Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2985/2023 от 20.09.2023

УИД № 57RS0022-01-2023-002235-33

Производство № 2-2985/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2023 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Большаковой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Короткова Виктора Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области об обязании произвести перерасчет пенсии

установил:

Коротков Виктор Викторович (далее – Коротков В.В., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области об обязании произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что 01.08.2022 он обратился к ответчику за назначением пенсии по старости в связи с получением гражданства Российской Федерации. С 01.08.2022 ему установлена страховая пенсия в размере 10166 рублей. В апреле 2023 истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии в связи с тем, что его пенсия оказалась меньше, выплачиваемой ему в ДНР, не был учтен стаж работы в угольной промышленности. В ДНР его пенсия составляла 19800 гривен, что при перерасчете на рубли 39600 рублей. По результатам рассмотрения обращения и получения дополнительных документов, истцу произведена доплата в размере 2300 рублей. Полагает, ему необходимо сохранить пенсию, установленную на территории ДНР. Полагая отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии незаконным, истец Коротков В.В. просил суд обязать ответчика осуществить перерасчет пенсии с сохранением ее размера, получаемого на территории ДНР.

В судебном заседании истец Коротков В.В. и его представитель Короткова Л.И. исковые требования подержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснили, что пенсия Короткова В.В. должна быть пересчитана в рубли из расчета 1:1 исходя из курса национальной валюты, в которой он получал пенсию на Украине. Пенсия на территории Украины ему начисляется и по настоящее время, однако получать выплаты невозможно. После февраля 2022 пенсию он не получал.

Представитель ответчика – Ковалева Н.Л. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в решении об отказе, суду пояснила, что Короткову В.В. был произведен перерасчет пенсии с учетом данных, имеющихся в пенсионном деле истца. При расчете пенсии учтены все периоды работы истца, а также производится фиксированная шахтерская доплата. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях») (ред. от 30.04.2021).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также – Правила от 2 октября 2014 года № 1015).

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из ст. 1 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее – Закон № 17-ФЗ) следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Как следует из ч. 5 ст. 3 Закона № 17-ФЗ, если при пересмотре пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты размер пенсии, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий), не достигнет размера пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого пересмотра, к назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии устанавливается доплата, которая определяется как разница между размером пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого пересмотра, и размером пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение нескольких пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарным размером указанных пенсий), определенным при пересмотре в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 17-ФЗ гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые являлись получателями пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, на основании документов выплатного дела.

Как следует из материалов дела, 09.08.2022 Коротков В.В. обратился в ОПФР по Орловской области с заявлением об установлении страховой пенсии.

С 01.08.2022 истцу установлена страховая пенсия по старости. В апреле 2023 Коротков В.В. обратился с заявлением о перерасчете пенсии ссылаясь на то, что установленная ему пенсия оказалась меньше выплачиваемой пенсии в ДНР.

При обращении с исковым заявлением Коротков В.В. указывал на то обстоятельство, что он получал пенсию в размере 19800 гривен, что в перерасчете на рубли должно составлять 39600 руб.

Из представленной УМВД России по Орловской области информации установлено, что Коротков В.В. значится зарегистрированным по месту жительства с 21.03.2018 по настоящее время по адресу: (адрес обезличен). С августа 2022 по 29 апреля 2024 года значился в статусе иностранного гражданина по месту жительства с 08.08.2022 по 29.04.2024 по месту жительства: (адрес обезличен).

С 01.04.2022 по 01.04.2022 Коротков В.В. значился поставленным на миграционный учет по месту пребывания по адресу: (адрес обезличен), с 01.04.2022 по 27.09.2022 по адресу: (адрес обезличен)

Из материалов пенсионного дела следует, что Короткову В.В. на территории Украины с 20.05.1998 установлена пенсия.

Из имеющегося в пенсионном деле распоряжения и аттестата от 03.02.2023 следует, что Короткову В.В. выплата пенсии по возрасту на территории Донецкой Народной Республики не производилась, пенсионное дело направлено в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Орловской области по запросу как архивное.

24.04.2015 Указом Главы Донецкой Народной Республики № 158 утвержден Порядок выплаты и доставки пенсий. Согласно Порядка выплата пенсий осуществляется в российских рублях через территориальные органы.

Как следует из пояснений истца, он получал пенсию до февраля 2022 года на территории Украины в гривнах, где начисления производятся до настоящего времени, о чем истцом представлены соответствующие выписки.

Впервые Коротков В.В. обратился за установлением пенсии на территории РФ в Орловской области, по месту пребывания 09.08.2022.

06.04.2023    Коротков В.В. обратился с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с применением Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

11.04.2023    вынесено решение о перерасчете размера страховой пенсии по старости Короткову В.В. в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.03.2023.

В связи с поступлением в адрес ответчика выплатного дела Короткова В.В., назначение страховой пенсии по старости Короткову В.В. произведено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

На дату перерасчета пенсии - 01.03.2023 стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 Короткова В.В. составляет 25 лет 06 месяцев 18 дней.

Обращаясь с исковым заявлением, истцом неверно истолкованы положения Закона № 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".

Выплата пенсии Короткову В.В. на территории Донецкой Народной Республики не производилась, страховая пенсия истцу установлена при обращении в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, при этом учтен стаж работы истца на соответствующих видах работ, начислена ежемесячная доплата к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства каждое в отдельности и все вместе в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Короткова Виктора Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2023 года.

Судья      Ю.В. Большакова

2-2985/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коротков Виктор Викторович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Большакова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее