дело N 2-1381/2023
56RS0026-01-2023-001080-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 31 мая 2023 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Колесниковой Ольги Александровны,
представителя ответчика публичного акционерного общество "Орскнефтеоргсинтез" Штемпель Ольги Сергеевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
установил:
прокурор Октябрьского района суд г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО "Орскнефтеоргсинтез" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Октябрьского района г. Орска во исполнение поручения прокуратуры области, на основании решения о проведении проверки от 8 декабря 2022 года N 240 с привлечением специалистов ОНД и ПР. по г. Орску и г. Новотроицку ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области гражданской обороны при использовании, эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО), расположенных по адресу: г. Орск, ул. Гончарова, 1а.
В ходе проверки установлено, что на территории ПАО "Орскнефтеоргсинтез" находится пять защитных сооружений гражданской обороны, которые являются объектами федеральной собственности, учтены в реестре федерального имущества под номерами № включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны, им присвоены инвентарные номера 256, 258, 259, 260 и 407 соответственно.
На основании договора от 24 октября 2006 года N 1718 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключенного между руководителем Территориального управления федеральным имуществом по Оренбургской области Понагаевым Ю.И. и генеральным директором ПАО "Орскнефтеоргсинтез" Пилюгиным В.В., указанные защитные сооружения переданы обществу на ответственное хранение и в безвозмездное пользование.
Защитные сооружения гражданской обороны по адресу г. Орск, ул. Гончарова, д. 1а, своего статуса защитного сооружения гражданской обороны, в настоящее время не утратили, переданы по договору о правах и обязанностях от 24 октября 2006 года N 1718 ПАО "Орскнефтеоргсинтез", что в силу пункта 1.3, 1.7, 1.8 Правил N 583 дает основания для возложения на общество обязанности по своевременному техническому обслуживанию, ремонту и содержанию названных сооружений.
Вместе с тем в ходе проверки выявлены нарушения Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" в части требований содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны N N 256, 258, 259, 260 и 407, расположенных по адресу: г. Орск, ул. Гончарова, д. 1а.
Указанные факты свидетельствуют о неготовности ЗС ГО к незамедлительному использованию по назначению в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также о том, что обществом допущено использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - нарушение норм и правил эксплуатации и содержания защитного сооружения гражданской обороны.
По результатам проверки начальник службы ГО и ЧС ПАО "Орскнефтеоргсинтез", а также ПАО "Орскнефтеоргсинтез" привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, по результатам проверки прокурором района в адрес генерального директора ПАО "Орскнефтеоргсинтез" 9 января 2023 года внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения закона в полном объеме не устранены.
В ходе дополнительной проверки устранения выявленных нарушений, проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку ГУ МЧС России по Оренбургской области 29 марта 2023 года, установлено, что нарушения при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ПАО "Орскнефтеоргсинтез" устранены лишь частично.
Полагает, что ПАО "Орскнефтеоргсинтез" нарушено право работников данной организации и иных граждан на общественную безопасность в военное время либо в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, затрагивает экономические интересы государства в области гражданской обороны, а также интересы граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций.
Прокурор просит суд обязать ПАО "Орскнефтеоргсинтез" в срок до 1 октября 2023 года устранить нарушения федерального законодательства о гражданской обороне, а именно:
провести оценку технического состояния защитных сооружений гражданской обороны №;
провести проверку убежищ № на герметичность;
установить в убежищах № контрольно-измерительные приборы для замера подпора воздуха и других параметров;
провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежищ № (заменить воздушные фильтры поглотители, эксплуатирующиеся сверх срока службы);
на входах в защитные сооружения гражданской обороны № установить таблички обозначения убежищ;
в защитном сооружении гражданской обороны N 256 воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых окрасить в белый цвет;
привести в рабочее состояние дизельную электростанцию в защитном сооружении N 260.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Колесникова О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, подтвердила, что ответчиком выполнен первый пункт требований.
Представитель ПАО "Орскнефтеоргсинтез" Штемпель О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, выявленные в ходе проверки нарушения требований содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны №, расположенных по адресу: г. Орск, ул. Гончарова, 1а не отрицала, дополнительно суду пояснила, что ПАО "Орскнефтеоргсинтез" предприняты меры по устранению допущенных нарушений: проведена полная оценка технического состояния всех защитных сооружений в марте 2023 года с привлечением представителей ГО и ЧС; проверка на герметичность будет проведена после установки в защитных сооружениях контрольно-измерительных приборов для замера подпора воздуха, работа по их установке включена в дефектную ведомость, составляется смета и тендер на выбор подрядной организации; в части выполнения мероприятий по приобретению и замене фильтров-поглотителей в настоящее время проводится работа по изысканию дополнительных денежных средств; установка табличек, покраска воздуховодов и приведение электростанции в рабочее состояние будет осуществлено в период проведения ремонтных работ в защитных сооружениях, в настоящее время идет составление сметы и тендер на выбор подрядной организации по ремонту защитных сооружений; в защитном сооружении № взамен неисправной дизельной электростанции приобретена бензиновая передвижная электростанция, работы по ее подключению к внутренней аварийной сети запланированы в ремонт сооружения (3 квартал 2023 года).
Полагает, что выявленные нарушения не повлекли за собой негативных последствий, а также причинение вреда. Просила установить срок для устранения нарушения законодательства о гражданской обороне до 31 декабря 2023 года.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 2 указанного Федерального закона предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее Приказ N 575).
Статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ определяет, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников.
Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее Положение N 804) основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является, в том числе, строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Пунктом 2 Приказа N 575 установлено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
Согласно пункту 9 Приказа N 575 при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях и т.д.
Пунктом 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее Приказ N 583) установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 3.2.11. Приказа N 583).
В судебном заседании установлено, что на территории ПАО "Орскнефтеоргсинтез" находится пять защитных сооружений гражданской обороны № - III класса площадью <данные изъяты> кв.м, вместимостью 300 чел., № - III класса площадью <данные изъяты> кв.м., вместимостью 300 чел., № – III класса, площадью <данные изъяты> кв.м, вместимостью 300 чел., № – III класса площадью <данные изъяты> кв.м., вместимостью 300 чел., № – площадью <данные изъяты> кв. м., вместимостью 30 чел.
Указанные защитные сооружения гражданской обороны являются объектами федеральной собственности, учтены в реестре федерального имущества под номерами № включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны, им присвоены инвентарные номера № соответственно.
На основании договора от 24 октября 2006 года № о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключенного между руководителем Территориального управления федеральным имуществом по Оренбургской области Понагаевым Ю.И. и генеральным директором ПАО "Орскнефтеоргсинтез" Пилюгиным В.В., указанные защитные сооружения переданы ПАО "Орскнефтеоргсинтез" на ответственное хранение и в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 раздела II указанного договора на Общество возложена обязанность по сохранению защитных сооружений, принятию мер по поддержанию их в постоянной готовности к использованию и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Таким образом, на ПАО "Орскнефтеоргсинтез" возложена обязанность по сохранению защитных сооружений, принятию мер по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
По результатам проверки ПАО "Орскнефтеоргсинтез", проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Орск с привлечением специалистов ОНД и ПР. по г. Орску и г. Новотроицку ГУ МЧС России по Оренбургской области на основании решения о проведении проверки от 8 декабря 2022 года № установлено, что ПАО "Орскнефтеоргсинтез" нарушил требования федерального законодательства в области гражданской обороны при использовании, эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО), расположенных по адресу: г. Орск, ул. Гончарова, 1а, а именно: в нарушение пункта 4.1.1. Приказа N 583 не проводится оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.
Вспомогательные помещения, а также санузлы убежищ, не закрыты и не опечатаны, что влечет нарушение пункт 9 Приложения к Приказу N 575.
В нарушение пункта 4.3.10 Приказа N 583 не производится проверка убежищ на герметичность.
Отсутствуют контрольно-измерительные приборы для замера подпора воздуха и других параметров, что противоречит пунктам 4.3.1, 5.1.2 Приказа N 583.
Не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежищ (воздушные фильтры поглотители эксплуатируются сверх срока службы), что влечет нарушение пунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7 Приказа N 583.
В нарушение пункта 6.2.1 Приказа N 583 на входах в защитные сооружения гражданской обороны № отсутствуют таблички обозначения убежищ.
В защитных сооружениях гражданской обороны № воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых частично не окрашены в белый цвет (нарушен пункт 3.2.10 Приказа N 583).
В нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2 Приказа N 583 не обеспечена герметизация убежищ №, в связи с неисправностью защитно-герметических дверей (убежище №), в связи с потерей защитных свойств резиновых изделий защитно-герметических дверей (убежища №), в связи с наличием в строительных конструкциях (несущей стене) открытого отверстия (убежище 259).
В защитном сооружении № на воздуховодах не обозначено направление движения воздуха, что противоречит пункту 4.3.9 Приказа N 583.
В нарушение пункта 3.2.5 Приказа N 583 в защитных сооружениях № под защитно-герметическими дверями не установлены подставки.
В защитном сооружении № аккумуляторные батареи дизельной электростанции отбракованы (дизельная электростанция находится в нерабочем состоянии), в связи с чем, не производится запуск дизель-агрегата и не испытывается под нагрузкой 30 мин, что противоречит пункту 3.2.25 Приказа N 583.
Указанные факты свидетельствуют о неготовности ЗС ГО к незамедлительному использованию по назначению в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также о том, что обществом допущено использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - нарушение норм и правил эксплуатации и содержания защитного сооружения гражданской обороны.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 9 января 2023 года.
По результатам проверки 9 января 2023 года прокурором Октябрьского района города Орска вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ПАО "Орскнефтеоргсинтез", руководителя службы ГО и ЧС ПАО "Орскнефтеоргсинтез" Николаюка В.Н., ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Орска начальник службы ГО и ЧС ПАО "Орскнефтеоргсинтез" привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 3 апреля 2023 года ПАО "Орскнефтеоргсинтез"привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, по результатам проверки прокурором района в адрес генерального директора ПАО "Орскнефтеоргсинтез" 9 января 2023 года внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения закона в полном объеме не устранены.
Так, в ходе дополнительной проверки устранения выявленных нарушений, проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку ГУ МЧС России по Оренбургской области 29 марта 2023 года, установлено, что нарушения при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ПАО "Орскнефтеоргсинтез" устранены лишь частично.
Данное подтверждается актом осмотра от 29 марта 2023 года, а также справкой начальника ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР от 31 марта 2023 года, и ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В части 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ определено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (пункт 4 статьи 18 Закона N 28-ФЗ).
Выявленные в результате проверки обстоятельства нарушений вышеуказанных приказов и положений свидетельствуют о неготовности указанных сооружений к незамедлительному использованию по назначению в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, ПАО «ОНОС» нарушены права работников данной организации и иных граждан на общественную безопасность в военное время, либо в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
31 марта 2023 года ПАО "Орскнефтеоргсинтез" совместно с представителями ГО и ЧС проведена оценку технического состояния защитных сооружений гражданской обороны № о чем составлен акт оценки содержания и использования защитного сооружения ГО №.
Доводы ответчика о необходимости дополнительных временных и финансовых затрат на устранение всех выявленных нарушений, а также об отсутствии негативных последствий и ущерба не являются существенными для рассмотрения спора, и отклонены судом как необоснованные и незаконные.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований в отношении ПАО "Орскнефтеоргсинтез" и считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются временные затраты, суд считает возможным предоставить ответчику срок для устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне до 31 декабря 2023 года – провести проверку убежищ № на герметичность; установить в убежищах № контрольно-измерительные приборы для замера подпора воздуха и других параметров; провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежищ № (заменить воздушные фильтры поглотители, эксплуатирующиеся сверх срока службы); на входах в защитные сооружения гражданской обороны № установить таблички обозначения убежищ; в защитном сооружении гражданской обороны № воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых окрасить в белый цвет; привести в рабочее состояние дизельную электростанцию в защитном сооружении №.
С учетом того, что истец освобожден от оплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика ПАО "Орскнефтеоргсинтез" подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Орск в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям - удовлетворить частично.
Обязать публичное акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" в срок до 31 декабря 2023 устранить нарушения федерального законодательства о гражданской обороне, а именно:
провести проверку убежищ № на герметичность;
установить в убежищах № контрольно-измерительные приборы для замера подпора воздуха и других параметров;
провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежищ № (заменить воздушные фильтры поглотители, эксплуатирующиеся сверх срока службы);
на входах в защитные сооружения гражданской обороны № установить таблички обозначения убежищ;
в защитном сооружении гражданской обороны № воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых окрасить в белый цвет;
привести в рабочее состояние дизельную электростанцию в защитном сооружении №.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Октябрьского района г. Орска Оренбургской области - отказать.
Взыскать с ответчика публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" в доход бюджета муниципального образования город Орск государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 7 июня 2023 года.
Председательствующий (подпись) С.В. Студенов