Судебный акт #1 (Приговор) по делу № 1-197/2022 от 10.03.2022

Приговор

Именем Российской Федерации

г. Иркутск                   15 июля 2022 года

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего - судьи Почеповой С.В., при секретаре Доржиевой И.Г., с участием:

государственного обвинителя – Христюк М.А.,

подсудимого Баранова С.В., защитника – адвоката Алтаева П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1- 197/2022 в отношении:

Баранова С.В. , родившегося данные о личности

избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Баранов С.В. четырежды получил как должностное лицо лично взятку в виде денег за незаконные действия и попустительство по службе в пользу взяткодателей.

Преступления совершены им при следующих обстоятельствах:

Согласно ч. 1 ст 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

В соответствии с ч. 5 названной статьи должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с правами, предусмотренными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов.

В силу положений ст. 27 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять в том числе должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - инспектор).

Статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ установлено, что инспектор обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц; своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.

Приказом министра лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -мпр должность инспектора Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области включена в перечень должностных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности.

Баранов С.В., продолжавший с 16.10.2017 г. на основании распоряжения начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству умр-л работу на должности <данные изъяты> отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, согласно пунктам 2.3, 2.4, 2.14, 2.21 и 2.22 должностной инструкции, утвержденной 16.10.2017 г., был обязан проверять совместно с государственными лесными инспекторами соблюдение лесозаготовителями и другими лесопользователями правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами, проводить осмотр незаконных мест рубок, фиксировать количество незаконной срубленной (заготовленной) древесины, готовить первоначальные документы по определению причиненного ущерба, проводить проверки по выполнению государственного задания, участвовать в приемке выполненных работ по охране и защите леса, рубок ухода, воспроизводству лесов и принимать меры к пресечению выявленных нарушений, принимать участие в проведении патрулирования лесов по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок, составлять акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты, обеспечивать производство по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме того, Баранов С.В., переведенный ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству №224-умр-л на должность старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, согласно пунктам 2.3, 2.4, 2.14, 2.21 и 2.22 должностной инструкции, утвержденной 08.12.2020 г., был обязан проверять совместно с государственными лесными инспекторами соблюдение лесозаготовителями и другими лесопользователями правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами, проводить осмотр незаконных мест рубок, фиксировать количество незаконной срубленной (заготовленной) древесины, готовить первоначальные документы по определению причиненного ущерба, проводить проверки по выполнению государственного задания, участвовать в приемке выполненных работ по охране и защите леса, рубок ухода, воспроизводству лесов и принимать меры к пресечению выявленных нарушений, принимать участие в проведении патрулирования лесов по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок, составляет акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты, обеспечивать производство по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в порядке, предусмотренном законодательством.

То есть Баранов С.В., в период времени с 16.10.2017 г. до 08.12.2020 г. как старший инспектор отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, а с 08.12.2020 г., как старший инспектор отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству являлся должностным лицом Министерства лесного комплекса Иркутской области, то есть лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, наделенным в установленном порядке правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    В период времени с 01.01.2020 г. по 04.02.2020 г. Баранов С.В., как старший инспектор отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству принимавший участие в патрулировании по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок, был осведомлен о том, что Свидетель №3, осуществлявший незаконную рубку сухостойных деревьев без разрешительных документов, привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

В этот же период времени Свидетель №3, находясь у <адрес> в <адрес>, зная о том, что Баранов С.В. является должностным лицом и представителем власти, предложил Баранову С.В. за денежное вознаграждение, то есть за взятку в виде денег, совершать в его пользу незаконные действия, а также попустительствовать по службе, а именно, сообщать о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, не фиксировать факты нарушения Свидетель №3 правил заготовки древесины, не проводить патрулирование по охране лесов в дни выезда Свидетель №3 для заготовки древесины, не составлять акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты.

Баранов С.В., имея умысел на получение взятки, как должностное лицо согласился совершать в интересах Свидетель №3 указанные незаконные действия и попустительствовать ему по службе, получая от последнего денежные средства в размере 5000 рублей за каждую заготовленную Свидетель №3 машину сухостойной древесины.

В период с 01.02.2020 по 20.03.2020 г. Баранов С.В., действуя умышленно, из корыстных побуждений, совершил в пользу Свидетель №3 незаконное действия и попустительствовал ему по службе, то есть, достоверно зная о том, что Свидетель №3 совершает административные правонарушения в виде незаконной рубки сухостойных деревьев без соответствующей разрешительной документации на территории Иркутского лесничества, сообщал ему о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, укрывал факты совершения Свидетель №3 административных правонарушений в сфере использования лесов, за что получил от Свидетель №3 денежное вознаграждение, то есть взятку в размере 20000 рублей, а именно:

- 04.02.2020 г. получил от Свидетель №3, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 5000 рублей;

- 06.02.2020 г. получил от Свидетель №3, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 5000 рублей;

- 12.03.2020 г. получил от Свидетель №3, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 5000 рублей;

- 20.03.2020 г. получил Свидетель №3, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 5000 рублей.

Кроме того, в период времени с 01.01.2020 г. по 14.01.2020 г. Свидетель №4, осведомленный о том, что Баранов С.В. является должностным лицом и представителем власти, предложил Баранову С.В. за денежное вознаграждение, то есть за взятку в виде денег, совершать в его пользу незаконные действия, а также попустительствовать по службе, а именно, сообщать о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, не фиксировать факты нарушения Свидетель №4 правил заготовки древесины при заготовки последним древесины без соответствующих разрешительных документов, не проводить патрулирование по охране лесов в дни выезда Свидетель №4 для заготовки древесины, не составлять акты и протоколы о выявленных нарушениях Свидетель №4, укрывать факты совершенных Свидетель №4 административных правонарушений в сфере использования лесов, не сообщать в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству сведения о совершении Свидетель №4 административных правонарушений.

Баранов С.В., имея умысел на получение взятки, действуя из корыстных побуждений, как должностное лицо согласился совершать в интересах Свидетель №4 указанные незаконные действия и попустительствовать ему по службе, получая от Свидетель №4 денежные средства в размере 5000 рублей за каждую заготовленную Свидетель №4 машину сухостойной древесины.

В период с 01.01.2020 по 06.09.2020 г. ФИО1, действуя умышленно, из корыстных побуждений, достоверно зная о том, что Свидетель №4 совершает административные правонарушения в виде незаконной рубки сухостойных деревьев без соответствующих разрешительных документов, совершил в пользу Свидетель №4 незаконное действия и попустительствовал ему по службе, то есть, укрывал факты совершения Свидетель №4 административных правонарушений в сфере использования лесов, не составляя процессуальные документы, свидетельствующие о совершении Свидетель №4 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, сообщал Свидетель №4 о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, за что получил от Свидетель №4 денежное вознаграждение, то есть взятку в размере 45000 рублей, а именно:

- 14.01.2020 г. получил от Свидетель №4, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 30000 рублей;

- 08.09.2020 г. получил от Свидетель №4, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 15000 рублей.

Кроме того, в период времени с 01.01.2020 г. по 06.03.2020 г. Свидетель №1, осведомленный о том, что Баранов С.В. является должностным лицом и представителем власти, предложил Баранову С.В. за денежное вознаграждение, то есть за взятку в виде денег, совершать в его пользу незаконные действия, а также попустительствовать по службе, а именно, сообщать о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, не фиксировать факты нарушения Свидетель №1 правил заготовки древесины при заготовки последним древесины без соответствующих разрешительных документов, не составлять акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты по фактам незаконных рубок, укрывать факты совершенных Свидетель №1 административных правонарушений в сфере использования лесов, не применять в отношении него мер ответственности по административным правонарушениям, не составляя процессуальные документы, не сообщать в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству о совершении Свидетель №1 административных правонарушений.

Баранов С.В., имея умысел на получение взятки как должностное лицо, согласился совершать в интересах Свидетель №1 указанные незаконные действия и попустительствовать ему по службе, получая от Свидетель №1 денежные средства в размере 5000 рублей за каждую заготовленную последним машину сухостойной древесины.

В период с 01.01.2020 г. по 31.07.2021 г. Баранов С.В., действуя умышленно, из корыстных побуждений, достоверно зная, что Свидетель №1 совершает административные правонарушения в виде незаконной рубки сухостойных деревьев без соответствующих разрешительных документов, совершил в пользу Свидетель №1 незаконное действия и попустительствовал ему по службе, то есть, укрывал факты совершения Свидетель №1 административных правонарушений в сфере использования лесов, не составляя процессуальные документы, свидетельствующие о совершении Свидетель №1 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, сообщал ему о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, за что получил от Свидетель №1 денежное вознаграждение, то есть взятку в размере 45000 рублей, а именно:

- 06.03.2020 г. получил от Свидетель №1, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 20000 рублей;

- 25.01.2021 г. получил от Свидетель №1, использовавшего свой банковский счет, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 5000 рублей;

- в июле 2021 г., находясь у дома по адресу: <адрес>, получил от Свидетель №1 лично денежные средства в размере 20000 рублей.

    В период времени с 01.01.2021 г. по 31.03.2021 г. Баранов С.В. как старший инспектор отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, принимая участие в патрулировании по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок, в том числе на территории Гороховского участкового лесничества, выявил Свидетель №2, осуществлявшего незаконную рубку сухостойных деревьев без разрешительных документов, разъяснив Свидетель №2 о наличии в его действиях признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, процессуальные документы об административном правонарушении не составил. В этот же период времени Баранов С.В., повторно принимая участие в патрулировании по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок на территории Гороховского участкового лесничества, встретил Свидетель №2, осуществлявшего незаконную рубку сухостойных деревьев без разрешительных документов. Свидетель №2, осведомленный о том, что Баранов С.В. является должностным лицом и представителем власти, как старший инспектор имеющий право выявлять правонарушения в сфере использования лесов и принимать решения о составлении процессуальных документов, подтверждающих факт совершения таких нарушений, предложил Баранову С.В. за денежное вознаграждение, то есть за взятку в виде денег, совершать в его пользу с ДД.ММ.ГГГГ незаконные действия, а также попустительствовать по службе, а именно, сообщать о планируемых правоохранительными органами проверках и рейдовых мероприятиях соблюдения лесного законодательства на территории Иркутского лесничества, не составлять с отношении Свидетель №2 при заготовке последним древесины без соответствующих разрешительных документов, акты и протоколы о выявленных нарушениях, документы, фиксирующие нарушение правил заготовки древесины, не проводить патрулирование по охране лесов от нарушений лесного законодательства в дни осуществления Свидетель №2 заготовки древесины без соответствующих разрешительных документов, укрывать факты совершенных Свидетель №2 административных правонарушений в сфере использования лесов, не применять в отношении него меры ответственности, не сообщать в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области о совершении Свидетель №2 административных правонарушений.

    Баранов С.В., имея умысел на получение взятки, как должностное лицо согласился совершать в интересах Свидетель №2 указанные незаконные действия и попустительствовать ему по службе.

В период с 31.03.2021 по 25.07.2021 г. Баранов С.В., действуя умышленно, из корыстных побуждений, совершил в пользу Свидетель №2 незаконное бездействие и попустительствовал ему по службе, то есть, достоверно осведомленный о том, что Свидетель №2 совершает административные правонарушения в виде незаконной рубки сухостойных деревьев без соответствующих разрешительных документов, укрывал факт совершения Свидетель №2 административных правонарушений в сфере использования лесов, не составляя процессуальных документов, свидетельствующих о совершении Свидетель №2 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, сообщал Свидетель №2 о планируемых правоохранительными органами и Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области проверках и рейдовых мероприятиях на территории Иркутского лесничества, за что получил от Свидетель №2 денежное вознаграждение, то есть взятку в размере 90000 рублей, а именно:

23.04.2021 г. получил от Свидетель №2, использовавшего банковский счет, открытый на имя ФИО7, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 30000 рублей;

21.05.2021 г. получил от Свидетель №2, использовавшего банковский счет, открытый на имя ФИО7, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 30000 рублей;

25.07.2021 г. получил от Свидетель №2, использовавшего банковский счет, открытый на имя ФИО7, путем денежного перевода на банковский счет , открытый на имя Баранова С.В. в ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 30000 рублей.

Допрошенный в судебном заседании Баранов С.В. вину в совершении преступлений при изложенных выше обстоятельствах признал полностью, отказался от дачи показаний, воспользовавшись положениями ст. 51 Конституции РФ.

По ходатайству государственного обвинителя на основании ст. 276 УПК РФ с согласия стороны защиты были оглашены показания Баранова С.В., из которых следует, что с февраля 2017 г. он работал в Иркутском лесничестве, сначала мастером участка, следил за сохранностью лесов и осуществлял наблюдение за посадками, с октября 2017 г. состоял в должности старшего инспектора отдела <данные изъяты> участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, с декабря 2020 - в должности старшего инспектора отдела <данные изъяты> участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству. Согласно должностной инструкции имел право принимать участие в патрулировании лесов по охране от нарушений лесного законодательства, фиксировать нарушения, составлять уведомление о лесонарушении, акты выявленных нарушений, протоколы об административных правонарушениях. Составленные документы для принятия решения в дальнейшем направлялись руководителю. О рейдовых мероприятиях узнавал от своего руководителя, если сам в них участвовал, либо слышал от своих коллег.

В 2020 г. он встретился с Свидетель №1, который попросил решить вопрос о незаконной рубке лесных насаждений на территории <данные изъяты> лесничества в обмен на денежное вознаграждение. За деньги он обещал Свидетель №1 сообщать о планируемых проверочных и рейдовых мероприятиях, не пресекать его действия на обслуживаемой территории. Свидетель №1 по этой договоренности передавал ему по 5000 рублей за каждый грузовой автомобиль незаконно заготовленных дров. Всего он получил от Свидетель №1 по указанной договоренности 45 000 р. В 2020 г. он достиг аналогичной договоренности с Свидетель №4, то есть за денежное вознаграждение сообщал последнему о планируемых проверочных и рейдовых мероприятиях, не сообщал о незаконных действиях Свидетель №4 руководству и сам не проводил в отношении Свидетель №4 проверки. Свидетель №4 по этой договоренности передавал ему по 5000 рублей за каждый грузовой автомобиль незаконно заготовленных дров, таким образом,14.01.2020 г. Свидетель №4 перевел ему 30 000 р. за 6 машин заготовленной древесины, а 08.09.2020 г. – 15000 р. за 3 машины заготовленных на территории Гороховского лесничества дров.

Также указал, что между ним и Свидетель №3 существовала аналогичная договоренность, согласно которой он, как должностное лицо не привлекал Свидетель №3 к ответственности за незаконную заготовку древесины, сообщал о планируемых проверочных и рейдовых мероприятиях, всего в феврале-марте 2020 г. Свидетель №3 ему перечислил 20000 р., по 5000 р. за каждую незаконно заготовленную машину дров.

В феврале 2021 г. в ходе проверки он познакомился с Свидетель №2, а в марте этого же года встретил Свидетель №2, осуществлявшего рубку на территории Гороховского лесничества. Свидетель №2 предложил ему денежное вознаграждение за возможность осуществления незаконной рубки без проведения проверок в отношении последнего и без уведомления о таких действиях Свидетель №2 руководства Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области. Договорились, что Свидетель №2 будет сообщать о дате выезда на рубку, а он сообщать последнему о планируемых на эту дату проверках. За это Свидетель №2 обещал ежемесячно передавать ему по 30000 рублей. Свидетель №2 трижды выезжал в <данные изъяты> лесничество для осуществления незаконной рубки, сообщая ему заблаговременно об этом, а он, в свою очередь, зная о таких рубках, не сообщал руководству о действиях Свидетель №2, не принимал меры по выявлению и пресечению допускаемых Свидетель №2 нарушениях, уведомляя Свидетель №2 о датах планируемых проверочных мероприятий. Всего, согласно достигнутой договоренности, он получил от Свидетель №2 90000 рублей (т. 2 л.д. 120-125, 162-170, 211-215).

Оглашенные показания Баранов С.В. подтвердил, указав, что соглашался на получение денег от указанных лиц ввиду плохого материального положения, низкой заработной платы, наличия на иждивении ребенка, матери. Также уточнил, что, числившись с 16.10.2017 г. в должности старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, он фактически был наделен полномочиями старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству. Такая ситуация была обусловлена отсутствием свободных ставок в <данные изъяты> лесничестве, поэтому по согласованию с непосредственными руководителями он выполнял обязанности старшего инспектора по <данные изъяты> лесничеству.

Наряду с показаниями Баранова С.В. его вина в совершении преступлений при указанных выше обстоятельствах нашла свое подтверждение исследованными в судебном разбирательстве доказательствами.

Свидетель Свидетель №7 суду пояснил, что состоит в должности начальника отдела государственной гражданской службы и кадров Министерства лесного комплекса Иркутской области. Согласно должностной инструкции старший инспектор Гороховского участкового лесничества исполняет свои обязанности на вверенном ему участке, осуществляя контроль с иными государственными инспекторами за проведением лесохозяйственных и культурных работ, соблюдением правил лесопожарной безопасности, мониторинг незаконных рубок, ведет учёт и индексацию. Согласно приказу Министерства Лесного комплекса № 6-мпр от 20.02.2019г. должность старшего инспектора была включена в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, старшие инспекторы проводят с лесными инспекторами рейды, как правило, старшие инспекторы не составляют протоколы, в основном протоколы составляют государственные лесные инспекторы, которые являются государственными служащими, при этом старшие инспекторы могут знать о внеплановых и плановых проверках.

Из оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №5, начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства лесного комплекса Иркутской области, следует, что в Иркутской области расположено 37 лесничеств. Также имеется несколько территориальных управлений, в том числе Территориальное Управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, в которое входит три участковых лесничества, а именно Гороховское, Хомутовское и Приморское, в каждом лесничестве есть начальники, заместители и штатные работники. В штате могут быть государственные служащие - государственные лесные инспекторы, а также старшие инспекторы, мастера леса.

Лесничества являются структурными подразделениями Министерства лесного комплекса Иркутской области и обладают правами юридического лица, могут заключать договоры купли-продажи для собственных нужд, должностные лица выявляют нарушения, составляют протоколы административных правонарушений. Их деятельность регламентирована положением о Министерстве лесного комплекса № 155-пп от 27.02.2018 г., положением о территориальном управлении Министерства № 90-мпр от 06.10.2017., внутренними распоряжениями. Лицо, занимающее должность старшего инспектора отдела по лесничеству, трудоустраивается по трудовому договору, заключенному с начальником Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области. Его деятельность регламентирована Трудовым Кодексом РФ, положением о территориальном управлении Министерства лесного комплекса № 90-мпр от 06.10.2017 г. Полномочия старшего инспектора прописаны в его должностной инструкции, которая утверждается начальником Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству. Так, старший инспектор вправе самостоятельно при выявлении административного правонарушения составить протокол об административном правонарушении, поскольку включен в перечень лиц, уполномоченных составлять такие протоколы. Указанный перечень утвержден приказом Министра лесного комплекса Иркутской области № 6-мпр от 20.02.2019 г. При этом выезд старшим инспектором в лес в рамках государственного контроля осуществляется по поручению начальника участкового лесничества либо по поручению начальника лесничества. Т.е. для того, чтобы старшему инспектору выехать в лес ему необходимо служебное задание либо распоряжение начальника лесничества о выезде, о проведении какой-либо проверки. Если осуществляется патрулирование лесного участка, то старшему инспектору необходимо служебное задание, а также старший инспектор участвует в проведении патрулирования лесов по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок совместно с государственным лесным инспектором. Патрулирование осуществляется в установленном порядке, на основании служебного задания, утвержденного начальником лесничества, у старшего инспектора отсутствуют полномочия по самостоятельному инициированию патрулирования. Старший инспектор вправе составлять акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты. Так акт о выявленных нарушениях представляет собой документ, фиксирующий событие нарушения, например, незаконную рубку. К данному акту прилагаются: перечетная ведомость, схема лесного участка, таксационное описание лесного участка, расчет вреда от лесонарушения. Также подготавливается заявление по факту нарушения и данный пакет направляется в правоохранительные органы для принятия правого решения. При этом заявление по факту нарушения подписывает начальник управления или его заместитель, решение о направлении указанного пакета документов для принятия правового решения старшим инспектором не принимается. Если старший инспектор составит протокол об административном правонарушении, то передает его начальнику своего отдела, который в свою очередь передает указанный протокол должностному лицу лесничества, осуществляющему полномочия по государственному контролю, надзору, те собирают материалы и передают начальнику территориального управления, который принимает решение о привлечении к административной ответственности. У старшего инспектора организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия отсутствуют. Тем не менее, он является должностным лицом, поскольку уполномочен составлять акты и протоколы о выявленных нарушениях (том 2 л.д. 27-31).

Из оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №8, начальника отдела по Гороховскому участковому лесничеству Территориального Управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, следует, что в лесничестве имеются следующие должности сотрудников: главные специалисты, инспекторы, старшие специалисты, главные специалисты – эксперты, мастера, консультанты. В Гороховское участковое лесничество входят следующие территории: Никольское Муниципальное образование (далее - МО), Усть-Балейское МО, Оекское МО, Гороховское МО, Ширяевское МО.

Баранов являлся сотрудником <данные изъяты> участкового лесничества, уволился в сентябре 2021 года по собственному желанию. За Барановым С.В. была закреплена территория <адрес>, поскольку он проживает в <адрес>, но документально территории <данные изъяты> участкового лесничества между инспекторами отдела разграничены не были. Взаимодействие с Барановым С.В. осуществлялось посредством телефонной связи, он давал ему устные указания, Баранов С.В. как старший инспектор имел следующие обязанности: проверка выполнения лесохозяйственных мероприятий по государственным заданиям. К лесохозяйственным мероприятиям относится следующее: надзор за посадкой саженцев (лесовосстановление), проверка договорных обязательств арендных отношений, проверка лесосек, отведенных для собственных нужд, проверка отвода лесосек, произведенных лесхозом до 30.06.2021 г. Инициировать патрулирование лесных участков на территории <данные изъяты> участкового лесничества могло территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничества (далее - ТУ). Так, начальник ТУ выносил распоряжение о назначении рейдовых мероприятий, направлялись в лесничества, составлялись патрульные листы, с указанием маршрута и данных сотрудников по территориям. То есть, в распоряжении начальника ТУ были указаны период и территории патрулирования, а в патрульный листе были указаны сотрудники и точный маршрут. В состав патруля обычно входили: водитель, инспекторы и государственный инспектор, последний как старший группы. Когда патрульный лист о рейдовом мероприятии согласовывался начальником ТУ, то указанная информация доводилась до начальников участковых лесничеств, после чего последние уведомляли своих сотрудников, входящих в состав группы по патрулированию. Баранов С.В. мог знать о планируемых рейдах не по территории <адрес>, путем личных отношений между сотрудниками либо увидеть, что кто-то собирается в рейд. Старший инспектор самостоятельно инициировать рейд не имеет права. Если при проведении рейда, патрулирования выявляются признаки уголовного деяния, то сообщается сотрудникам правоохранительных органов, а также собирается материал, который направляется в правоохранительные органы, а именно сведения об ущербе, координаты места, площадь. Если выявляются признаки административного правонарушения, то государственный инспектор, либо инспектор (старший инспектор) составляют протокол об административном правонарушении. Далее материалы дела об административном правонарушении направляются в ТУ для принятия решения. В период, когда он исполнял обязанности начальника <данные изъяты> участкового лесничества, Баранов С.В. не составлял протоколы об административных правонарушениях. За период исполнения им обязанностей начальника <данные изъяты> участкового лесничества, Баранов С.В. выявлял административные правонарушения (том 2 л.д. 39-44).

Свидетель Свидетель №6, начальник Территориального Управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, дала в ходе предварительного следствия аналогичные показания об организации территориальных управлений, лесничеств, штатного состава и полномочий старшего инспектора лесничества, в том числе Баранова С.В., организации работы должностных лиц лесничества (том 2 л.д. 48-53).

Свидетель Свидетель №9 суду подтвердил, что Баранов С.В., числившись с 16.10.2017 г. в должности старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, фактически был наделен полномочиями старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству. Такая ситуация была обусловлена отсутствием свободных ставок в <данные изъяты> лесничестве, поэтому по согласованию с непосредственными руководителями он выполнял обязанности старшего инспектора по <данные изъяты> лесничеству. При этом как старший инспектор он мог выявлять правонарушения на всей территории Иркутского лесничества, в том числе на <данные изъяты> и <данные изъяты> участковых лесничествах, сообщать о выявленных правонарушениях руководству и пресекать их.

Из информации, представленной Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, следует, что Баранов С.В. в 2018 г. составил 2 протокола об административном правонарушении, с 01.01.2020 г. по 10.08.2021г. на территории Иркутского лесничества проведено 464 рейдовых мероприятия, 87 из которых - с участием Баранова С.В.

Согласно определениям и протоколам об административном правонарушении от 07.02.2018 г. и 13.03.2018 г. Баранов С.В., как старший инспектор <данные изъяты> участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, принял решения о возбуждении двух дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8 25 КоАП РФ.

Согласно приказу министра лесного комплекса Иркутской области №6-мпр от 20.02.2019 г. старший инспектор Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области относится к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности (том 2 л.д. 34-38).

В соответствии с распоряжением начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству от 16.10.2017 г. Баранов С.В. считался с 16.10.2017 г. продолжающим работу в должности старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по иркутскому лесничеству (том 2 л.д. 99).

В силу утвержденной 16.10.2017 г. должностной инструкции старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству (том 2 л.д. 102-103) старший инспектор исполняет свои должностные обязанности на лесном участке, расположенном в <данные изъяты> участковом лесничестве, и:

- проверяет совместно с государственными лесными инспекторами соблюдение лесозаготовителями и другими лесопользователями правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами (п. 2.3);

- проводит осмотр незаконных мест рубок, фиксирует количество незаконной срубленной (заготовленной) древесины, готовить первоначальные документы по определению причиненного ущерба (п.2.4),

- проводит проверки по выполнению государственного задания, участвует в приемке выполненных работ по охране и защите леса, рубок ухода, воспроизводству лесов и принимает меры к пресечению выявленных нарушений (п.2.14),

- принимает участие в проведении патрулирования лесов по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок, составляет акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты (п.2.21),

- обеспечивает производство по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в порядке, предусмотренном законодательством (п.2.22).

В соответствии с распоряжением начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству от 08.12.2020 г. Баранов С.В. переведен с 08.12.2020 г. на должности старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по иркутскому лесничеству (том 2 л.д. 100).

В силу утвержденной 08.12.2020 г. должностной инструкции старшего инспектора отдела по <данные изъяты> участковому лесничеству Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству (том 2 л.д. 104-105) старший инспектор исполняет свои должностные обязанности на лесном участке, расположенном в <данные изъяты> участковом лесничестве, и:

- проверяет совместно с государственными лесными инспекторами соблюдение лесозаготовителями и другими лесопользователями правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами (п. 2.3);

- проводит осмотр незаконных мест рубок, фиксирует количество незаконной срубленной (заготовленной) древесины, готовить первоначальные документы по определению причиненного ущерба (п.2.4),

- проводит проверки по выполнению государственного задания, участвует в приемке выполненных работ по охране и защите леса, рубок ухода, воспроизводству лесов и принимает меры к пресечению выявленных нарушений (п.2.14),

- принимает участие в проведении патрулирования лесов по охране лесов от нарушений лесного законодательства и незаконных рубок, составляет акты и протоколы о выявленных нарушениях, административные акты (п.2.21),

- обеспечивает производство по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в порядке, предусмотренном законодательством (п.2.22).

Кроме того, вина Баранова С.В. в получении взятки от Свидетель №3 подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно протоколу явки от 14.08.2021 г. Свидетель №3 сообщил о передаче взятки Баранову С.В. (том 2 л.д. 205-206).

Из протокола осмотра места происшествия с участием Свидетель №3 следует, что был осмотрен лесного участок, <адрес> участкового лесничества, обнаружены следы рубки, пни деревьев породы сосна (том 212-239).

Из акта о лесонарушении № 146, акта расчета вреда, подготовленного начальником Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, схемы, перечетной ведомости, таксационного описания, следует, что в <адрес> участкового лесничества Свидетель №3 произвел незаконную рубку лесных насаждений объемом 51,29 куб.м. Согласно справке в период с 01.01.2019 г. по 16.08.2021 г. договоры купли-продажи лесных насаждений на указанных участках не заключались (том 2 л.д. 1-11).

    Свидетель Свидетель №3 суду показал, подтвердив при этом данные в ходе следствия показания которые были оглашены в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ (том 2 л.д. 14-18), что знаком с Барановым С.В., работавшим ранее в <данные изъяты> участковом лесничестве. В 2020 году он начал заниматься незаконной заготовкой сухостойных деревьев на территории Гороховского участкового лесничества, в связи с этим был привлечен к административной ответственности. После этого он решил договориться с Барановым С.В., предложил ему за денежное вознаграждение разрешить незаконную заготовку сухостойных деревьев на территории <данные изъяты> участкового лесничества, а также предупреждать о планируемых рейдовых мероприятиях, с целью избежать ответственности и уплаты штрафов, изъятия оборудования, транспорта. На его предложение Баранов С.В. согласился, и они совместно согласовали, что за одну машину заготовленных деревьев он будет ему выплачивать 5000 рублей, посредством перевода. Кроме того, Баранов С.В. ему сказал, что он будет его предупреждать о рейдах, проводимых с его участием, что касается рейдов иных сотрудников министерства либо правоохранительных органов, то он ему о них будет сообщать только в случае, если сам узнает об их проведении. Также Баранов С.В. ему пообещал, что не будет сообщать вышестоящему руководству о незаконной заготовке древесины, т.е. не будет составлять уведомления в отношении него и направлять их руководству. Денежные средства Баранову С.В. он переводил со своей личной банковской карты ПАО «<данные изъяты>», кроме того, он помнит, что один или два раза Баранов С.В. брал у него денежные средства в долг, какая была сумма точно пояснить не может, это было примерно с конца 2020 года по март 2021 года. Согласно их договоренности он перевел Баранову С.В. в общем 20000 рублей.

Из протокола выемки следует, что 12.08.2021 г. у Баранова С.В. изъят сотовый телефон марки «Самсунг Гэлэкси А5» (том 2 л.д. 218-221). В дальнейшем такой телефон был осмотрен, согласно протоколу осмотра обнаружены диалоги между Барановым С.В. и Свидетель №3, при этом Баранов С.В. в феврале 2020 г. сообщает, что работает некий ФИО18, который не должен видеть Свидетель №3, также Баранов С.В. Свидетель №3 сообщает об обстановке в лесу (том 3 л.д. 1-26).

Согласно протоколу осмотра от 17.10.2021 г. был осмотрен диск, содержащий полученную в ходе ОРМ информацию от банков (том 3 л.д. 38-56). Такие результаты ОРМ представлены на основании постановления от 09.09.2021 г. (том 3 л.д. 30-31), установлено, что были осмотрены детализации движения денежных средств по счетам Свидетель №3, Баранова С.В. Обнаружено, что на имя Баранова С.В. в отделении ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, открыт счет , с банковской картой . На имя Свидетель №3 в ПАО «<данные изъяты>» открыт счет (номер карты ). Согласно движению денежных средств на счетах Свидетель №3 и ФИО1, 04.02.2020 г., 06.02.2020 г., 12.03.2020 г., 20.03.2020 г. со счета Свидетель №3 перечислено на банковскую карту Баранова С.В., каждый раз по 5000 рублей.

Кроме того, вина Баранова С.В. в получении взятки от Свидетель №4 подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Свидетель №4 также 12.08.2021 г. обратился с явкой с повинной, указав, что передал взятку Баранову С.В. (том 1 л.д. 169).

Согласно оглашенным показаниям свидетеля Свидетель №4 Баранов С.В. ему знаком как сотрудник Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области. Примерно в 2020 году он решил зарабатывать путем подбора валежника и дальнейшей его реализации населению. С этой целью решил обратиться к Баранову С.В. с просьбой сообщать ему за денежное вознаграждение о проведении сотрудниками Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области о рейдовых мероприятий на поднадзорной ему территории, то есть, на территории Гороховского участкового лесничества. Они определили сумму, которую он должен был передать Баранову С.В. за эту услугу - 45 000 рублей, которые он должен был передать частями по мере получения денег от реализации подобранной им древесины. Баранов С.В. сообщал ему о датах «безопасных» поездок в лес для подбора сухой древесины. Таким образом, за 2020 год он примерно девять раз осуществил незаконную заготовку древесины без соответствующих разрешительных документов на территории <данные изъяты> участкового лесничества. Согласно договоренности с Барановым С.В. он 14.01.2020 г. перевел на банковскую карту Баранова С.В. 30000 рублей, 08.09.2020 г. - 15000 рублей, за то, что осуществил на территории <данные изъяты> участкового лесничества незаконную заготовку древесины без соответствующих разрешительных документов, поскольку Баранов С.В. сообщал ему о том, что возможно ли осуществить безопасный выезд в лес в определенную дату, а также за то, что Баранов С.В. не проводил проверки по осуществлению незаконной заготовки лесных насаждений в отношении его, не привлекал его к административной ответственности за совершение незаконной заготовки древесины, сообщал ему о совершаемых им и другими сотрудниками лесничества рейдовых мероприятиях на территории участковых лесничеств (том 1 л.д. 190-193).

Из протокола выемки следует, что 12.08.2021 г. у Баранова С.В. изъят сотовый телефон марки «Самсунг Гэлэкси А5» (том 2 л.д. 218-221). В дальнейшем такой телефон был осмотрен, согласно протоколу осмотра обнаружены соединения с абонентским номером принадлежащим Свидетель №4, а также диалоги с ним, в том числе в июле 2020 г. на вопрос Свидетель №4 Баранов С.В. сообщает, что по лесу организованы дежурства (том 3 л.д. 1-26).

Согласно протоколу осмотра от 17.10.2021 г. был осмотрен диск, содержащий полученную в ходе ОРМ информацию от банков (том 3 л.д. 38-56). Такие результаты ОРМ представлены на основании постановления от 09.09.2021 г. (том 3 л.д. 30-31), установлено, что были осмотрены детализации движения денежных средств по счетам Свидетель №4, Баранова С.В. Обнаружено, что на имя Баранова С.В. в отделении ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, открыт счет , с банковской картой . На имя Свидетель №4 в ПАО «<данные изъяты>» открыт счет (номер карты ). Согласно движению денежных средств на счете Свидетель №4 14.01.2020 г. с этого счета перечислено на банковскую карту , принадлежащую Баранову С.В., - 30000 рублей, а 08.09.2020 г. – 15000 рублей.

Кроме того, вина Баранова С.В. в получении взятки от Свидетель №1 подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно явке с повинной Свидетель №1 12.08.2021 г. сообщил о даче взятки Баранову С.В. (том 1 л.д. 90-91).

Из заявления начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству Свидетель №6 от 16.08.2021 г. следует, что в <адрес> <данные изъяты> участкового лесничества (технический участок №2) обнаружена незаконная рубка деревьев породы сосна в объеме 26,2 куб.м. (том 1 л.д. 110). Об это составлен 14.08.2021 г. акт о лесонарушении №145 (том 1 л.д. 111-113). Установлено, что рубку осуществил Свидетель №1 Аналогичные сведения содержатся в расчете ущерба и перечетной ведомости (том 1 л.д. 116, 118). Согласно справке в период с 01.01.2019 г. по 16.08.2021 г. договоры купли-продажи лесных насаждений на указанном участке не заключались (том 1 л.д. 120).

Из протокола осмотра места происшествия с участием Свидетель №1 следует, что был осмотрен лесной участок в квартале 34, выдел 7, Гороховского участкового лесничества, обнаружены следы рубки, пни деревьев породы сосна (том 1 л.д. 128-137).

Согласно оглашенным показаниям свидетеля Свидетель №1 Баранова С.В. он знает, в 2020 г. в ходе встречи они договорились, что за каждую машину (автомобиль ГАЗ 53, кубов 5-6) незаконно заготовленной древесины он будет платить Баранову С.В. За такое денежное вознаграждение Баранов С.В. обещал, что будет сообщать безопасно ли ему работать в лесу без соответствующих разрешительных документов, не ловить его на местах совершения незаконных рубок, а также сообщать ему о совершаемых им рейдовых мероприятиях. Что касается рейдовых мероприятий, проводимых с участием иных сотрудников лесничества, министерства либо правоохранительных органов, то Баранов С.В. ему сказал, что если его поймают, то он ему помочь не сможет, но если вдруг он узнает, то он ему скажет, если поедут иные сотрудники. Он платил Баранову С.В. для того, чтобы он его информировал о рейдах на территории Гороховского участкового лесничества, проводимых с его участием, и разрешил ему незаконную заготовку сухостойной древесины, т.е. не сообщал вышестоящему руководству о его незаконных заготовках. Связь поддерживали посредством мессенджера «Вотсап»: он должен был перед тем, как планирует выезжать в лесной массив с целью совершения незаконных рубок лесных насаждений, писать Баранову С.В. о намерениях, а тот в ответ писал возможен ли выезд или нет. Так, примерно зимой 2020 года, точные даты он не помнит, он решил поехать собирать сырую, стоячую и поваленную древесину на территории <адрес> (<данные изъяты> участкового лесничества) на автомобиле ГАЗ 53. Сырую стоячую и поваленную древесину он собирал только один раз, после он собирал только сухостойную древесину. О том, что он собрал именную сырую древесину он Баранову С.В. не сообщал. Перед каждой поездкой, он сообщал Баранову С.В., в приложении «Вотсап» о своих планах. На, что Баранов С.В. в ходе разговора сообщал, что в указанную им дату выезд возможен. После чего, он ездил в лесные массивы, расположенные на территории <данные изъяты> участкового лесничества и собирал одну машину древесины, привозил на пилораму. В последующем, как и договаривались ранее с Барановым С.В., он отправил 06.03.2020 г. Баранову С.В. путем банковского перевода денежные средства в размере 20000 рублей, таким образом, он перевел Баранову С.В. деньги за четыре выезда. Также 25.01.2021 г. он перевел Баранову С.В. 5000 рублей, Кроме того, в июле 2021 года, он вновь решил начать собирать сухую, поваленную древесину на территории <данные изъяты> участкового лесничества, и каждый раз спрашивал у Баранова С.В. о возможности заготовки древесины, на что Баранов С.В. указывал, что выезд возможен и безопасен. За то, что он насобирал в общем четыре машины сухой, поваленной древесины он передал лично в руки Баранову С.В. денежные средства в размере 20 000 рублей возле его дома, расположенного в <адрес>. В общем за то, что Баранов С.В. информировал его о возможности совершения незаконной заготовки древесины на территории <данные изъяты> участкового лесничества, и разрешал указанную заготовку, т.е. не предпринимал никаких действий по задержанию его в лесном массиве на местах совершения незаконных рубок, а также за то, что он сообщал ему о проводимых рейдовых мероприятиях с его участием, он передал Баранову С.В. денежные средства в размере 45 000 рублей (том 1 л.д. 156-160).

Из протокола выемки следует, что 12.08.2021 г. у Баранова С.В. изъят сотовый телефон марки «Самсунг Гэлэкси А5» (том 2 л.д. 218-221). В дальнейшем такой телефон был осмотрен, согласно протоколу осмотра (том 3 л.д. 1-26) обнаружен контакт под именем «<данные изъяты>», абонентского номера <данные изъяты> принадлежащий Свидетель №1, с таким номером имеются телефонные соединения 06 и 09 августа 2021 г., в папке сообщений от этого абонента имеется сообщение, датированное 08.06.2021 г., в том числе с содержанием «<данные изъяты>», ответ от Баранова С.В.: «<данные изъяты>». Также в приложении «Вотсап» обнаружены диалоги с этим абонентом. За январь, февраль, март 2020 г., январь, февраль, март, июль 2021 г. с вопросами от Свидетель №1 к ФИО1, куда он собирается, с просьбой сообщать об изменениях, характере обстановки.

Согласно протоколу осмотра от 17.10.2021 г. был осмотрен диск, содержащий полученную в ходе ОРМ информацию от банков (том 3 л.д. 38-56). Такие результаты ОРМ представлены на основании постановления от 09.09.2021 г. (том 3 л.д. 30-31), установлено, что были осмотрены детализации движения денежных средств по счетам Свидетель №1, Баранова С.В. Обнаружено, что на имя Баранова С.В. в отделении №<данные изъяты> ПАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, открыт счет , с банковской картой .

На имя Свидетель №1 в ПАО «<данные изъяты>» открыт счет (норме карты ). Согласно движению денежных средств на счете Свидетель №1 06.03.2020 г. с этого счета перечислено на банковскую карту Баранова С.В. (, банковский счет ) 20000 рублей, 25.01.2021 г. – 5000 рублей.

Осмотренный диск признан вещественным доказательством, приобщен к материалам дела в качестве такового (том 3 л.д. 57).

Кроме того, вина Баранова С.В. в получении взятки от Свидетель №2 подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из трех протоколов явки с повинной следует, что 11.08.2021 г. ФИО1 сообщил о получении взятки в виде трех сумм по 30 000 рублей от Свидетель №2 (том 1 л.д. 33-34, 46-47, 53-54).

В свою очередь Свидетель №2 также обратился с явкой, указав, что передал взятку ФИО1 (том 1 л.д. 57-59).

Согласно оглашенным показаниям свидетеля Свидетель №2 Баранов С.В. ему знаком как сотрудник Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству. Познакомились они с Барановым С.В. зимой, примерно в феврале 2021 года, когда он находился в лесу и занимался подбором валежника. Баранов С.В. выявил в его действиях административное правонарушение и между ними завязался разговор, в ходе которого он, объясняя свои действия, сообщил Баранову С.В. о том, что занимается подбором валежника ввиду своего тяжелого материального положения в семье. Баранов С.В. сказал, что его действия незаконны и если он будет собирать валежник, то совершит административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. Он послушал Баранова С.В. и прекратил свои действия. В следующий раз он встретился с Барановым С.В. в конце марта 2021 г., при аналогичных обстоятельствах в лесном массиве в районе <адрес>, когда он заготавливал дрова. В ходе беседы с Барановым С.В. он предложил последнему, что Баранов С.В. будет сообщать ему о том, безопасно ли работать в лесу на подборе сухой древесины без соответствующих разрешительных документов, в свою очередь, он пообещал Баранову С.В., что за одну вывезенную им машину подобранной древесины, он будет передавать денежные средства в размере 30 000 рублей, на что Баранов С.В. согласился. Так, договорившись с Барановым С.В., он поехал собирать сухую, поваленную древесину в 20-тых числах апреля 2021 года. Перед поездкой он сообщил Баранову С.В. о своих планах. На что Баранов С.В. сообщил ближайшую дату, когда ему можно будет поехать в лес, при этом пояснив, что лесников в указанную дату и время не будет. После чего в названную Барановым С.В. дату он поехал в лесной массив, расположенный на территории Гороховского участкового лесничества, и насобирал машину сухой древесины, которую в последующем продал за 80 000 рублей, из которых 30 000 рублей, как и договаривались ранее с Барановым С.В., отправил ему, путем совершения банковского перевода. Он не мог перевести деньги Баранову С.В. с личной карты, а обратился к своему знакомому по имени <данные изъяты>, которому отдал наличные денежные средства в сумме 30 000 рублей и назвал ему абонентский номер телефона Баранова С.В. - <данные изъяты> к которому привязана его банковская карта со счетом в банке «<данные изъяты>». <данные изъяты> перевел их Баранову С.В. Следующий раз он позвонил Баранову С.В. примерно через месяц, то есть в 20-х числах мая 2021 года, точную дату, не помнит, и при подобных вышеуказанным обстоятельствам так же осуществил сбор валежника по предварительному согласованию с Барановым С.В. За данную информацию он также перевел Баранову С.В. денежные средства в сумме 30 000 рублей при помощи банковской карты <данные изъяты>. В следующий раз он позвонил Баранову С.В. примерно спустя два месяца, то есть примерно во второй декаде июля 2021 года и при аналогичных обстоятельствах осуществил сбор валежника по предварительному согласованию с Барановым С.В. За данную информацию он также перевел Баранову С.В. денежные средства в сумме 30 000 рублей при помощи банковской карты <данные изъяты>. В общей сумме в период с апреля 2021 года по июль 2021 года он перевел Баранову С.В. согласно ранее достигнутой между ними договоренности денежные средства в сумме 90 000 рублей (том 1 л.д. 60-65).

Из оглашенных показаний свидетеля ФИО7 следует, что Баранов С.В. ему лично не знаком. Свидетель №2 знаком. Примерно в апреле, мае и июле 2021 года Свидетель №2 обращался к нему с просьбой перевести денежные средства в общей сумме 90 000 рублей, тремя равными платежами по 30 000 рублей, с его банковской карты «Сбербанк России», которая была привязана к его абонентскому номеру телефона <данные изъяты> на банковскую карту, которая привязана к абонентскому номеру телефона <данные изъяты>, владельцем которой является <данные изъяты> Б. Зачем и кому переводил Свидетель №2 денежные средства, ему неизвестно (том 1 л.д. 73-76).

Из протокола выемки следует, что 12.08.2021 г. у Баранова С.В. изъят сотовый телефон марки «Самсунг Гэлэкси А5» (том 2 л.д. 218-221). В дальнейшем такой телефон был осмотрен, согласно протоколу осмотра (том 3 л.д. 1-26) обнаружена переписка и соединения с абонентским номером Свидетель №2<данные изъяты> в мае – августе 2021 г.

Согласно протоколу осмотра от 17.10.2021 г. был осмотрен диск, содержащий полученную в ходе ОРМ информацию от банков (том 3 л.д. 38-56). Такие результаты ОРМ представлены на основании постановления от 09.09.2021 г. (том 3 л.д. 30-31), установлено, что были осмотрены детализации движения денежных средств по счетам ФИО7, Баранова С.В. Установлено, что на банковский счет Баранова С.В. с банковской карты , открытой на имя ФИО7 23.04.2021 г. поступили 30 000 рублей, 21.05.2021 г. поступили 30000 рублей, 25.07.2021 г. поступили 30000 рублей.

Осмотренный диск признан вещественным доказательством, приобщен к материалам дела в качестве такового (том 3 л.д. 57).

Оценивая приведенные выше доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку они получены в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, последовательны и не противоречивы, а в совокупности достаточны для разрешения уголовного дела по существу.

Показания свидетелей об известных им обстоятельствах суд также признает достоверными, объективными и последовательными, согласующимися как между собой, так и с иными доказательствами.

Таким образом, оценив все приведенные выше доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, найдя их относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела по существу, суд приходит к выводу о виновности Баранова С.В. в совершении преступлений при указанных выше обстоятельствах.

Действия Баранова С.В. по каждому факту получения взятки от Свидетель №3, Свидетель №4, Свидетель №1 и Свидетель №2 суд квалифицирует как преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 290 УК РФ. То есть, как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконные действия и попустительство по службе в пользу взяткодателей. Установлено, что Баранов С.В. в период инкриминируемых ему деяний последовательно являлся старшим инспектором отдела по <данные изъяты>, а затем <данные изъяты> участковым лесничествам Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, и поскольку был наделен полномочиями согласно Приказа министра лесного комплекса Иркутской области от 20.08.2019 г. №6-мпр составлять протоколы об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности, то, как должностное лицо Министерства лесного комплекса Иркутской области, являлся лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, наделенным в установленном порядке принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Являясь представителем власти, осведомленный о том, что взяткодатели Свидетель №3, Свидетель №4, Свидетель №1 и Свидетель №2 осуществляли на территории Иркутского лесничества незаконные рубки, то есть, совершали административные правонарушения, Баранов С.В. совершал в их пользу и в их интересах незаконные действия и попустительствовал по службе, сообщая о планируемых проверках и рейдовых мероприятиях, а также укрывал такие правонарушения, то есть совершал действия, которые не должен был совершать ни при каких обстоятельствах.

Согласно справке врача-психиатра Баранов С.В. на <данные изъяты> У суда не имеется оснований сомневаться в психическом состоянии подсудимого, поэтому суд приходит к выводу, что Баранов С.В. вменяем по отношению к инкриминируемым ему деяниям и способен в силу ст. 19 УК РФ нести уголовную ответственность за них.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Все совершенные Барановым С.В. преступления относятся к категории тяжких преступлений.

В соответствии с п.п. «г» и «и» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ в качестве обстоятельств, смягчающих наказание за каждое преступление, суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном, способствование расследованию преступления, наличие малолетнего ребенка.

Кроме того, в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ по эпизоду получения взятки от Свидетель №2 суд признает смягчающим обстоятельством явку с повинной.

Обстоятельств, отягчающих наказание по каждому преступлению, не установлено.

С учетом наличия смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, наказание Баранову С.В. за каждое преступление должно быть назначено с учетом положений ч. 1 ст. 62 УК РФ. Принимая во внимание совокупность смягчающих наказание обстоятельств, суд не усматривает оснований к назначению наказания в максимальном размере, с учетом ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 62 УК РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления и ролью виновного в его совершении, в силу которых суд может применить требования ст. 64 УК РФ, не имеется. Оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ суд не усматривает.

Обсуждая вопрос о виде и размере наказания, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности наказания содеянному, учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, личность подсудимого, суд полагает, что наказание за каждое преступление Баранову С.В. должно быть назначено только в виде лишения свободы на определенный срок. Иное наказание, из числа предусмотренных санкцией указанной статьи, по мнению суда, не будет способствовать достижению целей уголовного наказания, предусмотренных ст. 43 УК РФ, поскольку Баранов С.В. совершил преступления, посягающие на основы государственной власти, нарушающим нормальную управленческую деятельность государственных органов, подрывающим их авторитет, деформирующим правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.

Дополнительное наказание в виде штрафа за каждое преступление суд полагает возможным не назначать. При этом суд признает невозможным сохранение за Барановым С.В. права занимать должности в государственных органах власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также с осуществлением организационно-распорядительных и административно хозяйственных функций, поэтому руководствуясь ч. 3 ст. 47 УК РФ, суд полагает необходимым назначить Баранову С.В. за каждое преступление дополнительное наказание в виде лишения права занимать указанные должности.

Вместе с тем, принимая во внимание сведения о личности подсудимого, социально адаптированного, имеющего постоянное место жительства положительно характеризующегося, его имущественное и семейное положение, наличие на иждивении ребенка и престарелой матери, суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае достижение целей уголовного наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений возможно без изоляции Баранова С.В. от общества, в связи с чем, наказание ему может быть назначено с применением требований ст. 73 УК РФ - условно, с установлением испытательного срока и возложением обязанностей, которые будут способствовать исправлению и перевоспитанию осужденного.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Баранова С.В. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290 УК РФ, и назначить ему наказание:

- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки от Свидетель №3) в виде лишения свободы сроком 3 год 6 месяцев, с лишением права занимать должности в государственных органах власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также с осуществлением организационно-распорядительных и административно хозяйственных функций на срок 3 года,

- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки от Свидетель №4) в виде лишения свободы сроком 4 года, с лишением права занимать должности в государственных органах власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также с осуществлением организационно-распорядительных и административно хозяйственных функций на срок 3 года,

- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки от Свидетель №1) в виде лишения свободы сроком 4 года, с лишением права занимать должности в государственных органах власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также с осуществлением организационно-распорядительных и административно хозяйственных функций на срок 3 года,

- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки от Свидетель №2) в виде лишения свободы сроком 4 год 2 месяца, с лишением права занимать должности в государственных органах власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также с осуществлением организационно-распорядительных и административно хозяйственных функций на срок 3 года.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний назначить Баранову С.В. окончательное наказание в виде лишения свободы сроком 5 лет с лишением права занимать должности в государственных органах власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также с осуществлением организационно-распорядительных и административно хозяйственных функций на срок 5 лет.

В силу ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком 5 лет.

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на осужденного Баранова С.В. обязанности: встать на учет по месту жительства в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного; не менять постоянного места жительства без предварительного уведомления такого органа; регулярно, не реже одного раза в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменений, по вступлении приговора в законную силу – отменить.

По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства: сотовый телефон «Самсунг Гэлэкси А5», изъятый у Баранова С.В. вернуть Баранову С.В., диск №163 хранить при деле в течение всего срока хранения дела.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе участвовать при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Ходатайство об участии при рассмотрении апелляционной жалобы должно быть указано в жалобе.

Председательствующий:              С.В. Почепова

1-197/2022

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Другие
Зотт Данил Игоревич
Баранов Сергей Викторович
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Почепова Светлана Владимировна
Статьи

ст.290 ч.3

ст.290 ч.3 УК РФ

Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация поступившего в суд дела
10.03.2022Передача материалов дела судье
04.04.2022Решение в отношении поступившего уголовного дела
14.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Приговор)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее