Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2433/2022 ~ М-2438/2022 от 11.07.2022

Дело №2-2433/2022 №58RS0018-01-2022-004267-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Нораевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 31 августа 2022 года гражданское дело по иску Карпова В.С. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о понуждении к включению дополнительных 1,5 года работы в общий трудовой стаж и к назначению досрочной пенсии по старости за работу в зоне с особым социально-экономическим статусом,

У С Т А Н О В И Л:

Карпов В.С. обратился в суд с названным иском, указав, что Дата им было подано заявление о назначении ему досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом по достижении возраста 59 лет.

Решением ГУ - ОПФР по Адрес Номер от Дата ему было отказано в назначении досрочной пенсии по достижении возраста 59 лет, поскольку продолжительность работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет менее требуемой (4 года), в связи с чем право на установление пенсии с уменьшением возраста на 1 год у него не имеется. Пенсионным органом в решении об отказе в назначении досрочной пенсии по старости указано, что Автоколонна №1547, организация в которой он работал, переведена в с. Побочино, относящегося к загрязненной территории, только с Дата По мнению пенсионного органа, работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом осуществлялась только в период с Дата по Дата и составила 3 года 10 месяцев 20 дней.

Со ссылкой на положения ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которыми гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности, Карпов В.С. просил засчитать ему дополнительные 1,5 года в общий трудовой стаж и назначить льготную пенсию по старости за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании истец Карпов В.С. и его представитель Карпова А.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по доводам иска, просили удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по тем основаниям, что продолжительность работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет менее 4 лет, что не дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Дата Карпов В.С. обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости с учетом ст. 34 Закона №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом по достижении возраста 59 лет.

В целях включения в продолжительность работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом Карповым В.С. был заявлен период работы в Пензенской «Автоколонне» №1547 со Дата по Дата .

Решением ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области Номер от Дата Карпову В.С. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», ввиду отсутствия права на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину.

Карповым В.С. для назначения пенсии в пенсионный орган были представлены следующие документы: трудовая книжка, в которой имеется запись о периоде работы в Пензенской автоколонне №1547 с Дата по Дата и архивная справка Номер от Дата с приложением карточки формы Е-2, выданные Государственным архивом Пензенской области, подтверждающие период работы в Пензенской автоколонне Номер с Дата по Дата .

Согласно письму генерального директора АООТ «Пензаавтотранс» от Дата Номер , Автоколонна №1547 переведена в с. Побочино с Дата .

В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, Автоколонна №1547 располагалась на территории, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом с Дата по Дата .

По мнению пенсионного органа, работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом осуществлялась Карповым В.С. только в период с Дата по Дата , продолжительность работы Карпова В.С. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составила 3 года 10 месяцев 20 дней, что не дает ему право на установление пенсии с уменьшением возраста на 1 год.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

К лицам, на которых распространяются указанные меры социальной поддержки (п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона), относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами права, пенсия по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию назначается в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

На основании подп. «б» п.18 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 N 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; 2021, N 22, ст. 3687) (далее - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что с. Побочино Пензенского района Пензенской области до 1 февраля 1998 года относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 5 апреля 1993 года №557-р.

Обращаясь к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», Карповым В.С. был заявлен период работы в Пензенской автоколонне Номер со Дата по Дата .

Согласно письму генерального директора АООТ «Пензаавтотранс» от Дата Номер , Автоколонна №1547 переведена в с. Побочино с Дата .

При таких обстоятельствах, в качестве работы Карпова В.С. в зоне с льготным социально-экономическим статусом может быть учтен период его работы в Пензенской автоколонне Номер с Дата по Дата .

Таким образом, продолжительность работы Карпова В.С. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составила 3 года 10 месяцев 20 дней, что не дает ему право на установление пенсии с уменьшением возраста на 1 год.

С учетом изложенного у суда не имеется оснований для признания решения ГУ - ОПФР по Пензенской области Номер от Дата об отказе в назначении Карпову В.С. досрочной пенсии по старости.

Ссылку истца на положения ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которыми по мнению истца, в его страховой стаж подлежат включению дополнительные 1,5 года, суд полагает основанной на неправильном толковании норм материального права.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1.

В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 данного Закона N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно части 1 статьи 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).

В соответствии со статьей 35 данного Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона N 1244-1 предусмотрено, что Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Как ранее установлено судом, с. Побочино Пензенского района Пензенской области до 1 февраля 1998 года относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 5 апреля 1993 года №557-р, и не относится к зоне отселения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

В подпункте "б" пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" необходимы документы о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно пункту 109 указанного Перечня работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт работы в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

Поскольку документального подтверждения факта работы в зоне отселения (с. Побочино Пензенского района Пензенской области до 1 февраля 1998 года относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом) истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии у него права выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Учитывая изложенное, исковые требования Карпова В.С. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о понуждении к включению дополнительных 1,5 года работы в общий трудовой стаж и к назначению досрочной пенсии по старости за работу в зоне с особым социально-экономическим статусом удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Карпова В.С. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о понуждении к включению дополнительных 1,5 года работы в общий трудовой стаж и к назначению досрочной пенсии по старости за работу в зоне с особым социально-экономическим статусом оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2022 года.

Судья             А.В.Селиверстов

2-2433/2022 ~ М-2438/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карпов Владимир Сергеевич
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Селиверстов Аркадий Вадимович
Дело на сайте суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Подготовка дела (собеседование)
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее