Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1453/2023 (2-6527/2022;) от 22.11.2022

        УИД 32RS0027-01-2022-002870-24

        Дело № 2-1453/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2023 года                                                  гор. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи                  Сочень Т.Ю.,

при секретаре                                              Нехаевой Ю.А.,

с участием представителя истца помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области, действующей на основании доверенности № 5в-2023 от 27.01.2023 г., Попадайло М.В.

представителя третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности № 25/16-1515 от 06.03.2023 г., Алексян В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов. Согласно данным, представленным Брянской городской администрацией, на территории Володарского района г. Брянска имеется следующий объект водоснабжения, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного: водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15. На основании изложенного, истец просит суд обязать Брянскую городскую администрацию в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объектов недвижимости: водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управление имущественных отношений Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, МУП «Брянский городской водоканал», МУП «Жилкомсервис» Водоарского района г. Брянска, Управление Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр».

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии неявившихся в судебное заседание представителя ответчика Брянской городской администрации, представителей третьих лиц МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управления имущественных отношений Брянской области, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, МУП «Брянский городской водоканал», МУП «Жилкомсервис» Водоарского района г. Брянска, Управления Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.

В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Попадайло М.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить, против предоставления срока исполнения решения не возражала.

Представитель третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Алексян В.Г. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что Природоохранной прокуратурой не представлено доказательств в обоснование своих доводов. Отсутствие сведений о спорном объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости не порождает безусловную обязанность органа местного самоуправления осуществить его принятие в муниципальную собственность. Выводы прокурора о том, что отсутствие собственника указанного участка сетей, осуществляющего контроль за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решения вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния, является неверным. В материалы дела не предоставлено санитарно-эпидемиологических заключений о нарушениях. В настоящий момент техническое обслуживание осуществляется МУП «Брянским городским водоканалом». Сама по себе неопределенность принадлежности спорного имущества не может свидетельствовать об отказе лица либо лиц от данного имущества. В случае удовлетворения исковых требований полагал разумным установить годичный срок исполнения решения суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.

Согласно данным МУП «Брянский городской водоканал» на территории Володарского района г. Брянска имеется следующий объект водоснабжения, переданный на техническое обслуживание, на который не установлено право муниципальной собственности: водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15.

Как следует из письма Управления имущественных отношений Брянской области от 20.04.2022 г., водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15, не включен в реестр государственного имущества Брянской области.

Как следует из материалов дела, собственник указанного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится в реестрах федеральной и государственной собственности не состоит, в хозяйственное ведение не предавалось.

Как следует из материалов дела, собственник водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15, не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится в реестрах федеральной и государственной собственности не состоит, в хозяйственное ведение не предавался.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)», утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (ред. от 13 октября 2017 г.), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться водопроводы в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.

Таким образом, спорный объект обладает признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ и является недвижимым имуществом.

В силу положений ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

В реестрах федерального, государственного имущества Брянской области указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Брянска не имеется.

Таким образом, спорные объекты не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ч. 5 ст. 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 5-6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей с обязательным приложением к заявлению документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1532, в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документа, подтверждающего, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданного органами учета государственного и муниципального имущества; документа, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15, является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.

Суд отклоняет доводы представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о том, что отсутствие сведений о спорном объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости не порождает безусловную обязанность органа местного самоуправления осуществить его принятие в муниципальную собственность.

В силу ч.ч. 1 - 3, 6 - 7 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Помимо сведений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости информации о спорном объекте, в судебном заседании исследованы иные доказательства (сведения МУП «Брянский городской водоканал», письмо Управления имущественных отношений Брянской области, письмо МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о работе по выявлению бесхозяйных объектов), оценка которых в совокупности позволяет суду квалифицировать объект как бесхозяйный.

Поскольку спорный водопровод не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по водоснабжению. При этом суд учитывает, что отсутствие в материалах дела санитарно-эпидемиологических заключений, подтверждающих состояние водных ресурсов, не является основанием для отказа в иске, поскольку качество водных ресурсов не входит в предмет доказывания по настоящему спору.

Факт передачи спорного объекта на техническое обслуживание МУП «Брянский городской водоканал» не создает правовой определённости вещного права на водопровод и не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом обязанности по обеспечению водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения, соответственно выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов.

Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд, в порядке ст. 204 ГПК РФ, учитывая необходимость подготовки технической документации, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 20.04.2024 года.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию в срок 20.04.2024 года в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости: водопровод уличный, протяженностью 40 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 12, водопровод уличный, протяженностью 53 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 14, водопровод уличный, протяженностью 20 м., к жилому дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. Рылеева, 15.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 27.04.2023 г.

2-1453/2023 (2-6527/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Брянский природоохранный прокурор
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
МУП «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска
Управление Росреестра по Брянской области
Управление имущественных отношений Брянской области
Комитет ЖКХ Брянской городской администрации
МУП "Брянскгорводоканал"
ППК Роскадастр
МТУ Росимущество Калужской, Брянской и Смоленской областях
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
22.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.11.2022Передача материалов судье
10.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
28.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее