УИД:23RS042-01-2022-001355-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2023 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинов А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н., с участием ответчика, представителей сторон и третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-48/2023 по иску <ФИО2 к <ФИО1 и <ФИО3 об установлении границ земельного участка и исправлении реестровой ошибки,
У С Т А Н О В И Л :
<ФИО2 обратилась в суд с иском к <ФИО1 и <ФИО6, в котором просит установить границы земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастром плане территории кадастрового инженера <ФИО7, установить наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков <№> и <№>, считать решение достаточным основанием для исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ участков <№>.
В обоснование требований <ФИО2 в заявлении указала, что ей принадлежит участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>. При проведении кадастровых работ выявлено пересечение фактических границ участка с границами смежных земельных участков <№> по сведениям ЕГРН. По заключению кадастрового инженера причиной пересечения является реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков.
В судебном заседании представитель истца <ФИО8 иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика <ФИО9 иск не признала, указав в своих возражениях на то, что причиной пересечения границ земельных участков является самовольное возведение <ФИО2 строений за границами принадлежащего ей земельного участка, в связи с чем, в суд подано исковое заявление о сносе возведенных <ФИО2 самовольных построек.
Соответчик <ФИО1 иск не признала по тем же основаниям.
Представитель третьего лица <ФИО10 полагала, что наличие спора о праве исключает возможность удовлетворения иска об исправлении реестровой ошибки.
Исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, суд может приять решение об исправлении реестровой ошибки в сведениях только при наличии для этого законных оснований, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 150 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Из представленных суду документов видно, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 365 кв.м. по адресу: <адрес>.
Участок поставлен на кадастровый учет с уточненными границами.
Согласно сведениям технического учета по состоянию на 22 февраля 2008 года на земельном участке возведены следующие строения: жилой дом литер «А», пристройка литер «а1», пристройка литер «а2», сарай литер «Г», гараж литер «Г1», навес литер «Г2», баня литер «Г4», летняя кухня литер «Г5», сарай литер «Г6», сарай «Г7», котельная литер «Г8», забор литеры «I», «II», «III», «VI», мощение литер «IV» и ворота литер «V».
Земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 799 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит <ФИО3
Земельный участок с кадастровым номером <№> (состоит из контуров <№>) площадью 326 кв.м. земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 68 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежат <ФИО1
Участки поставлен на кадастровый учет с уточненными границами.
Сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков <№> уточнены по решению Приморского районного г. Новороссийска от 18 ноября 2015 года (дело №2-3078-15) в соответствии с межевыми планами кадастрового инженера <ФИО11 от 17 ноября 2015 года.
По заключению экспертов ООО «Геодезия плюс» №02/01/23-01 от 11 января 2023 года на местности границы земельных участков <№> обозначены межевым ограждениями и стенами возведенных на них строений. Местоположение фактических границ земельных участков <№> местоположению границ этих земельных участков, установленных решением Приморского районного суда г. Новороссийска об исправлении реестровой ошибки по делу №2-3078-15 от 18 ноября 2015 года, не соответствуют. Фактические границы участка <№> пересекаются с границами участков <№>, координаты которых указаны в ЕГРН. Причиной пересечения является перемещение собственниками межевого ограждения. Наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков <№> не выявлено.
При таких обстоятельствах довод истца о наличии в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков реестровой ошибки является необоснованным.
Одним из документов, необходимых для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, в соответствии с которым раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка; сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N921, межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.
Согласно пункту 58 Требований раздел "Сведения об уточняемых земельных участках" должен содержать последовательно все сведения о каждом уточняемом земельном участке.
Истец договор подряда на проведение кадастровых работ не заключила, межевой план, отвечающий приведенным выше требованиям, в Управление Росреестра по Краснодарскому краю не предоставила. Соответственно решение об отказе или о приостановлении кадастрового учета изменений не принималось, в связи с чем основания для возложения на Управление Росреестра по Краснодарскому краю обязанности по осуществлению такого учета отсутствуют.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Исправление реестровой ошибки предусматривает изменение имеющихся сведений об объекте недвижимости. Между тем, истец в нарушение приведенных выше положений закона требует исключить из ЕГРН числовые значения координат характерных точек границ земельных участков 23:47:0118049:108, 23:47:0000000:68 и 23:47:0118049:50.
Кроме этого, имеется спор о праве, связанный с нарушением истцом при осуществлении строительства на своем участке границ смежных земельных участков, что исключает возможность удовлетворения требования об исправлении реестровой ошибки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" на основании ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, по делу об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также наличие препятствий в пользовании этим земельным участком, созданных конкретным лицом (лицами).
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.
В ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
Разрешая спор, суд учитывает, что местоположение границы земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
Имея в виду, что сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков <№> ранее были уточнены на основании решения Приморского районного г. Новороссийска от 18 ноября 2015 года, при этом наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в ходе проведенной по делу экспертизу выявлено не было, суд пришел к заключению, что границы земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 365 кв.м. по адресу: <адрес>, подлежат установлению в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении границ указанного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск <ФИО2 к <ФИО1 и <ФИО3 удовлетворить частично:
- установить границы земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 365 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении границ указанного участка;
- в остальной части требований в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарской краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов