Дело №5-12/2023
УИД 87RS0002-01-2023-000083-09
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
16 февраля 2023 года пгт. Беринговский
ул. Строительная, дом 4
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Шаврова Наталья Евгеньевна, изучив в рамках подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шмакалова А.А.,
установил:
16 февраля 2023 года в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа (постоянное судебное присутствие в посёлке городского типа Беринговский) из Отделения полиции (место дислокации пгт. Угольные Копи) МОМВД России «Анадырский» поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шмакалова А.А..
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно судье Анадырского районного суда Чукотского автономного округа.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.11.2022 серии № 18 ноября 2022 года на <адрес> Шмакалов А.А., управляя транспортным средством Toyota Land Cruiser, без государственного номера, совершил наезд на Т., тем самым причинил последней телесные повреждения. После чего оставил место ДТП, не принял меры для оказания первой медицинской помощи, не вызвал скорую медицинскую помощь и полицию, чем нарушил пункт 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации. Действия Шмакалова А.А. должностным лицом УУП ОУУП и ДН ОП (место дислокации пгт. Угольные Копи) МОМВД России «Анадырский» Зятиным О.И. квалифицированы по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Изучив в рамках подготовки протокол об административном правонарушении и приложенные к нему другие материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет: имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Действия Шмакалова А.А. квалифицированы УУП ОУУП и ПДН Отделения полиции (место дислокации пгт. Угольные Копи) МОМВД России «Анадырский» Зятиным О.И. по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, для квалификации действий привлекаемого к административной ответственности лица по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо определить степень тяжести вреда, причинённого здоровью потерпевшего по административному делу, которая является признаком уголовно наказуемого деяния, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Определение степени тяжести вреда здоровью потерпевшего производится путем проведения судебно-медицинской экспертизы.
На необходимость проведения данной экспертизы имеется ссылка и в протоколе об административном правонарушении серии № от 19.11.2022 в графе иные сведения необходимые для разрешения дела.
При этом должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении не учтены положения статей 26.4 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так согласно части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
В соответствии с частью 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Согласно частям 3, 3.1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Частями 1, 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В нарушение вышеуказанных положений в представленных в суд материалах дела отсутствует определение должностного лица о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, как и отсутствуют сведения о вручении его копий Шмакалову А.А. и потерпевшей, и определение о назначении судебно-медицинской экспертизы с расписками об ознакомлении с ним Шмакалова А.А. и потерпевшей Т., с разъяснением их прав, связанных с проведением экспертизы.
Кроме того, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
В составленном протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения, указана только дата «18.11.2022». Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишив его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Также, из описательной части события представленного протокола об административном правонарушении следует, что по делу имеется потерпевшая – Т., при этом в протоколе отсутствуют сведения об её адресе места жительства и контактном телефоне. Данные сведения невозможно восполнить при рассмотрении дела, поскольку другие материалы дела эти сведения не содержат. Объяснения потерпевшей в суд представлены не были, не смотря на то, что они имеют большое значение для правильного и всестороннего исследования события правонарушения, рассмотрения и разрешения дела по существу. Отсутствие данных сведений является существенным недостатком протокола, поскольку исключает возможность надлежащим образом известить потерпевшую о месте и времени рассмотрения дела, что ведёт к нарушению её прав на судебную защиту, участие в судебном заседании, предоставление доказательств и ходатайств, дача объяснений и так далее.
Кроме того, находящиеся в деле копии документов: извещения о поступлении (обращении) пациента, в отношении которого имеется достаточные основания полгать, что вред его здоровью причинён в результате противоправных действий; протокола об отстранении от управления транспортным средством от 19.11.2022 серии № (на которой поставлена оригинальная подпись должностного лица); протокола о направлении на медицинское освидетельствование от 19.11.2022 серии №; актов медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от 19.11.2022 №10, №11; показаний измерительного прибора «Alkotest 6810»; объяснения Шмакалова А.А.; общественной и производственной характеристик на Шмакалова А.А., справки о составе семьи Шмакалова А.А., никем не удостоверены и не заверены, достоверность изложенных в них сведений подлинникам никем и нечем не подтверждена.
При указанных обстоятельствах, копии представленных документов не могу расцениваться как допустимые, достоверные доказательства, поскольку не соответствуют требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к документам как доказательствам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из всего вышесказанного, с учётом того, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом при производстве дела об административном правонарушении нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшей, предусмотренные статьями 25.1, 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представленные доказательства не отвечают требованиям законодательства, а также допущены и иные процессуальные нарушения, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении от 19.11.2022 серии №, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шмакалова А.А. и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения указанных недостатков, поскольку при рассмотрении административного дела данные нарушения не устранимы.
Руководствуясь статьями 29.1, 29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 28.8 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 29.4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░