Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-222/2023 ~ М-122/2023 от 15.03.2023

Дело (УИД) № 29RS0026-01-2023-000167-32

Производство №2-222/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Холмогоры                                                                          21 июня 2023 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием (посредством ВСК с СИЗО-1) истца Кораблёва А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску Кораблёва Александра Владимировича к главе Холмогорского муниципального округа Архангельской области Волосатову Павлу Владимировичу, администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности провести осмотр жилого помещения,

установил:

Кораблев А.В. обратился в суд с иском (с уточнениями Том 1 л.д. 6, 15, 24,25, 50-52, 125-127) к главе Холмогорского муниципального округа Архангельской области Волосатову Павлу Владимировичу, администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, Холмогорскому территориальному отделу администрации Холмогорского муниципального округа, в различных вариантах, по сути просит:

1.Провести межведомственную комиссию в отношении жилого дома по адресу: <адрес> на пригодность проживания;

2. Провести проверку жилого дома по адресу: <адрес>, а именно, подвал, балконы, чердак, крышу, коридоры, туалеты, грибок на третьем этаже, трещины в стенах дома;

3. Провести проверку и установить жильцов дома по адресу: <адрес>, кто незаконным путем осуществил перепланировку, переоборудование жилых помещений, установив унитазы, ванны, душевые кабины;

4. Провести проверку питьевой воды проведенной в доме по адресу: <адрес>, можно ли ее употреблять как питьевую воду.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ему предоставлено жилье маневренного фонда по адресу <адрес>. По его мнению, в доме проживать нельзя, поскольку на стенах в доме завелся грибок, стены имеют трещины. Некоторые жильцы дома самовольно произвели переустройство жилых помещений, изначально централизованная канализация в доме отсутствовала, в разных концах дома имелись общие туалеты, слив из которых осуществлялся в две выгребные ямы, для оборудования унитазами, душевыми кабинами, ваннами, не предназначенные. В настоящее время у некоторых жильцов дома самовольно установлены душевые кабины, унитазы, трубы идут в общем коридоре под потолком, слив осуществляется в те же не предусмотренные для этого выгребные ямы, из которых стоки стекают в подвал дома, в связи с этим в доме присутствует стойкая вонь. Вода из водопроводной сети имеет осадок, что вызывает сомнения в пригодности ее для употребления.

К участию в деле при подготовке дела в качестве ответчика привлечена Межведомственная комиссия по оценки и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Холмогорского муниципального округа Архангельской области, представителя в судебное заседание не направила, мнения по заявленным требованиям не выразила.

В качестве третьего лица привлечена государственная жилищная инспекция Архангельской области, извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, оставляет разрешение вопроса на усмотрение суда.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам искового заявления. Пояснил, что обращался с письменными заявлениями в администрацию сельского поселения, в администрацию муниципального района, а затем округа, доказательств наличия таких обращений он представить не может. Кроме того обращался в те же учреждения через обращения в прокуратуру. Также пояснил, что в уточненном исковом заявлении (л.д. 125) глава администрации сельского поселения Холмогорское указан ошибочно, потому, что он запутался с названиями и юридическими лицами которые еще действуют, а которые нет. Иск предъявляет как наниматель жилого помещения в доме по адресу <адрес>, указанные обстоятельства нарушают его жилищные права. Кроме того, полагает, что по своему состоянию дом должен быть признан непригодным для проживания.

Ответчики глава Холмогорского муниципального округа Архангельской области Волосатов П.В., администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области, Холмогорский территориальный отдел администрации Холмогорского муниципального округа в судебное заседание не явились, представителей не направили, в письменных отзывах возражают против удовлетворения заявленных требований. Непосредственно от Кораблёва А.В. обращений в указанные органы о проведении проверок и Межведомственной комиссии относительно пригодности дома к проживанию в администрацию района в последующем округа, ранее действовавшую администрацию сельского поселения «Холмогорское» и в Межведомственные комиссии МО СП «Холмогорское» и внось созданную с 01 февраля 2023 года межведомственную комиссию округа, не поступало. Проверок по обращению Кораблева А.В. о перепланировках и переоборудовании жилых помещений в многоквартирном <адрес> администрацией МО СП «Холмогорское» и администрацией Холмогорского муниципального округа не проводилось (Том 2 л.д. 197).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 года № 555-34-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Холмогорского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Холмогорского муниципального округа Архангельской области» Холмогорский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Холмогорского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами. Органы местного самоуправления Холмогорского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Холмогорского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления других муниципальных образований, физическими и юридическими лицами.Органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления Холмогорского муниципального округа приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2023 года.Решением Собрания депутатов Холмогорского муниципального округа от 10 ноября 2022 года №9 установлено, что глава и администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области является правопреемником главы и администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области, администрации муниципального образования «Белогорское», администрации муниципального образования «Двинское», администрации муниципального образования «Емецкое», администрации сельского поселения «Кехотское» Холмогорского муниципального района Архангельской области, администрации сельского поселения «Койдокурское» Холмогорского муниципального района Архангельской области, администрации муниципального образования «Луковецкое», администрации муниципального образования «Матигорское», администрации муниципального образования «Ракульское» Холмогорского муниципального района Архангельской области, администрации муниципального образования «Светлозерское», администрации муниципального образования «Усть-Пинежское», администрации сельского поселения «Ухтостровское» Холмогорского муниципального района Архангельской области, администрации сельского поселения «Хаврогорское» Холмогорского муниципального района Архангельской области, администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское».

С 01 января 2023 года администрация МО СП «Холмогорское» в силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 года № 555-34-ОЗ не осуществляет обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, находится в стадии ликвидации, ответчиком по делу не является.

Истец проживает по договору найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес> (Том 1 л.д. 131).

Дом находится под управлением управляющей компании ООО «Ориентир» с 01 февраля 2021 года.

Водоснабжение дома производится из центрального водопровода, станция забора воды – артезианская скважина д.Малая Товра (Том 1 л.д. 116).

Ответчик администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области в данном случае выступает как собственник жилых помещений муниципального фонда и как контролирующий орган ввиду следующего.

Собственником муниципального жилищного фонда в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, является администрация Холмогорского муниципального округа, 11 жилых помещений в доме по адресу <адрес>, в соответствии с указанным актом, переданы в собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области, среди них <адрес> находящаяся в муниципальной собственности передана в переоборудованном состоянии, решение о согласовании переустройства от ДД.ММ.ГГГГ. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан <адрес> также переоборудованы на основании решений администрации МО СП «Холмогорское». Иных разрешений и сведений о переоборудовании администрация Холмогорского муниципального округа суду не предоставила (Том 2 л.д. 196-250).

Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области в соответствии с ч.4 ст.20 ЖК РФ также осуществляет муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального имущества.

В случае наличия в доме жилых помещений муниципального жилищного фонда и помещений находящихся в иной собственности в отношении общего имущества в целом государственный жилищный надзор осуществляется государственной жилищной инспекцией ч.1 ст. 20 ЖК РФ.

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ч.6 ст.20 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела (к примеру Том 1 л.д. 115 ) Кораблев А.В. неоднократно обращался в прокуратуру, затем обращения прокуратурой были переадресованы в администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области, при которой создана соответствующая Межведомственная комиссия, с требованиями:

Провести проверку <адрес> в целом на предмет его аварийности и пригодности для проживания. Ввиду того, что в доме обнаружен грибок.

Установить лиц незаконно переоборудовавших жилые помещения в <адрес>, оборудовавших их унитазами, ванными, душевыми кабинами, без соответствующего разрешения.

При этом, согласно ответам на запрос суда, в том числе (Том 2 л.д. 196, 197) Кораблев А.В. с заявлением о проведении проверок жилых помещений в <адрес> на предмет незаконного переоборудования, перепланировки не обращался. Проверок на предмет незаконного переустройства и перепланировки администрацией МО СП «Холмогорское и администрацией МО «Холмогорский муниципальный район», администрацией Холмогорского муниципального округа не проводилось. В межведомственную комиссию по вопросу непригодности для проживания <адрес> Кораблев А.В. не обращался.

Из вышеизложенного следует, что не смотря на наличие обращений нанимателя Кораблева А.В., поступивших из прокуратуры Холмогорского района, администрацией Холмогорского муниципального округа необходимая проверка обращений не проводилась, ответы даны голословно, сведения о выполнении требований ч.3.ст. 58, ст. 59, 60, 63, 64, 65, 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части оценки достоверности обращения, решения о проведении проверки, проверки, итогового документа) в отношении помещений относящихся к муниципальному жилищному фонду, отсутствуют.

Принимая во внимание положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ согласно которой, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области рассмотреть заявление Кораблева А.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" относительно проверки в порядке муниципального контроля и установления жильцов дома по адресу: <адрес>, проживающих в жилых помещениях относящихся к муниципальному жилищному фонду, находящихся в собственности муниципального округа, на предмет переоборудования жилых помещений установки унитазов, ванн, душевых кабин без соответствующего разрешения.

Учитывая, что проверка общего имущества многоквартриного дома в целом не находящегося в муниципальной собственности и жилых помещений, не относящихся к муниципальной собственности к ведению ответчиков, привлеченных к участию в деле не относится, находится в ведении органов осуществляющих государственный жилищный контроль, в остальной части, требования о проведении проверки жилого дома по адресу: <адрес>, а именно, подвала, балконов, чердака, крыши, коридоров, туалетов, проведении проверки и установлению жильцов дома по адресу: <адрес>, кто незаконным путем осуществил перепланировку, переоборудование жилых помещений, установив унитазы, ванны, душевые кабины, в отношении квартир находящихся в собственности граждан, удовлетворению к данным ответчикам не подлежат.

С учетом положений ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, п.2, 7, 42, 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, принимая во внимание, что истец является нанимателем жилого помещения, а ответчик, администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области собственником предоставленного ему жилого помещения, факт обращения нанимателя, переадресованного прокуратурой Холмогорского района в администрацию Холмогорского муниципального округа и как следствие в соответствующую Межведомственную комиссию материалами дела подтвержден. Суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о возложении обязанности на Межведомственную комиссии по оценке и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Холмогорского муниципального округа Архангельской области рассмотреть заявление Кораблева А.В. в отношении жилого дома по адресу: <адрес> на наличие оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно представленному в материалы дела решению Холмогорского районного суда Архангельской области от 23 января 2017 года, удовлетворены исковые требования прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорский ВОДОКАНАЛ» о возложении обязанности организовать и обеспечить подачу населению, в том числе муниципального образования «Холмогорское» питьевой воды, соответствующей гигиеническим нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Указанное решение суда вступило в законную силу 04 мая 2017 года.

Из данного решения суда следует, что качество питьевой воды в том числе, в сельском поселении «Холмогорское» по месту нахождения жилого дома по <адрес>, длительное время не соответствует гигиеническим требованиям и нормативам, что свидетельствует о ненадлежащей организации питьевого водоснабжения населения.

Вместе с тем, исполнительное производство в отношении администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (администрации Холмогорский муниципальный округ) по исполнительному листу по делу №2-44/2017 по иску прокурора до настоящего времени находится на исполнении, так как требования решения относительно организации качественного водоснабжения не исполнены.

Согласно пункту 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Учитывая наличие вступившего в силу вышеуказанного неисполненного решения суда обязывающего ответчика обеспечить водоснабжение водой надлежащего качества, требование истца о проведении проверки питьевой воды проведенной в доме по адресу: <адрес>, на предмет ее пригодности к употреблению, удовлетворению не подлежит.

Предусмотренные законом основания для удовлетворения иска к главе Холмогорского муниципального округа Архангельской области Волосатову Павлу Владимировичу, Холмогорскому территориальному отделу администрации Холмогорского муниципального округа отсутствуют.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кораблёва Александра Владимировича удовлетворить частично к надлежащим ответчикам администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области и Межведомственной комиссии по оценке и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Холмогорского муниципального округа Архангельской области.

Обязать Межведомственную комиссию по оценке и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Холмогорского муниципального округа Архангельской области рассмотреть заявление Кораблева А.В. в отношении жилого дома по адресу: <адрес> на наличие оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обязать администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области рассмотреть заявление Кораблева А.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" относительно проверки и установления жильцов дома по адресу: <адрес>, проживающих в жилых помещениях относящихся к муниципальному жилищному фонду, находящихся в собственности муниципального округа, на предмет переоборудования жилых помещений установки унитазов, ванн, душевых кабин без соответствующего разрешения.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В удовлетворении иска к главе Холмогорского муниципального округа Архангельской области Волосатову Павлу Владимировичу, Холмогорскому территориальному отделу администрации Холмогорского муниципального округа отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                                   С.А. Коневец

(Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2023 года)

15.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2023Дело оформлено
20.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее