Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
18 июля 2022 года <адрес>, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в <адрес>, гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Администрации ГО «<адрес>» о признании права собственности на квартиру,
установил:
ФИО7 обратился в суд с вышеуказанным иском в обоснование своих требований указав, что согласно выписке из ЕГРНП он является собственником квартиры по адресу <адрес>, пом.5, общей площадью 29 кв.м.
В целях улучшения своих жилищных условий на собственные денежные средства и собственными силами им произведена реконструкция принадлежащей ему на праве собственности квартиры, путем пристройки дополнительных комнат. В результате реконструкции, фактическая площадь жилья, согласно техническому плану увеличилась и составляет 114,5 кв.м. Возведенные части жилого помещения расположены в пределах земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРНП. С целью оформления права собственности на реконструированную квартиру, он обратился с соответствующим заявлением в Администрацию <адрес>. Согласно ответу отдела архитектуры Администрации городского округа «<адрес>» в узаконении было отказано и рекомендовано обратиться в судебные органы. Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности, охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (части 1, 2 и 4статьи 35). В соответствии с частью 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом. Как разъяснено в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В соответствии с п.31 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Просит суд признать за ним право собственности на квартиру расположенную по адресу: РД, <адрес>, пом.5, общей площадью 114,5 кв.м.
Судебное разбирательство, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, проведено без участия истца, представителя ответчика, а также третьих лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 и ФИО6, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, не явившихся в суд, не сообщивших причины неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Из представленных суду правоустанавливающих документов (выписок из единого государственного реестра недвижимости) судом установлено, что в общей долевой собственности истца находится земельный участок с кадастровым номером 05:43:000173:10, площадью 1512 кв.м, распложенный по адресу: РД, <адрес>.
Собственниками указанного земельного участка, в равных долях, также являются ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6.
Кроме того, в собственности истца находится и квартира за №, площадью 29 кв.м, распложенная на указанном выше земельном участке.
Судом также установлено, что в целях улучшения жилищных условий на собственные денежные средства и собственными силами истцом произведена реконструкция принадлежащей ему на праве собственности квартиры, путем пристройки дополнительных комнат.
В результате реконструкции, фактическая площадь жилого помещения, согласно техническому плану увеличилась до 114,5 кв.м.
С целью оформления права собственности на реконструированную квартиру, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с соответствующим заявлением в Администрацию <адрес>. Однако согласно ответу отдела архитектуры Администрации городского округа «<адрес>» в узаконении реконструированного жилого помещения ему отказали, рекомендовав обратиться в суд.
В соответствии со ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Однако, в нарушение указанной статьи ГК РФ, истцом не было получено разрешение на строительство, как того требует Градостроительный кодекс РФ, а потому пристройка считается самовольной.
Согласно ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п.3 указанной статьи ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как усматривается из искового заявления, истцом осуществлена пристройка к квартире, что не является реконструкцией жилого помещения в смысле, определяемом ст.1 Градостроительного кодекса РФ.
В силу п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Судом установлено, что принадлежащая истцу квартира представляет собой отдельно стоящий на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности истца и третьих лиц по делу, дом.
О наличии каких-либо претензий со стороны третьих лиц, к осуществленной истцом пристройке, суду не известно. Возражений по поводу заявленного истцом иска третьи лица в суд не направляли.
Как усматривается из заключения судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ООО «Центр судебных экспертиз», в пристройке к квартире, расположенной по адресу: РД, <адрес>, пом.5, находятся помещения, которые обеспеченны функциональной взаимосвязью, которая обосновывается объемно-планировочным решением здания. Кроме того, объемно-планировочное решение жилого дома соответствуют требованиям п. 5.3 СНиП 31-02- 2003 «Здания жилые многоквартирные».
Площади помещений пристройки, их габаритные размеры в плане и высота, соответствуют требованиям п.п.4.4. предъявляемых к площади помещений, габаритным размерам помещений и их высоте, располагаемых в жилых домах.
Габариты входного проема квартиры соответствует требованиям п.6.16 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в соответствии с которыми «высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1.9 м», ширина эвакуационного выхода для данного случая - не менее 0,80м.
Набор конструктивных элементов пристройки не противоречат требованиям табл.25 «Сборника укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий, строений и сооружений» (УПВС) № «Жилые здания пяти этажные кирпичные», требованиям предъявляемым к конструктивным элементам жилых четырехэтажных кирпичных домов. Фундаменты и ограждающие конструкции (наружные и внутренние стены) пристройки не противоречат требованиям СНиП П-22-81 «Каменные и ар- мокаменные конструкции», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83 «Основания зданий и сооружений». Техническое состояние конструкций здания - хорошее.
Объемно-планировочное решение и набор конструктивных элементов пристройки, имеют функциональную пожарную безопасность класса Ф.1.3, что соответствует требованиям СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Помещения исследуемой пристройки обеспечены естественным освещением, что соответствует требованиям п.8.9 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые, многоквартирные», где указано, что естественное освещение должно быть обеспечено в жилых комнатах и кухне и соответствует требованиям п. 5.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», где указано, что жилые комнаты и кухни должны иметь непосредственное естественное освещение.
Ориентация оконных проемов обеспечивает в жилых комнатах исследуемой пристройки нормативную продолжительность инсоляции, регламентированную требованиями п.9.11 СНиП 31-01-2003 и п.п.2.4., 2.5. СанПиН 2 2. 1' 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Предполагаемый монтаж инженерных коммуникаций пристройки не противоречит требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 (2000) «Внутренний водопровод канализация».
Место установки газогорелочного оборудования в подсобных помещениях жилого дома не противоречит требованиям СНиП 42-01-2002. «Газораспределительные системы».
При осмотре пристройки, так и его конструктивных элементов деформационных трещин, просадок не выявлено. Деформаций, прогибов, отклонений от проектной плоскости несущих и ограждающих конструкций здания, свидетельствующих о потере несущей способности не выявлено. Данное жилое здание соответствует требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 «Несущие и ограждающие конструкции» И СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия».
Учитывая изложенное, а также отсутствие возражений ответчика, третьих лиц, против сохранения пристройки, а также соответствие ее строительным нормам, суд считает заявленные требования ФИО7 подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст.218, 222 ГК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО7 к Администрации ГО «<адрес>» о признании права собственности на квартиру, удовлетворить.
Признать за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> ДАССР право собственности на реконструированный объект недвижимости – квартиру, общей площадью 114,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности ФИО7 на указанный объект недвижимости, в части площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РД, через Кизлярский городской суд, в течении месяца со дня его вынесения.
Судья Францева О.В.