ДЕЛО № 2-105/2021
УИД: 44RS0014-01-2021-000096-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Островское 01 июня 2021 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Масловой О.В.,
с участием: прокурора Островского района Костромской области Краснова А.В.,
представителя ответчика - главы администрации Островского (центрального) сельского поселения) Островского муниципального района Костромской области Воскресенского А.Р.,
при секретаре Пронозиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Островского района Костромской области к администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 31 декабря 2021 года принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного объекта - наружную канализацию по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного объекта недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Островского района Костромской области обратился в Островский районный суд Костромской области с исковым заявлением к администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 31 декабря 2021 года принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного объекта - наружную канализацию по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5. и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного объекта недвижимого имущества.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Островского района Костромской области проверки установлено, что на территории Островского (центрального) сельского поселения расположен объект, являющийся бесхозяйным - наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5. Объект не поставлен на учет в органах Росреестра в качестве бесхозяйного.
Постановлением администрации Островского муниципального района, реализующей на территории Островского района полномочия в сфере ЖКХ, от 01.02.2018 года № 47 наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 передана в эксплуатацию в качестве бесхозяйного МУП Островского муниципального района «Тепловик», поскольку с помощью данного объекта инженерной инфраструктуры обеспечивается водоотведение.
Полномочия по обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - наружной канализации по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 - должны реализовываться администрацией Островского (центрального) сельского поселения, на территории которого находится данный объект.
Поскольку вышеуказанный объект является бесхозяйным, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие собственника, который следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния данного сооружения, прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обращается в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на положения ст. 225, ст. 130, ст. 125 Гражданского кодека РФ, п. 10 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В судебном заседании прокурор Островского района Костромской области Краснов А.В. исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске. Отсутствие собственника объекта недвижимости, указанного в иске, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния данного сооружения.
Участвующая в ходе рассмотрения дела помощник прокурора Островского района Ивкова А.В. суду поясняла, что наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 имеет статус бесхозяйного объекта, к общедомовому имуществу собственников помещений многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова п. Островское не относится. Согласно представленным сведениям Управления Росреестра по Костромской области межевание земельного участка с кадастровым №, на котором расположен многоквартирный дом, проведено, однако, фактически на местности границы земельного участка не определены. Факт нахождения канализационных сетей в границах данного земельного участка не установлен. Установлено, что ни собственниками помещений, ни органами власти состав общего имущества по многоквартирному дому №5 по ул. Шолохова п. Островское не определен. Кроме того, собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании 09.03.2021 года принято решение об отказе в принятии наружной канализации и выгреба в общедомовую собственность. Согласно п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общедомового имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. В силу пунктов 3,4 Правил при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре. Установленные обстоятельства не позволяют отнести канализационные сети, идущие от стены многоквартирного дома, в состав общедомового имущества. Согласно акту обследования наружной канализации многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова п. Островское от 14.05.2021 года наружная система канализации представляет собой канализационную сеть для отвода стоков из много квартирного дома протяженностью 60 метров, включает два смотровых канализационных колодца и водонепроницаемый местный выгреб для сбора канализационных стоков, соединенных между собой канализационными трубами. Выяснить, находятся ли канализационные трубы в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не представилось возможным. Наружная канализация находится за пределами внешних границ стен многоквартирного дома. Результаты обследования наружной канализации не позволяют сделать вывод о включении наружной канализации в состав общедомового имущества многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова п. Островское. Факт отсутствия эксплуатации канализационных сетей гарантирующей организацией района в сфере водоснабжения и водоотведения - МУП «Тепловик» не влияет на наличие статуса бесхозяйного имущества. Канализационные сети на балансе ни у одного из юридических лиц не состоят, никем не обслуживаются, в том числе собственниками помещений многоквартирного дома. Собственники помещений многоквартирного дома с МУП «Тепловик» заключают лишь договоры на вывоз ЖБО из выгреба, к которому ведут канализационные сети из дома. Наружная канализация никем не обслуживается и не ремонтируется, не включена в реестр муниципальной собственности, информация о правах на нее в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. Отсутствие собственника данного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости влечет несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации канализационных сетей и не исключает возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, приводит к ненадлежащему содержанию имущества.
Представитель ответчика - глава Островского (центрального) сельского поселения Воскресенский А.Р. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суду пояснил, что канализация и выгреб по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 относится к виду «местная канализация», которая представляет собой внутреннюю, наружную канализацию и железобетонный выгреб, построенные одновременно с многоквартирным домом. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, канализационные сети до выгреба и выгреб относятся к общедомовому имуществу и должны содержаться и обслуживаться собственниками многоквартирного дома на основании заключённых договоров. Учитывая, что наружная канализация относится к общедомовому имуществу, требования прокурора необоснованны. Несмотря на то, что постановлением администрации Островского муниципального района от 01.02.2018 года № 47 наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, передана в эксплуатацию в качестве бесхозяйного МУП Островского муниципального района «Тепловик», МУП «Тепловик» не оказывает услуги по водоотведению собственникам дома, данный объект не имеет признаков бесхозяйного объекта.
Третье лицо - администрация Островского муниципального района о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, глава администрации Островского муниципального района Плуталов С.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Ранее участвуя в судебном заседании, представитель администрации Островского муниципального района Соколова Т.П. полагала, что требования прокурора необоснованны. Суду поясняла, что, несмотря на то, что постановлением администрации Островского муниципального района от 01.02.2018 года № наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 передана в эксплуатацию в качестве бесхозяйного МУП Островского муниципального района «Тепловик», обследование системы канализации не проводилось, МУП «Тепловик» не оказывает услуги по водоотведению собственникам дома, данный объект не имеет признаков бесхозяйного объекта. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе признать систему наружной канализации и выгреб в общедомовую собственность, в связи с чем ответчиком организовано проведение общего собрания собственников квартир на март 2021 года.
Определением суда от 26.02.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП Островского муниципального района «Тепловик».
Третье лицо - муниципальное унитарное предприятие Островского муниципального района «Тепловик» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, директор МУП «Тепловик» Менухова Г.Б. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП «Тепловик». Исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в ответе на запрос суда (исх. № от 17.02.2021 г.).
Участвуя ранее в судебном заседании, представитель третьего лица МУП «Тепловик» Пономарева И.Я., действующая на основании доверенности, поддержала позицию, изложенную в ответе на запрос суда от 17.02.2021 г. Суду пояснила, что 20.04.2021г. директором МУП «Тепловик» ФИО7 мастером по водоснабжению ФИО11. совместно с представителем администрации Островского муниципального района - главным специалистом ФИО12 произведено измерение наружных канализационных сетей у многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова п. Островское. В результате измерений выявлено, что протяженность наружных канализационных сетей составляет 68 метров, общая длина канализационных сетей, согласно данным БТИ, составляет 179,9 м., т.е. можно сделать вывод о том, что наружная канализация является общедомовым имуществом. Постановлением главы Островского муниципального района от 08.04.2021г. № внесены изменения в постановление администрации Островского муниципального района от 01.02.2018г. №. В измененном Перечне наружные канализационные сети, расположенные по адресу: п. Островское, ул. Шолохова, д.5 не значатся, МУП «Тепловик» в качестве бесхозяйных они не передавались. Состоят ли данные сети на балансе какой-либо организации, пояснить не может. МУП «Тепловик» занимается только вывозом ЖБО по данному адресу. Факт наличия или отсутствия спорных сетей в постановлении главы Островского муниципального района от 08.04.2021г. № «О внесении изменений в постановление администрации Островского муниципального района Костромской области от 01.02.2018г. №» не влияет на их статус бесхозяйного объекта.
Из ответа МУП «Тепловик» от 17.02.2021 г. на запрос суда следует, что наружные канализационные сети по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 обслуживают один многоквартирный дом, не подключены к центральным сетям водоотведения, отвод сточных вод осуществляется в выгреб. Жители МКД №5 по ул. Шолохова ежегодно заключают договор на вывоз ЖБО из выгреба. В стоимость вывоза ЖБО входит: подъезд к выгребу автомашины, закачивание стоков, перевозка стоков на очистные сооружения, слив для очистки. Плату за содержание канализационных сетей выгреба МУП «Тепловик» не взимает и канализационные сети не эксплуатирует, ремонты на сетях не проводит, тариф на обслуживание канализационных сетей не устанавливался, договоры не заключались. Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственниками квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры. Установление границ эксплуатационной ответственности канализационных сетей за пределами МКД возможно только при условии, что спорный участок предназначен для обслуживания одного дома (ФИО9) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, №). В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечивается водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством ( в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ). Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021) определено понятие «водоотведение» - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; «Канализационная сеть» - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. МУП «Тепловик» возражает против принятия наружных сетей канализации администрацией Островского (центрального) сельского поселения, полагает, что наружные канализационные сети входят в состав общедомового имущества и должны обслуживаться собственниками квартир МКД. Согласно п. «д» Правил содержания общедомового имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 29.06.2020), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Согласно п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д1» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно -услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом Постановлением администрации Островского муниципального района от 01.02.2018 года № п. 75 приложения переданы в эксплуатацию МУП «Тепловик» бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, в том числе, наружная канализация по ул. Шолохова, д. 5, 1997 года постройки, протяженностью 187 м. Какой-либо документации на эту сеть не имеется, кроме технического паспорта БТИ на МКД, где прописано, что у дома имеется местная канализация протяженностью 179,9 м. При визуальном осмотре выявлено: сеь канализации имеет два выхода из дома с фасада здания со стороны улицы и проходит вдоль здания до выгреба, где и заканчивается. Протяженность местной канализации в техническом паспорте включает в себя и внутреннюю канализацию дома, что подтверждает факт о причастности канализационной сети к общедомовому имуществу. МУП «Тепловик» оказывает жителям дома №5 по ул. Шолохова п. Островское следующие услуги: водоснабжение - годовой объем за 2020 год составил 814,5 м. куб., вывоз ЖБО за 2020 год - 794,9 м. куб., практически один и тот же объем, что еще раз подтверждает что сеть канализации не присоединена к централизованной сети и не может быть поставлена на учет как самостоятельный объект.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:
1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ раскрыты понятия: канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п. 9);
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 22).
Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Островского района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о государственной регистрации недвижимости в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой в деятельности администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области установлены нарушения относительно непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества жилищно-коммунальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что на территории Островского (центрального) сельского поселения расположен объект, являющийся бесхозяйным и не поставленным на учет в органах Росреестра в качестве такового - наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5.
Представленным в материалы дела техническим паспортом на жилой дом по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, составленным по состоянию на 09 сентября 1983 года подтверждается, что дом построен в 1983 году, общая полезная площадь - 779,9 кв.м., в доме имеется водопровод, канализация местная, центральное отопление, ванны с газовыми колонками, газоснабжение балонное, электроосвещение.
В судебном заседании установлено, что протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: п. Островское, ул. Шолохова д. 5 от 30.06.2019 г. принято решение о способе управления многоквартирным домом, выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений в МКД.
Протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: п. Островское, ул. Шолохова д. 5 от 24.07.2020 года принято решение оставить непосредственный способ управления МКД. По вопросу №2 «Содержание общедомового имущества» в части осуществления ремонта общедомового имущества - канализационного люка в связи с угрозой его обрушения принято решение осуществить ремонт за счет личных средств собственников помещений.
Протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 от 09.03.2021 года собственниками помещений принято решение об отказе в приеме системы наружной канализации и выгреба в общедомовую собственность в многоквартирном доме по указанному адресу.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области от 01.02.2018 года № (в редакции постановления администрации Островского муниципального района Костромской области от 27.12.2018 года №) Муниципальному унитарному предприятию Островского муниципального района «Тепловик» переданы в эксплуатацию бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение на территории Островского муниципального района до признания права муниципальной собственности Островского муниципального района на такие объекты. Согласно п. 75 приложения № к постановлению администрации Островского муниципального района от 01.02.2018 г. № наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, 1997 года ввода, протяженностью 187 м. включена в Перечень бесхозяйных объектов.
В обращении от 19.03.2021 года в администрацию Островского муниципального района глава администрации Островского (центрального) сельского поселения А.Р. Воскресенский просит проверить законность включения канализационных сетей многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова п. Островское в постановление администрации Островского муниципального района от 01.02.2018 года № для передачи МУП «Тепловик» как бесхозяйного.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области от 08.04.2021 года № Приложение № «Перечень бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих теплоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение на территории Островского муниципального района» к постановлению от 01.02.2018 г. № (в ред. от 27.12.2018 г. №) изложено в новой редакции. Наружная канализация по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, 1997 года ввода, протяженностью 187 м, в указанный Перечень не включена.
Согласно информации Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 17.02.2021 г. объект недвижимого имущества - наружная канализация, расположенная по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова д. 5 (год ввода 1997, протяженность 187 м) в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объекте недвижимости - наружной канализации, протяженностью 187 м., 1997 года ввода, по адресу: 157900, Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» Костромской области от 19.02.2021 г.
Из ответа Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, на запрос суда следует, что наружная канализация протяженностью 187 метров, 1997 года ввода в эксплуатацию, расположенная по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова д. 5 в реестре федерального имущества не значится.
По информации администрации Островского муниципального района от 17.05.2021 года наружная канализация по адресу: п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 на балансе администрации Островского муниципального района не числится. Контроль за ее техническим состоянием администрация не осуществляла и сведениями о том, кто осуществлял (-ет) этот контроль, администрация района не располагает.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что земельный участок с кадастровым №, площадью 3107 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации двухэтажного многоквартирного дома, для объектов жилой застройки и поставлен на кадастровый учет 04.09.2008 г.
По информации Управления Росреестра по Костромской области, представленной по запросу суда, согласно сведениям, содержащимся в базе ФГИС НГРН земельный участок по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5 с кадастровым номером 44:15:120113:203, общей площадью 3107 кв.м. поставлен на кадастровый учет 04.09.2008 года. В государственном фонде данных Управления Росреестра по <адрес> хранится землеустроительное дело по межеванию земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о правообладателе на вышеуказанный земельный участок в базе ФГИС ЕГРН отсутствуют.
Допрошенная в судебном заседании ФИО10 суду пояснила, что занимает должность заведующей отделом строительства, архитектуры, ЖКХ, природных ресурсов и дорожного хозяйства администрации Островского муниципального района <адрес>. Наружная канализация, расположенная по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, ул. Шолохова, д.5, по ее мнению, является общедомовым имуществом, так как предназначена для обслуживания многоквартирного жилого дома. Между собственниками жилых помещений и МУП «Тепловик» заключен договор на предоставление услуги по вывозу ЖБО, а не на водоотведение. В паспорте объекта указано, что это местная канализация, а не централизованная. Согласно данным обследования от 14.05.2021г. канализация выходит за пределы внешних границ многоквартирного дома. Но так как канализация обслуживает только дом №5, то можно установить собственников этого земельного участка, они могут уточнить его границы, и тогда канализация станет общедомовым имуществом. Так как на это требуются денежные средства, никто за дополнительное межевание платить не хочет. Она не оспаривает факт того, что данная канализация выходит за внешние границы многоквартирного дома, но полагает необходимым уточнить, кто является собственником данной канализации и передать канализацию ему. В настоящее время канализация не числится на балансе администрации Островского муниципального района или администрации Островского (центрального) сельского поселения, собственник ее не определен. При проведении межевания в 2008 году границы земельного участка определены некачественно, в настоящее время ничто не препятствует уточнить эти границы. Фактически собственники занимаются содержанием канализации, также обращаются в МУП «Тепловик» за помощью в устранении засоров в канализационных сетях. В период с 2020 г. по 2022 год запланирован капитальный ремонт этого дома. Если собственники примут канализацию на свой баланс, то приведут ее в надлежащее состояние. На общем собрании собственники МКД отказались от приема в собственность наружных сетей канализации, так как не хотят нести дополнительные финансовые затраты. По ее мнению, в дальнейшем, даже если иск прокурора будет удовлетворен, гражданам придется платить обслуживающей организации за содержание и ремонт данных сетей.
Свидетель Свидетель №2 - <данные изъяты> -суду пояснил, что администрацией Островского муниципального района в 2008 г. ООО НПП «Терра» было поручено установить границы земельного участка с кадастровым № площадью 3107 кв.м. по адресу: п.Островское, ул.Шолохова, д.5. В задании по установлению границ данного земельного участка администрация Островского муниципального района не указала отстойник по многоквартирному дому № 5, поскольку, вероятнее всего, не располагала сведениями о расположении отстойников, соответственно канализация, подземные коммуникации в площадь земельного участка под данным многоквартирным домом не вошли. Канализационная сеть не находится в границах земельного участка многоквартирного дома, так как отстойники обычно возводят в сторону от земельного участка на 30-50 метров. Собственник отстойника не установлен, на балансе какой-либо организации он не числится, в связи с чем не представляется возможным провести межевание земельного участка с включением в него отстойника.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно Акту от 20.04.2021 года Комиссия в составе: директора МУП «Тепловик» ФИО7, мастера по водоснабжению ФИО11, главного специалиста администрации Островского муниципального района ФИО12 провела замеры наружных сетей канализации от дома №5 по ул. Шолохова п. Островское до выгреба. С фасада дома установлены два канализационных колодца, в направлении дома №12 по ул. Гагарина расположен выгреб, из которого ассенизаторскими машинами откачивают жидкие бытовые отходы, поступающие от одного дома. Протяженность наружных сетей канализации от стен дома до выгреба составляет 68 метров. Акт подписан членами Комиссии.
Согласно Акту обследования наружной системы канализации МКД по ул. Шолохова д. 5 в п. Островское по запросу суда от 14.05.2021 года Комиссия в составе: заместителя главы администрации Островского (центрального) сельского поселения ФИО13, главного специалиста отдела строительства, архитектуры, ЖКХ, природных ресурсов и дорожного хозяйства ФИО12, директора МУП «Тепловик» ФИО7», в присутствии помощника прокурора Островского района Ивковой А.В., выявила следующее. Наружная система канализации представляет собой канализационную сеть для овода стоков из многоквартирного дома протяженностью 60 метров, включает в себя два смотровых канализационных колодца и водонепроницаемый местный выгреб для сбора канализационных стоков, соединенных между собой канализационными трубами. Находится ли канализация в границах земельного участка многоквартирного дома установить не представилось возможным. Наружная канализация протяженностью 60 метров находится за пределами внешних границ стен много квартирного дома. Канализация предназначена для сбора канализационных стоков от одного многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова. Акт подписан всеми членами Комиссии.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области № от 19.04.2021 года утверждена актуализированная Схема водоснабжения и водоотведения Островского (центрального) сельского поселения Костромской области на период с 2014 по 2023 год. Согласно представленной схеме собственником оборудования и сетей водоснабжения и водоотведения является Администрация Островского муниципального района Костромской области. Эксплуатацией оборудования, сооружений и сетей водоснабжения и водоотведения занимается МУП Островского муниципального района «Тепловик», действующее на основании Устава, основным видом деятельности является организация в границах сельского поселения водоснабжения поселения и водоотведения (раздел 1, п. 1.2). На территории поселка Островское система водоотведения имеет незначительную протяженность 1800 м. Основная часть населения и организаций используют выгребные ямы (раздел 3 п. 3.1.1). Вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) из выгребных ям производится транспортом предприятия, в том числе, по адресу: п. Островское, ул. Шолохова, д. 5.
Из ответа Государственной жилищной инспекции Костромской области на поручение Островского районного суда следует, что в соответствии с Положением об инспекции, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 №, Инспекция осуществляет на территории Костромской области региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению много квартирными домами на Костромской области, лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами. Предмет государственного жилищного надзора установлен частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, к которому определение принадлежности наружной канализации к общедомовому имуществу многоквартирного дома или централизованной системе водоотведения не относится. Данный вопрос должен быть разрешен при заключении договора водоотведения между собственниками и ресурсоснабжающей организацией.
Представитель ответчика- глава администрации Островского (центрального) сельского поселения А.Р. Воскресенский в ходе судебного разбирательства заявил ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы для разрешения вопроса о том, относятся ли наружные сети канализации многоквартирного дома №5 по ул. Шолохова п. Островское к общедомовому имуществу, однако, в нарушение положений ч. 1 ст. 96 ГПК РФ отказался нести расходы на ее проведение, просил назначить экспертизу за счет средств федерального бюджета.
Правовых оснований для назначения строительно-технической экспертизы за счет средств федерального бюджета судом не установлено.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что наружная канализация по адресу: п.Островское, ул. Шолохова, д. 5, находится за пределами внешней границы стены многоквартирного дома и за пределами места соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В перечень общедомового имущества по соглашению собственников помещений дома данный объект не включен, собственник земельного участка, на котором расположен спорный объект, не установлен.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что канализация по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, находится за пределами внешних границ многоквартирного дома и не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поэтому в силу пункта 8 Правил № 491 спорные коммуникации являются наружными и не могут находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
В связи с изложенным суд признает необоснованными доводы главы администрации Островского (центрального) сельского поселения А.Р.Воскресенского о включении наружной канализации в состав общего имущества многоквартирного дома.
Собственник канализационных сетей не определен. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что они числятся у кого-либо на балансе и какая-либо организация осуществляет контроль их технического состояния. Также отсутствуют документы, подтверждающие наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о данном объекте, равно как и в муниципальной собственности.
Следовательно, объект недвижимости - наружная канализация по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Шолохова, д. 5, является бесхозяйным, и администрация Островского (центрального) сельского поселения обязана обеспечить его постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется нормами Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.10 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Островское (центральное) сельское поселение Островского муниципального района Костромской области - муниципальное образование, наделенное Законом Костромской области от 30.12.2004 №237-ЗКО «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом» статусом сельского поселения. (статья 1 Устава) Территория сельского поселения входит в состав территории Островского муниципального района Костромской области, в состав поселения входит п. Островское. (статья 3 Устава)
Согласно ст. 38 Устава муниципального образования Островское (центральное) сельское поселение Островского муниципального района Костромской области Администрация сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района является единственным органом местного самоуправления, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
Оценивая исследованные доказательства, указанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие собственника (собственников) на спорный объект, который следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния данного сооружения.
В связи с тем, что отсутствие регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты может привести к нарушению порядка его использования и сохранности, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно обратился в суд.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Островского района к администрации Островского (центрального) сельского поселения подлежат удовлетворению, поскольку ответчик не соблюдает требования вышеприведенных норм и правил, чем существенно нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока суд учитывает установленные фактические обстоятельства по делу и с учетом времени, необходимого для организации указанных работ, суд приходит к выводу о том, что срок, указанный истцом - до 31.12.2021г. является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 5.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 5, ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░