договора.
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определены виды жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает, что следует определить правовой статус жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принадлежавшего на праве собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года, как «жилой дом», удовлетворив исковые требования Александровой ФИО28. об определении правового статуса жилого помещения.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации суд не перераспределяет судебные расходы в виде государственной пошлины, понесенные стороной истца по рассматриваемому делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Александровой ФИО29 к администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об определении правового статуса жилого помещения удовлетворить.
Определить правовой статус жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 41,0 кв.м., принадлежащее на праве собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, как «жилой дом».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Верховный Суд Республики Мордовия через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.
Судья - В.В. Тимина