Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3999/2024 (2-14060/2023;) ~ М-11660/2023 от 24.11.2023

78RS0002-01-2023-015467-60                                         22 мая 2024 года

Дело № 2-3999/2024                                                         г.Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Вершининой Г.Н.,

при секретаре Приданниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к Лаврухиной В. А. о взыскании неосновательно полученной государственной социальной помощи

с участием представителей третьего лица,

установил:

истец обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском, в котором просит взыскать неосновательно полученную государственную социальную помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности за период с 13.04.2022 по 13.04.2022 в сумме 250 000 рублей.

В обосновании исковых требований указывает, что на основании заявления Лаврухиной В.А. была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 №Социальный кодекс Санкт-Петербурга». В связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных программой, Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга вынесла распоряжение от 28.02.2023 №540-н о прекращении предоставления государственной социальной выплаты, поскольку право на выплату утрачено заявителем с 13.04.2022. В связи с тем, что ответчиком не соблюдены требования договора по социальному контракту, образовалась переплата в размере 250 000 рублей, которую истец просит взыскать.

Определением суда от 19.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга.

Представители Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явились, заявленные истцом требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения представителей третьих лиц, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании заявления Лаврухиной В.А. от 07.04.2022, между Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга и Лаврухиной В.А. заключен социальный контракт от 21.04.2022 сроком до 31.03.2023.

Согласно условиям контракта, предметом является взаимодействие сторон при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и реализации программы социальной адаптации, предусматривающей мероприятия, обязательные для выполнения Заявителем и членами его семьи в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, направленной на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п.1.1), государственная помощь по настоящему социальному контракту назначается в сумме 250 000 рублей (пункт 3.2); администрация имеет право, в том числе принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в случае невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин) (подпункт 53 пункта 6.4); заявитель, в том числе обязан: встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, представить в управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, возвратить денежные средства социального пособия в полном объеме и не позднее 45 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) (пункт 2.4); в случае расторжения социального контракта администрацией в одностороннем порядке по основанию, предусмотренному в абзаце 2 пункта 6.4, все перечисленные заявителю денежные средства социального пособия подлежат возврату в полном объеме. Решение о полном возврате оформляется распоряжением, заявитель обязан вернуть денежные средства в течение 45 календарных дней со дня принятия решения, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7.3).

Лаврухина В.А. прошла образовательный курс «Азбука предпринимателя» с 26.04.2022 по 27.04.2022 и зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя 11.08.2021.

Из пояснений администрации следует, что в ходе осуществления контроля за выполнением заявителем обязательств было установлено, что Лаврухина В.А. прекратила осуществление предпринимательской деятельности и снялась с учета 15.02.2023, то есть до окончания срока действия социального контракта, при этом сведений о снятии с учета ответчик администрации не сообщила.

28.02.2023 Администрацией вынесено распоряжение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта с 01.03.2023, указав на возврат перечисленных Лаврухиной В.А. в рамках социального контракта денежные средства социального пособия в сумме 250 000 рублей в полном объеме.

03.03.2023 в адрес Лаврухиной В.А. направлено извещение о расторжении социального контракта

14.03.2023 в адрес Лаврухиной В.А. направлено уведомление о расторжении социального контракта в связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации и возврате предоставленного социального пособия в размере 250 000 рублей в полном объеме.

Денежные средства по настоящее время не возвращены.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года №595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, в соответствии с пунктом 1.2 раздел 1 которого государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 1.4 Порядка предоставления государственной социальной помощи, государственная социальная помощь предоставляется в виде социальных пособий в размере, определенном в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 1.2, 2.1 Порядка, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - заявитель) в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания (далее - администрация района) по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

В силу п. 2.4 Порядка, заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений, являющихся основанием для назначения государственной социальной помощи.

Заявитель, за исключением случаев предоставления единовременной государственной социальной помощи, обязан извещать администрацию района обо всех изменениях условий, являвшихся основанием для назначения государственной социальной помощи, а также об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение государственной социальной помощи, в течение 14 рабочих дней со дня наступления указанных изменений или обстоятельств (п.2.17).

Решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи принимается администрацией района в течение пяти рабочих дней с даты поступления от заявителя извещения о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение государственной социальной помощи, или об изменениях в ранее представленных сведениях, установления факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений. Предоставление государственной социальной помощи прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие утрату права на государственную социальную помощь (п.2.19, 2.20).

Согласно п. 2.21. Порядка, в случае установления факта необоснованной (излишней) выплаты сумм государственной социальной помощи администрация района в течение пяти рабочих дней принимает решение о возврате сумм необоснованно (излишне) выплаченной государственной социальной помощи (далее - решение о возврате), в котором указывается срок их возврата. Срок возврата составляет 45 календарных дней со дня принятия решения о возврате.

Копия решения о возврате направляется заявителю и в государственное учреждение в течение семи рабочих дней со дня принятия указанного решения.

Государственное учреждение в течение трех рабочих дней со дня истечения срока возврата уведомляет администрацию района о возврате (невозврате) заявителем необоснованно (излишне) выплаченных сумм государственной социальной помощи в срок, указанный в решении о возврате.

В случае если необоснованно (излишне) выплаченные суммы государственной социальной помощи не возвращены заявителем в срок, указанный в решении о возврате, государственное учреждение в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока возврата направляет в суд исковое заявление о взыскании с заявителя необоснованно (излишне) выплаченных сумм государственной социальной помощи.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Лаврухиной В.А. допущено нарушение условий социального контракта, а именно: до окончания срока действия социального контракта прекратила осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при условии, что социальная выплат выдана именно на реализацию мероприятий по осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, подписывая социальный контракт, ответчику были известны условия предоставления социальной выплаты, в том числе, условие о необходимости возврат денежных средств в полном объеме в случае прекращения деятельности в качестве ИП в период действия социального контракта, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательства ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных стороной истца требований о взыскании с последней денежных средств в размере 250 000 рублей.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить заявленные исковые требования

Взыскать с Лаврухиной В. А., ДД.ММ.ГГГГ, урож г. Санкт-Петербург, денежные средства, выплаченные по государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности от 21.04.2022 в размере 250 000 рублей.

Взыскать с Лаврухиной В. А. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 5 700 рублей

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья                            (подпись)                                                 Г.Н. Вершинина

Решение суда изготовлено в окончательной форме 31 мая 2024 года

2-3999/2024 (2-14060/2023;) ~ М-11660/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр"
Ответчики
Лаврухина Виктория Александровна
Другие
Администрация Выборгского района
Суд
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Вершинина Гульнара Николаевна
Дело на странице суда
vbr--spb.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее