УИД №
Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка, Тамбовская область 21 августа 2023 г.
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ к Кузнецовой Е.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
при участии представителя истца по доверенности Литвиненко Ю.Н.,
установил:
представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) по доверенности Литвиненко Ю.Н. обратилась в суд с иском к Кузнецовой Е.В. о взыскании с нее задолженности за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68 613,41 руб., пени за нарушение срока уплаты платежей в размере 5 433,88 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 886 руб. В обоснование заявленных требований указала, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является организацией, оказывающей коммунальные услуги Кузнецовой Е.В., которая совершила конклюдентные действия, свидетельствующие о согласии с условиями договора на предоставление коммунальных услуг, от поступающих коммунальных услуг не отказывалась, следовательно, согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения являлся заключенными. Факт исполнения истцом своих обязательств по оказанию коммунальных услуг подтверждается выпиской из лицевого счета о начислениях за коммунальные услуги в жилом помещении.
Представитель истца ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Литвиненко Ю.Н. в судебном заседании требования поддержала, по основаниям указанным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить, указав, что в квартире ответчика отсутствуют приборы учета, в связи с чем расчет за потребленные коммунальные услуги произведен по утвержденным тарифам.
Ответчик Кузнецова Е.В. заявленные требования ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не признала, пояснила, что в спорном жилом помещении она с детьми была только прописана, проживают они с ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по другому адресу в <адрес>.
Выслушав позиции сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч.ч. 2 – 4 ст. 31, ст. 65 и ч.ч. 3 и 4 ст. 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (ч. 5 ст. 100 ЖК РФ).
В силу п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок определения размера платы граждан за коммунальные услуги определён Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Как следует из п.п. 6 и 7 указанного Постановления предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9-12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учётом особенностей, предусмотренных п. 148.54 настоящих Правил.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведённой в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как установлено в судебном заседании жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве.
Между 198 КЭЧ района и ФИО6 был заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО6 и членам его семьи (Кузнецовой Е.В. – супруга и ФИО7 – сын) за плату во владение и пользование предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>).
Брак между Кузнецовой Е.В. и ФИО6 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно копии выписки по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ № Жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», лицевой счет открыт на имя Кузнецовой Е.В.
В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № Жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», адресными справками отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тамбовской области, в спорном жилом помещении зарегистрированы Кузнецова Е.В., ФИО7 и ФИО8
Указанные обстоятельства были ранее установлены и подтверждаются решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 27.05.2020 г. по гражданскому делу № по исковому заявлению Министерства обороны РФ к ФИО6, Кузнецовой Е.В., ФИО7 о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>)» основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
На основании договора управления специализированным жилищным фондом Министерства обороны от ДД.ММ.ГГГГ №-УЖФ/ВКС-1 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является управляющей компанией в отношении специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в том числе в отношении дома №.
Согласно п. 2.1 договора управления жилищным фондом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Управляющая организация) обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям жилых помещений.
Из п. 3.1.1 указанного договора усматривается, что управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества нанимателям и проживающим вместе с ними лицам, в соответствии с Перечнем коммунальных услуг, указанных в технических соглашениях, заключенных Заказчиком с Управляющей организацией; от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями.
Указанным договором также предусмотрено, что управляющая организация обязана взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной и (или) неполной оплатой за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (п. 3.1.4.).
Выписки из лицевого счета по спорной квартире, представленные истцом, содержат сведения о размере платы за содержание и наем жилья, платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, ХВС на ГВС, ГВС нагрев, водоотведение, отопление).
Поскольку Кузнецова Е.В. обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг исполняла ненадлежащим образом, за период за период с ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере 68 613,41 руб., начислены пени за нарушение срока уплаты платежей в размере 5433,88 руб.
Ответчиком Кузнецовой Е.В. доказательств в подтверждение отсутствия задолженности или её наличия в меньшем размере, а равно доказательств в подтверждение отсутствия обязанности по оплате жилищных и коммунальных услуг, суду не представлено. Доказательств того, что истец не оказывал ответчику услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг либо оказывал их ненадлежащим образом суду также не представлено.
Учитывая то, что ответчик ежемесячно получал квитанции на оплату услуг, знал о том, что истец является управляющей организацией, установив ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, предусмотренных жилищным законодательством, руководствуясь вышеприведенными положениям закона, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца образовавшейся задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за неисполнение денежного обязательства. На основании вступившего в законную силу решения Знаменского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о прекращении права пользования служебным жилым помещением, квартиры ответчиком была освобождена по акту ДД.ММ.ГГГГ.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обращалось к мировому судье судебного участка Знаменского района Тамбовской области с заявлениями о выдаче судебных приказов:
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 604,37, ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен;
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5679,42 руб., ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен;
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 682,25 руб., пени в размере 210,66 руб., ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 049,75 руб., ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
Судебный приказ № касается периода неуплаты коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 36 743,86 руб.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что взысканию с ответчика подлежит задолженность за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 68 613,41 руб. Факт непроживания в спорном жилом помещении, оставаясь быть зарегистрированной, не освобождает Кузнецову Е.В. от обязанности оплаты коммунальных услуг.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.
В соответствии с п. 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении, а также прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
Доказательств того, что соответствующее заявление о перерасчете коммунальных платежей ответчиком Кузнецовой Е.В. подавалось, суду не представлено.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положение п. 1 ст. 333 ГК РФ, закрепляющее право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определения от 25 января 2012 г. № 185-О-О, от 22 января 2014 г. № 219-О, от 24 ноября 2016 г. № 2447-О, от 28 февраля 2017 г. № 431-О).
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика пени, суд с учетом позиции ответчика, характера спорных правоотношений, исходя из компенсационного характера неустойки, являющейся способом обеспечения исполнения обязательства, обязанности суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, исходя из периода и размера задолженности и несоразмерности заявленного истцом размера неустойки последствиям нарушения обязательств суд приходит к выводу об уменьшении суммы неустойки до 1000 руб. с учетом принципа разумности и справедливости.
В силу положений ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины с ответчика Кузнецовой Е.В. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 2288,40 руб. пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Кроме того, истцу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 30,58 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ удовлетворить в части.
Взыскать с Кузнецовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес> задолженность по уплате коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 68 613,41 руб., пени в размере 1 000 руб., а также госпошлину в сумме 2 288,40 руб.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Тройнова
Мотивированное решение составлено 28 августа 2023 года.
Судья /подп подпись М.С. Тройнова