№
УИД: 28RS№-65
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Копыловой Г.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» о возложении обязанности при входе в здание разместить вывеску с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» о возложении обязанности при входе в здание разместить вывеску с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в исковом заявлении с учетом уточненных требований в обоснование указав, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности проведена проверка в образовательных организациях на предмет соблюдения прав инвалидов и соблюдения законодательства об образовании.
Здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» как административное здание является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком как образовательным учреждением, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность на территории <адрес>, должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
Проверкой установлено, что при входе в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствует.
Нарушения такого рода ведут к ограничению прав граждан указанной категории на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым школой услугам.
Просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» (ИНН 2810003363, ОГРН 1022800875338) при входе в здание, расположенное по адресу: 676767, <адрес>, Архаринский муниципальный округ, <адрес> (корпус 2), разместить вывеску с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 просил дело рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.
Представитель ответчика, представитель третьего лица о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представитель ответчика просил дело рассмотреть в её отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилых фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Положениями ст. 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Статьей 14 данного Федерального закона установлено, что государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В целях реализации данного права федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (п. 4); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (п. 5); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (п. 6).
К мерам по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относятся, в том числе, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В силу подпунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного закона).Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанный Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
В соответствии с пп. «е» п. 3 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (пп. «а» п. 4 Порядка).
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В ч. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации, в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр).
В пункте 6.5.9 СНиП 35-01-2001 «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр установлены требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей, предусматривает наличие при входах в здания, в том числе социального назначения, наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения. Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является некоммерческой организацией (п. 1.1 Устава).
Учреждение является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, созданным в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 1.3 Устава).
Местонахождение Учреждения: 676767, Россия, <адрес>, Архаринский муниципальный округ, <адрес> (корпус №) 676767, Россия, <адрес>, Архаринский муниципальный округ, <адрес> (корпус №) (п. 1.6 Устава).
Собственником имущества Учреждения является Архаринский муниципальный округ, Учредителем от имени Архаринского муниципального округа является администрация Архаринского муниципального округа <адрес> (п. 1.8 Устава).
Учреждение является юридическим лицом, действующим на основании Устава (п. 5.1 Устава). Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности Архаринского муниципального округа, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. 5.2 Устава).
Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.3 Устава).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» имеет аккредитацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является объектом социальной инфраструктуры, ответчиком как образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность на территории Архаринского муниципального округа, должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
В судебном заседании установлено, и материалами дела (ответом, предоставленным директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ № в ответ на требование прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) подтверждается, что при входе в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствует, что является нарушением прав инвалидов и нарушением законодательства об образовании, а именно отсутствие для инвалидов условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Предложенный прокурором <адрес> срок для исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» о возложении обязанности при входе в здание разместить вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» (ИНН 2810003363, ОГРН 1022800875338) при входе в здание, расположенное по адресу: 676767, <адрес>, Архаринский муниципальный округ, <адрес> (корпус 2), разместить вывеску с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Г.Н. Копылова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинный документ находится в материалах производства № в Архаринском районном суде <адрес>.
Копия верна, судья Г.Н. Копылова