Дело 12-5/2022
РЕШЕНИЕ
07 апреля 2022 года с. Тоора-Хем
Судья Тоджинского районного суда Республики Тыва Тугур-оол Ч. Б., рассмотрев апелляционную жалобу защитника Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва Монгуша Т. М. на постановление мирового судьи судебного участка Тоджинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица - Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка Тоджинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, защитник Администрации Монгуш Т. М. подал жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Администрацией района в 2021 году заключались гражданско-правовые договоры о выполнении работ по содержанию дорожной инфраструктуры муниципального района, в том числе территорий сельских поселений. Сторонами договоров обязательства исполнены в полном объёме. В частности ДД.ММ.ГГГГ заключен договор оказания услуг № о разработке схемы дислокации дорожных знаков с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва. Обязательства по данному договору также исполнены в полном объёме, схемы дислокации дорожных знаков находятся на стадии исполнения с органами Госавтоинспекции. Так, Администрацией дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществлялась и осуществляется в полном объёме в соответствии с действующим законодательством и в меру финансового и имущественного положения. На момент рассмотрения дела у мирового судьи не все документы и доказательства были представлены. Привлечение к административной ответственности Администрации неправомерно, собранные по делу доказательства недостаточны и не отражают в полной мере действия или бездействие юридического лица в сфере дорожной деятельности на территории муниципального района. Основания для привлечения к административной ответственности в данном случае малозначительны, Администрацией предпринимались действия по ведению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе и до проверки состояния дорожной инфраструктуры государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Кызылский».
В судебное заседание государственный инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Кызылский», законный представитель и защитник Администрации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявили, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено без их участия.
Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с положениями ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании положений ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (ст. 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
На основании положений ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Из материалов дела видно следующее.
Государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Кызылский» в рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения ДД.ММ.ГГГГ проверены дорожная инфраструктура, дорожная деятельность Администрации в отношении автомобильных дорог местного значения, проведено обследование улично-дорожной сети с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва.
В результате проверки выявлены следующие недостатки в содержании улично-дорожной сети:
- на автомобильных дорогах по улице Школьная напротив МБДОУ «Ромашка», по улице Комсомольская напротив ЦДТ «Олчей удазыны», по улице Агбаан напротив МБОУ Тоора-Хемская СОШ, по улице Советская напротив МБДОУ «Ромашка», по улице Советская напротив МБОУ Тоора-Хемская СОШ, по улице Октябрьская напротив начальной школы с. Тоора-Хем, улице Такпажык напротив МБДОУ «Солнышко», возле площадки по улице Такпажык с. Тоора-Хем отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.19.(2) «Пешеходный переход» в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019;
- на пересечениях улиц Охотничья - Агбаан, Охотничья - Первомайская, Охотничья -Рабочая, Рабочая - Молодежная, Рабочая - пер. Лесной, Рабочая - Гагарина, Рабочая -Дружба, Таежная - Гагарина, Таежная - пер. Лесной, Таежная - Молодежная, Охотничья -Бухтуева, Октябрьская - Дружба, Дружба - Агбаан, Енисейская - Школьная, Енисейская -Проточная с. Тоора-Хем отсутствует знак приоритета 2.4 «Уступите дорогу» и знак 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований раздела 5 ГОСТ Р 52289-2019;
- на пересечении улиц Охотничья - Октябрьская отсутствует знак приоритета 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019;
- на автомобильной дороге по улице Октябрьская около домов № 20 и № 22 отсутствуют дорожные знаки 5.29 «Зона регулируемой стоянки» и 8.17 «Инвалиды» в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019;
- на всей протяженности автомобильной дороги по улицам Школьная, Советская, Комсомольская, Первомайская, переулок Лесной, Такпажык, Оолак, Чургуй-оола, Проточная, Воронкова, уличное (наружное) стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- на автомобильной дороге по улицам Октябрьская, Рабочая, Таёжная, Агбаан, Бухтуева, Молодёжная, Дружба, Енисейская, Охотничья местами отсутствует уличное (наружное) стационарное электрическое освещение в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007.
28 октября 2021 года по факту перечисленных нарушений государственным инспектором безопасности дорожного движения БДД ГИБДД МО МВД РФ «Кызылский» Донгаком Х.К. в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Составляя протокол об административном правонарушении в отношении Администрации государственный инспектор сослался на п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52289-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», согласно которому дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с п. 4.3 ГОСТа Р 52289-2019 знаки и светофоры (условные обозначения - по таблице А.1 приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (наружной рекламой, средствами ее размещения, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), другими знаками и (или) светофорами, иными элементами обустройства, обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
А также п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 гласит, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176.
Согласно п. 6 ст. 29 Устава муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва», к полномочиям Администрации относится в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, выявленные выше нарушения имели место на момент проверки, то есть ДД.ММ.ГГГГ, то есть Администрация, будучи юридическим лицом – органом местного самоуправления муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва», допускала бездействие в виде несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте, содержании дорог и иных дорожных сооружений, непринятию мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех. Отсутствие дорожных знаков на большинстве улиц с. Тоора-Хем, отсутствие стационарного электрического освещения дорог с. Тоора-Хем безусловно угрожает участникам дорожного движения в той или иной ситуации, в частности в случае, когда отсутствуют дорожные знаки «главная дорога», «пешеходный переход», или в тёмное время суток, что в должной мере не создаёт безопасность дорожного движения в целом на территории с. Тоора-Хем – районного центра Тоджинского района Республики Тыва. В связи с этим доводы жалобы о малозначительности правонарушения суд считает несостоятельными.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приложенные Администрацией копии гражданско-правовых договоров и актов подтверждают лишь тот факт, что заключенные и исполненные договоры касались лишь профилирования и грейдерования (выравнивание) дорог с. Тоора-Хем, а также межселенных дорог между сёлами Адыр-Кежиг – Тоора-Хем, Ий – Тоора-Хем, а не дорожных знаков и дорожного освещения.
Доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения дела у мирового судьи не все документы и доказательства были представлены, привлечение к административной ответственности Администрации неправомерно, собранные по делу доказательства недостаточны и не отражают в полной мере действия или бездействие Администрации в сфере дорожной деятельности на территории муниципального района, суд считает несостоятельными на основании изложенного выше.
При этом Администрации назначено наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ. Так, мировым судьёй правильно применены положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть административный штраф обоснованно назначен в размере половины минимального размера штрафа для юридических лиц – 100 000 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности вынесенного постановления мирового судьи и обосновано признал в действиях Администрации виновное бездействие в выполнении выявленных недостатков.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке установленных мировым судом обстоятельств.
При рассмотрении дела мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость в соответствии со статьями 24.1 и 26.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиям КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не выявлено. Выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства об административных правонарушениях, и при таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда является законным и обоснованным, а жалоба несостоятельной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.34 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░-░░░